Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

Мог ли в далеком 1985 году Дольф Лундгрен, сыгравший тогда русского боксера-убийцу Ивана Драго, представить, что более чем через 20 лет он приедет в Россию, чтобы снять «правдивый» фильм о русских? Смешно и сентиментально. Но во вторник, 14 октября, Дольф Лундгрен на неожиданной пресс-конференции в Екатеринбурге тем не менее заявил, что собирается снять фильм в России и о России, чтобы разрушить западные стереотипы о русских людях.

«Мы были в подразделении спецназначения, где командир получил награду. Он опустил ее в полный стакан с водкой, все выпил, поцеловал медаль и положил обратно в коробочку. Мне бы хотелось снять этот эпизод. Он проявил себя, как настоящий мужчина. Любой другой, выпив стакан водки, упал бы замертво», - отметил Лундгрен. Заявление актера выглядело совершенным откровением, в котором не было ни толики иронии, только изумление. Это далеко не частная ситуация. Сегодня мировой кинематограф меняет свое отношение к русским, и сложившиеся клише уже не работают.

История того, как Голливуд изображал русских, столь забавна, сколь и трогательна. Панический страх того, что в 50-е и в 60-е ядерный кулак Советов ударит по США был велик настолько, что антикоммунистическая пропаганда решила задействовать самое массовое искусство. В тот период снималось немало пропагандистских лент как художественных, так и документальных. Но в целом отношение Голливуда к России можно условно поделить на три периода.

1. Гордость и предубеждения

Этот период связан со стереотипами о русских, которыми жили американцы, лишь гадая, что происходит по ту сторону Железного занавеса. Но Холодная война прошла, а отголоски русофобии остались. В результате мировые фильмотеки хранят ленты «Вторжение в США», «Красный рассвет», «Красный скорпион», «Рокки 4». Кстати, роли вероломных русских в двух последних фильмах сыграл уже упомянутый швед Лундгрен, который у миллионов ассоциируется с боксером Драго.

Дольф Лундгрен – Иван Драго – «Рокки 4» - 1985

Действительно, роль русского кулачных дел мастера Лундгрену удалась. Непроницаемый нордический взгляд, косая сажень в плечах и двухметровый рост без пары сантиметров – все это смотрелось крайне угрожающе на фоне флага с серпом и молотом. Лаконичное драговское «йа тебья убью» надломило даже боевой дух Рокки, но в финале милосердие по-американски восторжествовало. Подобное метафорическое представление России позволило «Рокки 4» собрать самую рекордную сумму из всех классических пяти серий. Драго обеспечил создателям $127,8 млн.

Арнольд Шварцнеггер – Капитан Иван Данко – «Красная Жара» - 1988

К концу 80-х в связи с выбранной Горбачевым политикой между США и Советским Союзом наблюдается потепление отношений. Это сказалось и на Голливуде. В 1988 году Уолтер Хилл («Дикий Билл», «Герой-одиночка») снимает пышное зрелище «Красная жара». Арнольд Шварцнеггер в роли советского милиционера Ивана Данко в шинели и прочем обмундировании (которое представляет собой смесь образцов форм шести стран) бегает по русским подворотням, снятым в Венгрии, и с диким акцентом предъявляет направо и налево милицейский жетон с серпом и молотом. Джеймсу Белуши остается только раскрывать рот от такой экзотики. В целом мотив фильма «там за стеной тоже живут отличные парни» остался понятен. Помимо прочего, «Красная жара» стала первым фильмом, съемки которого позволили провести не только на территории Союза, а на самой Красной площади.

Дольф Лундгрен – лейтенант Николай Раченко – «Красный Скорпион» - 1989

Спустя четыре года после роли Ивана Драго, Лундгрен сыграл лейтенанта Николая Раченко, который в меру своих интеллектуальных способностей проходит непростой путь от служения родине до ее отторжения, как ранее это сделал Брандо в «Апокалипсисе сегодня». Сам образ дикой России здесь отходит на второй план. Создателей, в том числе и американского лоббиста русского происхождения Джека Абрамова, на чьи деньги был снят фильм, интересовало то, что рядовой русский солдат все-таки способен отличить гуманизм от советской политпропаганды.

2. Все мы люди

В 90-х происходит окончательный перелом отношений Голливуда к России. Параллельно с волной эмиграции в США русские для американцев стали обыкновенными людьми с теми же проблемами долга и чувства. Русские научились любить и понимать, но загадочная русская душа все еще где-то за пределами понимания.

Шон Коннери – капитан Марко Рэмиус – «Охота за "Красным Октябрем"» - 1990

В этом фильме Шон Коннери играет многогранную роль советского офицера Марко Рэмиуса. Суть фильма в том, что капитаном «Красного октября» овладевают сложные чувства, разрывающие его напополам между родиной и свободолюбивой натурой. Надо отметить, что до Коннери, пожалуй, никто так богато в контексте эмоциональной палитры не изображал русского, несмотря на то, что фильм был экранизацией одноименного антисоветского романа Тома Клэнси 1984 года.

Джуд Лоу – снайпер Василий Зайцев – «Враг у ворот» - 2001

Подобные фильмы «Красному октябрю» появлялись и позже. К примеру, в 2001 году выходит военная драма «Враг у ворот», рассказывающая об одном эпизоде Сталинградской битвы. Джуд Лоу играет в фильме опытного снайпера, который прославился не столько благодаря меткому глазу, сколько за военную интуицию, спасающую его жизнь ежедневно.

Харрисон Форд – капитан Алексей Востриков – «К-19: Оставляющая вдов» - 2002

Годом позже выходит еще один военный фильм про подводную лодку «АПЛ К-19». В фильме продолжается линия героизма русских людей, который уже совершенно не связан с выполнением приказов родины. Помимо того, что картина относительно правдоподобно описывает реальные события начала 60-х, она также весьма удачно демонстрирует мужество и героизм команды «К-19» во главе с Харрисоном Фордом.

3. А на гражданке…

В конце 90-х намечается еще одна тенденция. Она связана прежде всего с тем, что русские, как понял Голливуд, могут прекрасно существовать и в мирное время. В этом случае первое место заняла та самая непостижимая русская натура, проявляющая себя с диким юмором отнюдь не на военных фронтах.

Питер Стормар – Лев Андропов – «Армагеддон» - 1998

Легендарный для США фильм прославился и у нас. Но не гипертрофированным гражданством Брюса Уиллиса, сыгравшего практически святого представителя американского общества, а благодаря прекрасному камео Питера Стормара. В фильме актер сыграл русского космонавта Льва Андропова, который в ушанке и телогрейке починил космический корабль американцев парой ударов монтировкой. И добавил напоследок: «Если будут проблемы, зовите Льва». Тем не менее некоторые русские объединения подали в суд за оскорбление нации, но иски удовлетворены не были.

Раде Сербеджия – Борис Бритва – «Большой Куш» - 2000

В этом фильме Гай Ричи прошелся не только по русскому достоянию. В безумных сюжетных перипетиях Ричи до гомерического гогота изобразил евреев и цыган. Но главным экзотическим достоянием стал русский мафиози Борис Бритва. Со здоровенным пистолетом Desert Eagle он казался исконным русским богатырем Ильей Муромцем без лошади. Однако в финале он, нашпигованный пулями, все же погибает, но очень по-русски и неохотно.

Олек Крупа – капитан Крапоткин – «После прочтения сжечь» – 2008

В этом году Коэны не обошлось без русских. Героиня Фрэнсис МакДорманд решила одна пойти на политический сговор с русским посольством, предложив им мемуары бывшего сотрудника ЦРУ. Обтянутые черными пиджаками русские в изображении Коэнов далеко не изверги с пыточными камерами. Скорее – загадочные молчуны себе на уме, которые в итоге посылают чокнутую МакДорманд куда подальше.

Наконец, после Перестройки и ускоренного накопления капитала со всеми вытекающими русский человек позволил себе выйти в свет. Одетый haute couture он принимает участие в международном бизнесе, обращаясь с ним жестко, но умело. Прибавив к этому предыдущие тенденции, Голливуд понял, что клише прошлого к русским уже не подходят.

Это угадывается в недавнем фильме Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт». В нем актер Вигго Мортенсен сыграл русского вора в законе Николая, который разрулил все проблемы по совести. Вообще же Кроненберг ставил целью снять фильм о том, как живут русские в Лондоне. Но в итоге получилась история о криминальном авторитете, вездесущности ФСБ и житейской мудрости, вместо морали. Что, в принципе, довольно метко и едко характеризует нашу страну.

В результате за Николая Вигго Мортенсен удостоился премии американского журнала Russia! за лучшее изображение русского персонажа в голливудских фильмах. Раскаявшийся бандит Николай – получился «трогательным и достоверным», пишет журнал. Среди других претендентов на премию были Николь Кидман за ее роль Нади в фильме «Именинница», Джон Малкович в «Шулерах» и Кейт Бланшетт в картине «Человек, который плакал».

Возвращаясь к началу, остается добавить, что интерес Голливуда к России растет год от года. Можно даже говорить о некой программе по обмену. Предоставив Фабрике звезд Бекмамбетова, который после «Особо опасен!» принялся за экранизацию «Моби Дика», Америка послала нам Лундграна, а следом и Марка Дакаскоса. Еще один киногерой 80-х займется тем же – постарается снять правдивый фильм о России.

Александр ЗУБКОВ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz