Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

    Его называют актером с детством, задержавшимся во взгляде, или человеком-оркестром, потому что он играет на многих музыкальных инструментах. Но большинству Юрий Чернов вспоминается по роли двоечника и шалопая, шута и постоянного обитателя последней парты Сыромятникова из культового фильма «Доживем до понедельника».

    Прирожденный артист

    - Он вовсе не шалопай и не шут, двоечник – да, но добрый и обаятельный…

    - И очень убедительный. Так и хочется спросить: вы тоже прогуливали уроки и забывали дневник с двойками?

    - Я-то как раз учился прилично, никогда не списывал – с детства понимал, что в жизни надо рассчитывать только на себя. Учителя шутили: «Зачем тебе учиться, ты же прирожденный артист!». Я и в самом деле с самых малых лет все время кого-то изображал, что-то показывал. Родители заметили это мое увлечение и меня поддерживали. Сначала отправили учиться игре на гитаре, а с двенадцати лет я играл в детской актерской студии на Куйбышевском телевидении – читал стихи, пел, танцевал. В то время все передачи шли в прямом эфире, поэтому приходилось много репетировать. Зато, знаете, каким гордым я приходил в школу на следующий день после эфира!?

    - Вы родились в Куйбышеве, а кто ваши родители?

    - Мне как-то ближе называть свой город Самарой – есть такая песня «Эх, Самара, городок…», я ее спел на одном из своих компакт дисков, посвятил моей мамочке, которая здорово поет. У мамы великолепный голос, но она у меня не актриса, она работала в магазине, ее все очень любили, и даже в газете про нее статью написали под названием «Хозяйка прилавка». Если у меня есть талант, так это от мамочки, Валентины Ивановны. А папа работал художником-оформителем на Куйбышевском авиационном заводе.

    - Каким вспоминается детство?

    - Очень радостным. Я рос в пионерских лагерях – чтобы вывозить нас с сестренкой летом на природу, к Волге отец устраивался работать в лагерь художником. Кстати, с тех лет у меня появился страх к большой воде – друзья решили научить меня плавать, вывезли в лодке на середину Волги, бросили в воду и стали уплывать. Я жутко перепугался, чуть не утонул.

    - Отдых на природе нередко рождает романтическое настроение. Со многими первая любовь случается именно в пионерских лагерях?

    - Я не знаю, может быть моя первая любовь – это учительница в школе: она была высокая, огромная, и я на нее все время смотрел без отрыва. Потом она попросила девочек: «Вы скажите Чернову, чтобы он на меня так не смотрел». А потом мне понравилась одноклассница, это было уже в пятом классе. Однажды мы шли строем в буфет на завтрак. Я выбрал момент и поцеловал эту девочку… а она пожаловалась родителям, те сказали учительнице, а она в свою очередь моим родителям. Дома мне устроили нагоняй. Это был первый урок, я понял, что с девочками не надо быть таким прямолинейным. Позже я уже занимался в студии, и актерство меня увлекало больше, чем девочки: я с удовольствием выступал, был модником – научившись у крестной шить на машинке, себе и всем своим друзьям вшивал клинья в брюки, ушивал батники…

    - Так вы были стилягой – прямая дорога в артисты! Так почему вы поступили именно в цирковое училище?

    - Я твердо решил, что учиться должен только в Москве, приехал, подал документы во все театральные ВУЗы, и везде провалился. Мой приятель по общежитию, зная, что я играю на гитаре попросил подыграть ему на вступительном экзамене в эстрадно-цирковое училище. Я согласился…и тоже поступил. В общем, я даже доволен, что так получилось, именно в этом училище я научился играть на многих музыкальных инструментах: на губной гармошке, на балалайке, могу перекувырнуться в воздухе, пройтись на руках – навыки, которые очень мне пригодились потом, которые я использую в своих концертах и по сей день.

    Похоронил всю родню

    - Студенческие годы – это ведь не только учеба, наверняка занимались и тем, что «не указано в расписании» - девушки, портвейн, халтура по ночам?

    - Девчонки из округи иногда приходили посмотреть, как мы с приятелями дурачились – играли сценки. На курс старше учился Гена Хазанов. Но на любовь не хватало времени, все свободное время проводили на киностудиях – подрабатывали съемками в эпизодах. У меня был друг Слава, внешне очень похожий на Юрия Никулина, он все время околачивался на киностудии и как-то пригласил меня. Тогда снималась картина о Блюхере, из времен гражданской войны, нас взяли на роли солдатиков, которые во время привала разыгрывают самодеятельную сценку перед красноармейцами. Мой солдатик изображал японского генерала: наклеили черные усы, бороду, а на белобрысую голову надели шапку. По сюжету я снимаю шапку, чем вызываю смех у красноармейцев. В этом гриме меня увидела ассистентка Ростоцкого и пригласила зайти в аудиторию, где как раз собиралась вся съемочная группа картины «Доживем до понедельника». Я еще войти не успел, а со всех сторон уже зазвучало: «Ой, Сыромятников!». Меня взяли сразу, без проб, и начались съемки. Правда съемками это назвать сложно, потому что все было как в жизни. Как и наши персонажи, мы так же были влюблены в Ирину Печерникову, просто боготворили ее, мы с невероятным уважением относились к Вячеславу Тихонову, он для нас был кумиром: я звонил маме и кричал в трубку: «Мама, я снимаюсь с Тихоновым!» - а она в ответ: «Сыночек, ты такой счастливый, возьми автограф». Когда фильм уже вышел на экраны, Тихонов приехал в мою родную Самару, выступал в том самом дворце культуры, где работал мой папа. Папа рисовал афишу, и рядом с Тихоновым изобразил меня, а потом целый месяц, пока висела афиша очень мною гордился. Еще была история, которую я вам расскажу по секрету: Сыромятников – он же двоечник, надо было, что бы и костюм и портфель соответствовали образу. И вот чтобы «отфактурить» портфель мы пошли в школьный двор играть этим портфелем в футбол. И вдруг из окна голос: «Эй, двоечник, прекрати пинать портфель», - значит, я был убедительным в образе! А однажды после удачной съемки мы выпили и потерями портфель со сценарием, было очень стыдно, мы переживали, что кто-то найдет и прочитает. Портфель потом отыскали.

    - Юрий Николаевич, после успешного дебюта вы довольно долго не снимались, почему?

    - Даже пошли слухи, что я все это время сидел в тюрьме – не понимаю, за что меня сажать? Я был студентом, а пропуски занятий из-за съемок не приветствовались. В то время меня пригласили на роль Петрухи в картину «Белое солнце пустыни», утверждали без проб. Пришлось отказаться, потому что в училище поставили условие: «Или ты учишься, или снимаешься». Жалко, потому что Петруха – это роль для меня, я бы мог Луспекаеву что-то на гитаре подыграть, подпеть… Тогда я решил, что учеба важнее, никто же не знал, что фильм станет культовым.

    - Как же вам удавалось сниматься у Ростоцкого?

    - Приходилось сбегать – сколько у меня было отговорок, разных причин, скольких бабушек, тетушек и прочих родственников я «похоронил», как будто у нас в Самаре страшная эпидемия прошла. Так что для второго фильма у меня больше не осталось «живой» родни.

    - Почему вы решили поступать еще и в ГИТИС, циркового училища показалось мало?

    - Это произошло не сразу. Я пять лет отработал в филармонии, сыграл главную роль в картине Сергея Юткевича «Маяковский смеется» по пьесе «Клоп». Там был потрясающий актерский ансамбль: Леонид Броневой, Галина Волчек, Ия Савина… К сожалению, фильм прошел не заметно, но он перевернул мою жизнь – меня пригласили в Театр Миниатюр, а параллельно я стал учиться на заочном отделении факультета режиссуры эстрады и массово-культурных представлений ГИТИСа, у Бориса Сергеевича Брунова. Я понял, что хочу уже сам что-то делать, как режиссер. Чем хорош заочный факультет? – Тем, что студенты съезжаются из разных городов на месяц, за этот короткий срок придумывают сюжет и создают из него мини-спектакль, с музыкой, танцами, песнями. Это сумасшедшая выкладка! Мы ходили в баню преподавателями…

    - ???

    - Зачеты сдавать: собирался курс, и все шли в баню, там нам ставили зачеты. Кто не пришел, я имею в виду студентов мужского пола – те идут сдавать обычным путем, в аудиторию. Я рассказываю, потому что это было давно, об этом весело вспомнить.

    Отелло промахнулся

    - Мы совсем забыли о вашей личной жизни, хоть вы и говорите, что вам и было некогда, между тем у вас трое детей. Расскажите об их маме.

    - Первая дочь Анна у меня от первого брака. Может быть было ошибкой так рано жениться… Я учился в цирковом училище, она жила напротив, ходила заниматься в театральную студию, познакомились. Не знаю: она была плоха, или я недостаточно хорош – одним словом, друг друга стоили, не зря же говорят «муж и жена – одна сатана».

    - Вы расстались, а с дочерью отношения поддерживаете?

    - Конечно, она уже сама мама – у меня внук Леша.

    - Наверное, для второй супруги у вас найдется больше слов?

    - Конечно, с Валентиной мы вместе уже двадцать шесть лет, а познакомились мы во ВГИКе. Я пришел поступать, заглянул в какую-то аудиторию – то ли за ручкой, то ли за линейкой, а она там сидела. Как-то сразу разговорились. Валентина работала на кафедре, занималась польским театром – серьезный человек, сейчас начальник управления образования в министерстве культуры. Наверное, это судьба – ведь я мог зайти в другую аудиторию, и ничего бы не произошло. Свадьба у нас была 1 апреля – шутка, которая длится больше четверти века. В этот же день я еще играл свадьбу на сцене, в театре Миниатюр, в спектакле по Шукшину «Точка зрения». Утром мы поехали, расписались. Потом вместе с гостями отправились к нам домой, посидели, отметили. Вечером я ушел играть жениха на сцене, а после спектакля вместе с партнерами и «невестой» вернулся догуливать домой.

    - Нечто похожее было в каком-то фильме.

    - Правда? Вот видите, каждое слово рано или поздно материализуется, ни одна мысль не исчезает бесследно. Поэтому не надо говорить плохое, лучше больше добра, тепла, улыбок, радостей, покоя душевного.

    - Вы намеренно пропустили рассказ о романтическом этапе ухаживания, о «цветочно-конфетном» периоде?

    - Вы знаете, со мной произошел один случай, после которого я очень не люблю дарить цветы. Это было очень давно, я еще был студентом циркового училища, ехал в гости к девушке. Возле метро купил у старушки красивые георгины, пока ехал вниз по эскалатору держал их головками вниз, а внизу обнаружил, что все головки отвалились, остались одни заостренные палки. Я не поленился подняться наверх – если бы я нашел эту старуху, я бы не знаю, что бы с ней сделал. Было так обидно, так больно, и не из-за потраченных денег – представляете, если бы я эти цветы подарил. С тех пор я много лет вообще никому не дарил цветы, все время вспоминались те заточенные палки. Это про цветы, а в остальном я ухаживал, ревновал. Я был жутко ревнючий, следил за ней, однажды была история, над которой Валя потом долго смеялась: Валя была на работе, задерживалась, а я ждал ее дома и все время выглядывал в окно. А у нее был такой модный плащ, серебристого цвета. Вижу какая-то женщина в таком же плаще садится в такси и куда-то уезжает. Думаю: «Моя», - сердце сжимается, глаза наливаются кровью, меня колотит, я хватаю машину и еду следом, решаю: «Если догоню, убью, зарЭжу!».

    - Догнали?

    - Угу. Оказалась не она. Когда я вернулся, она была дома, поинтересовалась: «Где это тебя носит», - я тогда не признался.

    - А вас жена не ревновала, все-таки актерская профессия предполагает повышенный интерес женщин?

    - Конечно, наверное это было, но она настолько мудрая женщина, что я ничего этого не видел. Иногда бывало она что-то такое швырнет-скажет… но тут же возьмет себя в руки и успокоится. На самом деле мне всегда очень везло на красивых партнерш, мы с женой как-то разговорились, и она стала вспоминать всех моих киношных и театральных «жен»: Лариса Лужина, Маша Аронова, Тамара Дегтярева, Ия Савина, Лена Дробышева – всех и не вспомню.

    - Есть ли у вас секрет семейного счастья?

    - Семья – это большой труд, нужно научиться уступать, терпеть, сдерживать себя в каких-то порывах. Почему молодые часто расходятся? Потому что горячие, не сдержанные на слова и поступки: что-то не так – топнул ногой и ушел. Но будет другая семья, а проблемы останутся те же, только ты мудрее станешь, и спокойнее. Бывает, и мы ругаемся, тогда Валя уходит в другую комнату, чтобы я ее не раздражал, а я начинаю что-нибудь мыть, стирать – меня это успокаивает. Много лет мы жили с ее родителями, все удивлялись: «Как тебе удается ладить с тещей?». А я отвечал: «Теща – мой лучший друг! Как можно ругаться с людьми, которые сделали мне такой подарок – мою жену?». И вот что интересно, в любых спорах теща всегда встает на мою сторону.

    - Младшим детям сколько лет?

    - У меня очень интересно получилось – дети рождались ровно через семь лет: старшей Ане сейчас 31, Максиму 24, Ярославе 17, и внуку Леше 10. Вроде бы закономерность прервалась, три года назад мои ребята прозевали очередную дату.

    Пошел сдаваться

    - Так получилось, что после яркого дебюта вам доставались не очень заметные роли – не обидно?

    - Нет, значит, на то воля Божья. У меня море эпизодов, и я их очень люблю. Что Бога гневить – есть руки, ноги, я работаю, задействован, я не бывал в простое. Я никогда ни на кого не роптал, что со мной что-то не так происходит, потому что если что-то не так, значит в этом виноват только я. Я и в режиссуру пошел, чтобы ни от кого не зависеть – у меня свой коллектив, я с ним выезжал в Америку, в Финляндию… И здорово, что в свое время я многому научился – теперь все свои способности использую в концертах. Сейчас еще много фестивальной работы, в Анапе на «Киношоке» я веду «Малышок», с этого года меня сделали художественным руководителем.

    - В Театре Миниатюр вы уже давно не работаете?

    - Да, там получилась одна обидная история. Вместе с моим другом Владимиром Корнеевым мы подготовили программу, с которой собирались выступать перед нашими войсками в Афганистане. Но члены бюро театра нас не отпустили – даже не видя наших номеров, они «прицепились» к тому, что мы не посещаем политзанятия. Стало горько, что наши товарищи нам не доверяют, и я подал заявление об уходе. Потом я работал в Театре Луны у Сергея Проханова – ушел, потому что не успевал, было много антреприз и поездок с концертами. А сейчас играю в Театре-школе современной пьесы, пока не постоянно, но очень надеюсь утвердиться в этом театре, все для этого сделаю.

    - Какой-нибудь неактерской работой заниматься не пробовали, как многие ваши коллеги?

    - Зачем, меня профессия кормит. Вы слышали о таком фонде «Филантроп» - помогает одаренным инвалидам. На одном из фестивалей я познакомился с президентом этого фонда, теперь активно участвую в работе фонда. Я был ошеломлен, когда первый раз увидел детей-инвалидов, которые на колясках выезжают на сцену, поют, разыгрывают спектакли. А как танцуют глухонемые, как они чувствуют музыку, хоть ничего и не слышат! Для этих ребят устраивают фестивали, где они собираются и чувствуют себя счастливыми. На одном из фестивалей я спас девочку, она тонула. А на следующий день я сажусь в лифт – мы жили в гостинице, - а там эта девочка с мамой, говорит: «Если бы я знала, что меня спасет артист, я бы каждый день тонула».

    - А защищать женщин не приходилось?

    - Бывает, что я заступаюсь за женщин, когда их цыгане останавливают, несколько раз такое случалось. Недавно мы с женой шли и увидели, как цыганка морочит голову девушке, та уже почти в отключке, глаза стеклянные, не соображающие. Я подошел, взял ее под локоток и строго: «Люда идем со мной, быстро», - что-то еще говорю, а сам тащу ее прочь. Цыганка растерялась, пыталась ее удержать, а потом решила, что мы знакомы и отошла. Девушка очнулась: «А почему вы меня зовете Людой?». Потом благодарила – ее бы ограбили подчистую.

    - Ваши герои в основном отрицательные – не случалось комичных историй в связи с этим?

    - Мой сын, когда был маленький говорил: «Мам, а почему у нас папа такой плохой?». – «Он не плохой». – «Да не по жизни, по кино». А истории случались разные. Только-только вышла картина «Из жизни начальника уголовного розыска», где я играл бандита Корыто. Мы тогда жили напротив Театра Миниатюр, а это как раз рядом с Петровкой 38… Сейчас, кстати, живу рядом с Бутыркой. Как то раз, возвращаясь домой, поймал такси, говорю: «Мне на Петровку». В ответ: «Ну чё, Корыто, сдаваться едешь?». Алкоголики и пьяницы считали за своего – это нормально. Неприятной была одна история. Я снялся в рекламе очередной пирамиды «Дока-хлеб», где мужик с бородой ел красную икру, икра падала и даже кошка от нее отворачивалась. Реклама шла по всем каналам с утра до ночи. Прошло много времени. Мы с женой в магазине стоим у кассы в очереди. Кассирша меня узнает, говорит теплые слова. И вдруг мужик, который уже отошел от кассы разворачивается и во весь голос: «Да помню я, как ты красную икру ложкой жрал, ты все государство обворовал со своими акциями…» и дальше матом. Было очень обидно, разве я виноват, никто не знал, что это все обман, я такой же, как и все пострадавший.

    Бэн Ладан ни при чем - балалайка виновата

    - Сейчас снимаетесь?

    - Да, снялся в двух сериалах, сыграл пожарного, как не сложно догадаться – плохого, который берет взятки. А! Есть и положительный персонаж – я сыграл Дьякона. И вот что интересно, мы снимали в Троице-Сергиевой лавре. Меня там все за батюшку принимали, пропускали к святым мощам прикоснуться, без очереди к святой воде… И вдруг подходит ко мне девушка, говорит: «Батюшка, благословите меня». – «Не могу – отвечаю, - я актер, мы здесь кино снимаем». Она посмотрела на меня, как на сумасшедшего, попятилась и убежала.

    - Надо было благословить ее.

    - Ну я же не имею права. И так обмана в мире много, зачем добавлять, от наших поступков зависит наше будущее. Поэтому я прошу: давайте делать добро, снимать доброе, хорошее кино, сказки для детей… А то посмотришь – что ни фильм, то стрельба, кровь, взрывы, катастрофы. Американцы по этой части большие мастера – чем все это для них закончилось?

    - Да, башни-близнецы были излюбленными декорациями для боевиков.

    - Кстати, мы были на гастролях в Америке, когда эти башни взорвали. Мы играли спектакль в Сан-Франциско, в финале у меня трюк: мы выходим на поклон, я ставлю балалайку себе на голову и кланяюсь. И вот на последнем спектакле балалайка упала и разбилась вдребезги – первый раз в жизни такое случилось. Мы приехали ночью в гостиницу, я не могу спать, голова идет кругом – что делать, где достать балалайку, завтра утром вылетаем в Нью-Йорк, а вечером там должен быть спектакль. Наш продюсер, эмигрант из России меня успокоил, мол, будет тебе балалайка, у меня дома, в Нью-Йорке есть. С этой мыслью я засыпаю, а рано утром в четыре часа включаю телевизор и ничего не могу понять: горит башня. Переключаю на другой канал – та же картинка, по всем каналам одно и то же. Я понимаю: война! И вдруг второй самолет врезается, слышу голос ведущей: «О, my God!(Боже мой!)». В восемь утра мы уже не спим, смотрим новости: все бегут, аэропорта закрыты, самолеты не летают. Мы в шоке – гастроли по Америке пролетают, у каждого еще и свой график концертов. В общем, пять дней мы сидели в гостинице, а ребята надо мной подтрунивали: «Чернов, это все из-за твоей балалайки». Я понял, что с любым может что угодно случиться. Даже через полчаса мы не знаем, что произойдет – дом взорвется, самолет упадет, в заложники захватят… нет, я не к тому, что надо об этом постоянно думать, а к тому, что надо ценить каждый миг. Вот я люблю природу и каждый год в начале лета мечтаю поехать на рыбалку, а в начале зимы планирую отправиться в заснеженный лес на лыжах, но все никак не получается, на все не хватает времени. Может этой зимой, наконец, соберусь.   

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz