Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

К просмотру нового фильма Алексея Учителя зритель приступает во всеоружии: глядя в круглое окошечко прицела. Обладатель Золотого «Святого Георгия» за «Космос как предчувствие», Учитель предлагает на этот раз новый формат фильма о войне. На «Кинотавре», где «Пленный» был представлен в конкурсной программе, этот формат не восприняли. Зато картина получила приз за режиссуру на фестивале в Карловых Варах. В этом есть своя логика. «Пленный» не является кинематографическим открытием на военную тему – для этого он предлагает слишком авторский взгляд. Однако именно этим взглядом, стремящимся к уходу от обобщений и традиций, и покоряет новая лента Учителя.

В основе фильма лежит рассказ Владимира Маканина «Кавказский пленный». Двое русских военных пробираются к своей колонне, запертой в горах, а ведет их чеченский юноша, специально для этой цели захваченный в плен одним из товарищей. 16-летний пленник красив, как девушка, наделен романтической хромотой и не менее романтической гордостью, словом – почти что Мцыри. Для Учителя создание образа с такими литературными корнями в контексте военного фильма очень характерно. Как никак именно «Дневник его жены» о богемном и страдальческом существовании Бунина в эмиграции прославил этого режиссера. Однако переместить акцент с «литературщины» и эстетства на невыразимые жизненные проявления Учителю удалось уже в «Космосе как предчувствие». В «Пленном» лермонтовский герой, в конечном счете – просто мальчик, и играет его, кстати, грузинский школьник Ираклий Мсхалаиа. Здесь практически отсутствует интеллигентный глянец, свойственный ранним фильмам Учителя, однако не находится места и балабановской чернухе – такой же, впрочем, философской. Камера Юрия Клименко, давно работающего с Учителем, не отворачивается от прекрасного, будь то лицо человека, панорама гор или игра светотени. В этом вызов «Пленного»: война не способна затмить красоту, зато последняя может затмить войну. Пусть только на время.

В «Пленном» мощно и точно проявлено чутье Учителя на тайные колебания человеческой души. Его внимание здесь сосредоточено на фигуре солдата по кличке Рубаха (Вячеслав Крикунов). С самого  начала он погружен режиссером в ситуацию охоты. Именно так происходит захват в плен молодого чеченца – в процессе зачистки, представленной как травля лесного зверья, с собаками. В сцене погони мелькание ветвей, земли и убегающей жертвы буквально превращает преследователя в хищника. Таким и хочет его видеть напарник Вовка (Петр Логачев), наделенный односторонним взглядом на вещи и достаточно комфортно чувствующий себя на войне, с ее законами, нацеленными на выживание. Поэтому он лишь спутник, оруженосец при классическом рыцаре, которому приходится делать выбор. Пленник пробуждает в Рубахе неформатное для войны отношение, которое было бы правильнее всего, не конкретизируя, назвать нежностью. Буквально и символически юноша становится для героя проводником. Там, куда он его ведет, звучат ясные евангельские отголоски и меняется смысл жертвы: от загнанной дичи к цене искупления. Впрочем, как раз искупления в фильме не происходит: в последний момент все становится на свои места. Только потерянная героем уверенность в том, что закон выживания – это норма, уже не вернется. Учитель – мастер нюансов, а не откровений. Его, как всегда, интересует неуловимое смещения взгляда. Если не в сторону спасения души, то хотя бы просто за рамки прицела.

Мария ГРОСИЦКАЯ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz