Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

    Актерские династии – это извечный повод для споров и сомнений, для сравнения и критики, для зависти и осуждения. Тем более, когда основатель династии – любимец зрителей, своеобразная икона отечественной комедии, тот, кто и через сто лет будет «живее всех живых»… Особенно, если продолжатель династии так похож на своего отца, да еще и играет на сцене, которая помнит поступь его именитого предка – Великого Евгения Леонова.

    По протекции Блока

    Судьба Андрея Леонова совсем не похожа на судьбу его отца, еще бы, ЕвГений Павлович родился в непростое довоенное время. И, несмотря на то, что лицедейство притягивало его с детства, дорога на сцену была непростой. В 14 лет он уже стоял у станка и осваивал профессию токаря – шла война, и, подчиняясь поговорке «Когда говорят пушки – муза молчит», мальчишка «давал план» наряду с взрослыми. Однако, свою мечту стать артистом Евгений не оставил и однажды, выпросив у брата пиджак, он пришел на экзамен в Московскую театральную студию. Серый неотесанный парнишка в нелепом пиджаке со смешной, курносой физиономией проникновенно читал Блока, и убедил комиссию в своем таланте.

    Но до славы было еще очень далеко, много лет Евгений Леонов выходил на сцену со словами: «Кушать подано», - и подрабатывал, снимаясь в массовках кино. Природная скромность и застенчивость мешала Леонову не только в творчестве, но и в личной жизни. Ему не хватало смелости познакомиться с девушкой, ну а если понравившаяся девушка вела себя высокомерно и холодно, это расстраивало Евгения до слез. Настоящую любовь артист встретил, когда ему было уже 31 год. «Театр имени Станиславского, где в то время работал мой отец, - рассказывает Андрей Леонов, - приехал на гастроли в Свердловск. Папа с друзьями отправились прогуляться по городу и познакомились со студентками музыкально-педагогического училища. У одной из девушек было необычно редкое и красивое имя Ванда. В общем, в конце прогулки у отца хватило смелости пригласить ее на спектакль. После спектакля они гуляли по ночному городу. Отец читал маме своего любимого Блока, Есенина, и покорил ее сердце за те три дня, пока театр был на гастролях в городе. Через некоторое время отец сделал ей предложение руки и сердца. Однако ее родители были против брака с актером, но моя мама уже тогда проявила свой твердый характер, и уехала в Москву».

    Тигр остался доволен

    Вскоре в семье Леоновых родился сын Андрей. В этот счастливый момент Евгений находился на съемках фильма «Полосатый рейс» в Ленинграде. «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу, – говорил в одном из интервью Евгений Павлович, - Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванной, вызвала много нареканий со стороны министра культуры». Именно перед съемками этой сцены Евгению Леонову сообщили о том, что у него родился сын. Он так обрадовался, что расцеловал тигра, а тот на него смотрел с непониманием: «Съесть, что ли? Или он не в себе?». Фильм «Полосатый рейс» принес Леонову фантастическую славу, предложения о съемках посыпались наперебой, за актером закрепилось амплуа комика. Леонов веселил зрителей, а в жизни был задумчивым. «Его очень легко можно было обидеть, какой-то невинной фразой, действием, - вспоминает сын Евгения Леонова Андрей, - Я навсегда запомнил один случай. Отец часто уезжал на гастроли, а я оставался дома с мамой. Помню, как мы ждали его возвращения. Даже, если он должен был приехать к ночи, меня не отправляли спать, а позволяли играть допоздна. Однажды я так заигрался со своими машинами, что когда вошел в комнату отец, я лишь кивнул в его сторону: «Привет, па!», - и снова переключился на игру. Отец как-то сразу посерьезнел, ссутулился, положил какие-то свертки, мол: «Это тебе, сынок», - и ушел на кухню. Я только потом понял: он огорчился, что я не обрадовался его приезду, он считал себя виноватым, в том, что мало уделяет мне времени. На самом деле я хорошо помню, как мы с отцом ходили на базар. Папа накупал целые сумки разных вкусностей, а мама его за это ругала: «Куда столько?». На что отец мудро заявлял: «Не пропадет, позовем гостей!». Он очень любил, когда в доме много друзей, был хлебосольным хозяином, да и сам любил поесть. Это я от него унаследовал».

    А еще Евгений Павлович любил повторять: «Ты можешь подвести лошадь к водопою, но пить она должна сама». Поэтому он никогда не проталкивал сына в актерскую профессию. «Отец не таскал меня по закулисью, видел, что меня больше влечет к технике. Да и учился я не важно. Однажды папу вызвали в школу и отчитали за мои двойки, сказали, что я балбес и ничего, кроме шофера из меня не выйдет. Папа краснел, бледнел… А потом подытожил: «Собирайся, отведу тебя в лес, сдам в интернат». И вот мы с вещичками спускаемся по лестнице, у обоих коленки дрожат. В общем, хватило его «сурового» характера только до первого этажа, таким уж он был мягким. Мама мне и подзатыльники давала и в угол ставила, а отец не мог, только защищал всегда».

    Заступник в изгнании

    Защитником Евгений Павлович был не только для родных, но и для коллег. В театре Станиславского, где он отработал более двадцати лет, он был секретарем партбюро театра. Возникли какие-то «терки» по поводу увольнения Евгения Урбанского. Леонов долго приводил доводы в поддержку товарища, а когда понял, что его просто не слышат, бросил пиджак на пол, стал по нему топать и кричать. И ведь отстоял друга. Однако постоять за себя актер не мог: и когда за его спиной в театре начались интриги, и когда его бывшие друзья пришли к директору и заявили: «Зачем нам Леонов, у нас, что других артистов мало?». Ему пришлось уйти в театр Маяковского, но и там не обошлось без зависти и склок. На телеэкране появилась реклама рыбы нототении, которую обаятельно подавал любимец публики Евгений Леонов. Режиссер театра собрал труппу и пустил по кругу шапку со словами: «Скинемся, чтобы артист не пробавлялся нототенией, а то костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича». Такого гордый актер простить не мог и перешел к Марку Захарову.

    Закулисные неурядицы сполна компенсировались народной любовью. Однажды накануне Нового года прошел фильм «О бедном гусаре замолвите слово», там у Леонова трагикомичная роль, героя убивают. Приходит письмо из Ленинграда: «Доложите своему начальству, что оно испортило застолье всему советскому народу. Как оно могло в такой день направить ружье на нашего любимого актера?!». Поклонники видели в Леонове комика. А он и сам любил комедию и часто повторял: «Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь». Старые добрые комедии по вкусу и Андрею, сыну ЕвГения Павловича: «Если бы машина времени занесла меня на место моего отца, я бы с удовольствием сыграл в фильмах Данелия «Не горюй», «Афоня». Да и характерный Сарафанов из «Старшего сына» мне тоже интересен».

    Оставил сына в сугробе

    Как говорится, от судьбы не уйдешь, однажды, заглянув к отцу в театр и посмотрев спектакль «Легенда о Тиле», Андрей решил, что просто обязан сыграть в этой постановке. Наследственное упрямство – от папы и решительность – от мамы, помогли ему закончить театральное училище и стать актером одиозного театра Ленком. Ну а потом в Андрее снова «заговорила» спонтанность мамы, и он решил … сходить в армию. «Впервые, отец стал меня отговаривать, он был категорически против моего решения, но я настоял на своем. Кстати, я не жалею об этом. Армия мне дала многое, я почувствовал себя самостоятельным. Когда все время живешь в семье, тем более в хорошей семье, где о тебе заботятся, растят в тепличных условиях, стать самостоятельной личностью можно только, если окажешься вдали от дома, от родных. Я служил в танковых войсках, представляете, каким бравым воякой я пришел! И сразу привел в дом свою будущую жену». Да, в амурном вопросе Андрей пошел не в папу. Он просто сказал родителям, что Алехандра, так таинственно звали его избранницу, Чилийскую студентку, с трудом изъяснявшуюся по-русски, будет жить с ним. Родители впали в шок, а Евгений Павлович никак не мог запомнить имя своей снохи, и стал называть ее по-своему, Сашей.

    Скоро у молодых родился сын, которого назвали в честь деда Женей. «Мы стали жить отдельно от родителей, - рассказывает Андрей. - Вот тут во мне проснулся не понятно от кого унаследованный, мужской деспотизм. Мне вдруг захотелось, чтобы жена успевала и обед готовить, и убирать, и за сыном смотреть. Почему-то мои родители сразу встали на сторону Алехандры, мол, она здесь одна, у нее кроме тебя никого нет, а ты ведешь себя, как свинья. Отец боготворил внука, просто трясся над ним. Иногда мы попросим его погулять с малышом. Папа все-время шутил: «А вы не боитесь, что я его потеряю?» Дело в том, что когда мне было года три, папа катал меня на санках, и задумался. Идет себе, мечтает, вдруг его догоняет прохожий и говорит: «Слушай, мужик, а ты ничего не потерял?». Отец оборачивается, в санках никого, а я сижу в сугробе, метрах в пятидесяти сзади. Об этом случае отец частенько вспоминал, когда собирался на прогулку с внуком, выйдет во двор с коляской, походит чуть-чуть и нас на помощь зовет: «Я боюсь, вдруг сосулька с крыши упадет, или машина из-за угла поедет, а я не успею защитить свое золотко». Отец уже неважно себя чувствовал».

    На сцене дрожат коленки

    Если в семейном дебюте Андрей был весьма решительным, то творческая премьера далась ему куда сложнее. Андрей играл небольшую роль помощника охотника в фильме «Обыкновенное чудо», где Евгений Павлович очень трогательно изображал деспотичного короля. «На съемках собрался такой актерский «букет»! Янковский, Абдулов, Миронов… - и все пытались меня учить. А меня от страха заклинило, я даже не мог сесть за стойку бара – коленки не гнулись. Папа мне говорит: «Ты ноги-то расслабь, они сами согнуться». Позже, когда я уже работал в театре, перед выходом на сцену меня от страха немного поташнивало от волнения. Помню, только начал играть Керубино в «Женитьбе Фигаро», стою за кулисами, мучаюсь, подходит отец: «А почему ты считаешь, что Керубино не может бояться до тошноты?» А в одном из спектаклей мы с отцом играли дуэтом: он сидел, я подошел к нему, присел, положил голову ему на колени и замер, язык просто онемел. Отец выждал паузу, понял, что я молчу от страха и тихо так мне на ухо: «Сынок, а ты говорить-то будешь?». Конечно, для недоброжелателей такие промахи хороший повод для пересуд, до сих пор Андрей слышит язвительную фразу: «Ну-у, до отца тебе еще далеко», - и очень обижается. Критика не по делу надолго его выводит из колеи, в такой момент он, как и отец может все бросить и уйти – ранимость досталась ему по наследству.

    Тогда, играя с отцом на одной сцене, Андрей не знал, что трагедия уже не за горами. Во время гастролей в Германии летом 1988 года надорванное сердце Евгения Павловича не выдержало и остановилось. Германские врачи чудом вернули артиста буквально с того света. Прошло всего четыре месяца, а Леонов уже репетировал спектакль «Поминальная молитва» – он просто не умел болеть. Роковое совпадение: именно этот спектакль через пять лет отменят в связи со смертью Евгения Павловича, но ни один из пришедших зрителей не сдаст в кассу билеты, а будут долго стоять у театра с зажженными свечами.

    Вспоминает сын: «Тот день был тяжелым. Я заехал за мамой, мы собирались на рынок. Отец в такое время обычно уже вставал, а тут он лежал и только попросил: «Купите мне чего-нибудь вкусненького». После рынка я завез маму домой и уехал, собирался подъехать к вечеру, отвести отца в театр. Мама потом рассказывала, что отец был очень раздражительным и даже сердитым, отказался от завтрака, жаловался, что не может взять себя в руки. Потом стал собираться в театр. Надел рубашку, стал переодевать брюки – театральный костюм был у него дома – и вдруг, пошатнулся и упал. В одну секунду его не стало».

    После смерти отца, Андрей понял, что теперь задача сохранять в семье родство душ ложится на его плечи. Подрастает его сын Евгений Леонов-младший, он мечтает быть артистом, а недавно лукаво поинтересовался: «Интересно, когда я вырасту, Марк Анатольевич Захаров еще будет главным режиссером Ленкома?». Династия продолжается…

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz