Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

Отечественный кинематограф отмечает сегодня День российского кино. 28 лет назад этот праздник получил официальный статус. В этот день в1919 году Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России.

В годы перестройки профессиональный праздник кинематографистов стал называться Днем кино России. Потом этот день решили перенести на 28 декабря. В этот день во всем мире отмечается Международный день кино, в память того дня, когда в  декабре 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинов братья Люмьер устроили первый в истории публичный киносеанс.

Некоторое время День кино в России не отмечался. В 2001 году в Службе кинематографии Министерства культуры День российского кино решили возобновить, отмечает РИА «Новости».

В мае 2002 года только что утвержденная Академия кинематографических искусств и наук предложила перенести День кино на конец сентября: глава Союза кинематографистов России Никита Михалков в интервью агентству "Интерфакс" заявил, что вручение премии Национальной российской академии кинематографических искусств и наук "Золотой орел" будет проходить в последнюю пятницу сентября, и предложил считать этот день Днем российского кино. Однако предложение Михалкова не нашло поддержки и День российского кино решили и впредь отмечать 27 августа.

Кроме того, в этом году отмечается вековой юбилей отечественного кинематографа. Так совпало, что в этот особый год доля российских фильмов в общих кассовых сборах возросла до 30%, по этому показателю Россия уступает в Европе лишь Франции.

Однако, несмотря на то, что с каждым годом в кинопрокате появляется все больше новых российских фильмов, зрители по-прежнему симпатизируют старому советскому кино. По данным  Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), таких людей в стране - 59%.

Неслучайно большинство самых титулованных фильмов отечественного кинематографа – это ленты, снятые еще во времена Советского Союза. Эти фильмы-победители стали классикой не только российского, но и мирового кинематографа.

"Летят журавли" (1957), режиссер Михаил Калатозов.

"Летят журавли" - единственный в истории советский фильм, который попал в лидеры французского кинопроката и получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале фильму пришлось дать новое название - Quand passent les cigognes (буквально "Когда пролетают аисты"), так как  на французском языке дословный перевод слова "журавль" grue дает второй смысл - "женщина лёгкого поведения".

Канны также признали Татьяну Самойлову лучшей исполнительницей женской роли. А оператора Сергея Урусевского наградили призом Высшей технической комиссии Франции. Именно ему принадлежит авторство конструкции круговых операторских рельсов, которые были использованы в фильме для съёмок сцены гибели Бориса.

"Иваново детство" (1962), режиссер Андрей Тарковский

Известно, что вначале фильм по мотивам рассказа Владимира Богомолова "Иван" снимал молодой режиссёр Эдуард Абалов. Однако его работу на "Мосфильме" признали неудачной, и изъяли отснятые материалы.

Год спустя, за работу взялся Андрей Тарковский. На роль капитана Холина режиссер предложил Владимира Высоцкого, но худсовет, просмотрев пробы, назвал их неудачными.

Через пять месяцев дебютный фильм Тарковского "Иваново детство" был готов. Его сняли по  переработанному сценарию с экономией 24 тысячи рублей. А несколько месяцев спустя - в августе 1962-го – картина завоевывает главный приз Международного кинофестиваля в Венеции - "Золотого льва".

"Война и мир" (1966) , режиссер Сергей Бондарчук

Фильм был удостоен премии Американской киноакадемии "Оскар" за 1968 год как лучший зарубежный фильм. Он стал самым высокобюджетным фильмом в истории советского кино.

В съемках были задействованы подразделения Советской армии. Для военнослужащих была специально подготовлена форма образца начала XIX века. Для режиссера было важно снимать поля сражений с высоты птичьего полета.

По всему миру фильм Бондарчука собрал множество призов. В Москве в 1965 году  на МКФ был вручен  Большой приз фильму и диплом  актрисе Людмиле Савельевой - исполнительнице главной роли.

"Солярис" (1973), режиссер Андрей Тарковский

Этот фильм, принесший Тарковскому специальный приз на Международном Каннском кинофестивале, был снят на основе одноименного романа польского писателя-фантаста Станислава Лемма.

"Солярис" - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским", - вспоминал Лемм. "Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот".

"Восхождение" (1976), режиссер Лариса Шепитько

Этот фильм чуть было не попал на полку контролирующих органов, которые считали, что "вместо партизанской истории снята "религиозная притча с мистическим оттенком".

Но "Восхождение" не только было официально принято в СССР, но и имело оглушительный успех на западе. Главный приз  Берлинского  фестиваля обеспечил фильму прокат по всему миру.

В отличие от классики советского кино, российские режиссеры не так часто становятся победителями международных кинофестивалей. Впрочем, некоторым из них удалось добиться высоких результатов.

В 1992 году Никита Михалков был удостоен "Золотого льва"  в Венеции за фильм "Урга, территория любви". Но триумфом режиссера стали "Утомленные солнцем" - картина, получившая награду Американской академии киноискусства за лучший иностранный фильм.

Свое название фильм получил благодаря случаю. Поначалу сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии». Потом появилась идея назвать картину «Утомлённое солнце 36-го года» - имелось в виду знаменитое танго Оскара Строка. Когда режиссер работал над картиной, ему позвонила знакомая и спросила: "Когда будут готовы ваши "Утомлённые солнцем"?". Это словосочетание понравилось Михалкову, и он предложил своему соавтору дать фильму новое название.

"Старик и море" (1999), Андрей Петров

Еще одним оскаровским лауреатом стал Андрей Петров. Его мультипликационный фильм "Старик и море" по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя получил награду Американской академии киноискусства как лучший короткометражный фильм. "Старик и море" стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAХ.

"Возвращение" (2003), Андрей Звянгинцев

Название фильм Звягинцева стало символическим: с ним российское кино вновь вернулось на мировой экран после тяжелых для отечественного кинематографа 90-х. Этот фильм получил 27 наград по всему миру, в том числе награды 60-го Международного Венецианского фестиваля - "Золотого Львв Святого Марка" и премии Луиджи Де Лаурентиса "Золотой Лев Будущего" за режиссерский дебют в кино.

Сегодня в России существует около 40 киностудий, из них  три крупные ? "Мосфильм", Киностудия имени М. Горького, "Ленфильм", и более 30 региональных студий кинохроники. Производственные мощности трех крупнейших  киностудий позволяют снимать около 100 фильмов год. Доля отечественных фильмов в общих кассовых сборах составляет почти 30%. По этому показателю Россия уступает в Европе только Франции. Эти цифры назвал министр культуры РФ Александр Авдеев в ходе пленарного заседания Государственной думы РФ 2 июля 2008 года.

Министр отметил, что в 2008 году предполагается принципиально изменить форму руководства и финансирования кинопроизводства. С 2009 года государство будет размещать госзаказ на кинопродукцию. "Государство будет стимулировать кинопроекты, несущие идеи гуманизма, духовности, патриотизма и другие нравственные ценности народов России",? сказал министр. Стимулирование, отметил он, будет проходить через "национальный заказ, не через конкурс".






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz