Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

25 сентября выходит в прокат фильм «Однажды в провинции». Режиссер Катя Шагалова предложила еще раз прогуляться за пределами МКАДа, прожить пару недель в общаге, чтобы понять, насколько самобытна, упряма и несговорчива на перемены Россия. Под музыку Юры Шатунова, который стал чем-то вроде гимна периферии, эта история действительно смотрится как рядовой (читай ужасный) случай в русской провинции.

Еще летом на ММКФ, где состоялся первый показ «Провинции», ленту наградили призом ФИПРЕССИ как лучший фильм Основного конкурса, а заодно окрестили «"Грузом 200" для женщин». Не случайно. Помимо идентичного индустриального пейзажа разворованных фабрик и грязи по пояс, в фильме играют Леонид Бичевин, исполнивший в прошлом году у Балабанова своей дебют в красной футболке СССР и Алексей Полуян (маньяк-импотент из «Груза»).

Мимо Полуяна, сыгравшего у Шагаловой безобидного но (как же иначе?) умалишенного коменданта у шлагбаума по прозвищу Лошадь, проезжает машина, которая завезла главную героиню в такую дыру, из которой либо бежать, либо вешаться. Один-единственный завод, где под мегафонные раскаты «Ласкового мая» работают все здешние мужчины, а бабы тем временем либо водят детей за руку по колдобинам, либо стирают, если включают горячую воду в душевой. Остальное время существование жителей скрашивают драки, скандалы и водка, которая появляется в фильме через кадр. Этот привычный уклад вне времени и пространства нарушает девушка Настя (Юлю Пересильд), приехавшая на покаяние к родной сестре Вере (Эльвира Болгова). Непростая судьба настигла их с разницей в несколько лет. Сперва отец-военный выгнал из дома Веру за ее роман, разрешившийся нежелательной беременностью, после – Настю, которая начала как актриса кино, а закончила как дочь, спущенная с лестницы за то, что помогла деньгами сестре. После выяснения, кто большая мразь, сестры обнимаются, а за окнами уже звучат «Белые розы», которые, как водка, играют сопровождение всего сюжета.

Следующая часть фильма упорно напоминает лучшие картины Альмодовара. Не в плане цвета – в этом Шагалова послушно придерживается атмосферы убийственного серого неба и замызганных курток – а в плане народившегося взаимоотношений всех героинь фильма. К двум сестрам примыкает и милиционерша с пунктиком на фэн-шуе (Любовь Толкалина) с дочерью алкоголичкой. Вместе они плачут друг у друга на плече, говорят украдкой про мужчин и любовь, вспоминают прошлое, читают стихи, смеются, ссорятся, но в конце всегда обнимаются. Эти женщины на грани нервного срыва тем не менее считают, что живут в лучшем из миров, кто бы их ни мордовал, кто бы ни насиловал. Любовь Шагаловой к Альмодовару понятна и оправдана, ведь если бы не привязанность испанца к тематике травести, его бы женщины полюбились российским не меньше, чем «просто Мария». Ведь что такое те же «Женщины на грани нервного срыва»? Мексиканский сериал, умещенный в полтора часа экранного времени. Шагалова идет по той же дороге: в принципе события фильма можно было разыграть за сутки. Настя, пребывающая в тихом шоке, переживает события одной ночи, которых ей хватает, чтобы собственной шкурой осознать, что такое «умом Россию не понять».

Но инструментально-сентиментальная тема, идущая вторым и последним после Шатунова саундтреком к фильму, компенсирует документальный ужас быта провинциального городка. К тому же чувственности фильму придает и отсылка к сюжету пьесы «Трамвай "Желание"», который, кстати, был у того же Альмодовара в «Все о моей матери». Настя со своими столичными попытками эмансипировать женскую долю натыкается на вилы сурового мужлана (Александр Голубев), любовь к которому жены Веры дороже сестринских страданий.

С этого момента сюжет фильма начинает новый виток. Отходя от мелодраматизма Альмодовара и Теннеси Уильямса, Шагалова возвращается к тому, ради чего затеяла эту игру в сантименты. Водочная метафизика как кипяток шпарит заждавшихся счастья в шалаше героинь.

Начали за здравие, а кончили за упокой. Это даже не мораль «Провинции», а какой-то рок глубинки, который ни за что не пойдет на подкуп добра и справедливости. К горлу подкатывает здоровенный ком от понимая, что правда жизни неотвратима. И дело не в том, что Балабанова, Хржановского, Вырыпаева, теперь еще и Шагалову, а скоро и Серебренникова («Юрьев день») тянет снимать кошмары замкадовой реальности, а в том, что это судьбоносно и для самих режиссеров. Подобно тому, как Настя хотела вырваться обратно за пределы этого ужаса, так Шагалова хотела снять альмодоваровских женщин. Но не вышло. Начали с Альмодовара, а кончили «Грузом 200». И «Белые розы» фоном.

Александр ЗУБКОВ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz