Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

Иранский режиссер Мохсен Махмальбаф вот уже 25 лет снимает кино, которое и кино-то можно назвать с натяжкой: наполовину жизнь, наполовину фантазия. В 1996 году режиссер воспроизвел в фильме «Миг невинности» эпизод своей юности, когда во время исламской революции он угодил в тюрьму за драку с полицейским. Полицейского в фильме сыграл тот самый полицейский из прошлого режиссера. На съемочной площадке у Махмальбафа кино производится из самой жизни. Часто герои носят имена исполняющих их актеров – граница между ними размыта. Или снимаются непрофессиональные актеры, вплоть до реальных участников экранизируемых событий.

Режиссерские методы Махмальбафа, разумеется, накладывают на его картины отпечаток документализма. Но в последнее время в его фильмах с документальной точностью передаются не бытовые подробности, а повороты размышлений и чувств. Фильмы превращаются в художественные монологи на философские, вечные темы, которые интересуют режиссера. И не только его. В процесс создания кино глубоко втянута вся семья Махмальбафа. Недавно картина его дочери Ханы (ей только что исполнилось 20) «Будда рухнул от стыда» блеснула на мировых кинофестивалях, в том числе на 30 ММКФ.

Новый фильм Махмальбафа «Крик муравьев» посвящен своеобразному паломничеству, которое совершает в Индию иранская супружеская пара. Мужчина и женщина, утомленные привычной жизнью и отношениями, отправляются в Индию на поиски Совершенного человека, который научит их, как жить и во что верить. Между супругами, вроде бы, есть любовь, но нет взаимопонимания. Муж страдает от сомнений и не может искренне проникнуться верой в божественное, что во многом обессмысливает путешествие. Жена, в свою очередь, страдает от саркастических насмешек благоверного и пытается сосредоточиться на милосердии: молит Бога убрать с ее пути муравьев, чтобы не убивать их по дороге.

В одном из эпизодов муж и жена просят таксиста открыть окно машины, чтобы выгнать из салона назойливую муху. Вместо этого водитель разворачивается и едет обратно на автостоянку, чтобы высадить муху в родных для нее местах.  Со временем герои усвоят, что это – откровение, почище слов Совершенного человека. Потому что в нем сама жизнь, с ее уважением к самому малому. Подобное уважение демонстрирует и режиссер.

Фильм полон экзистенциальных вопросов (слышит ли Бог крики умирающих муравьев?) и богатой индийской фактуры с сожжениями тел на берегу Ганга и священными омовениями в этой же реке. Индийская экзотика становится у Махмальбафа немного будничной, зато банальная супружеская ссора перерастает в кризис веры. Перед камерой иранца словно уравниваются в правах вечное и временное, большое и малое. Его предыдущая картина носила название «Sex и философия» и обращалась не столько к сексу (показывать который в Иране просто немыслимо), сколько к природе любви. А взгляд на любовь был типично махмальбафовский: поэтичный, отстраненный и снисходительный. Это и есть – философия. И она присутствует в каждой новой картине Мохсена Махмальбафа. «Крик муравьев», посвященный проблемам веры, тоже отличает мягкое, мудрое видение острых проблем человеческого существования. Главное здесь не анализ и не эмоция, а наблюдение - чуткое и внимательное к мелочам. Правда, не всякий западный зритель сегодня согласится считать себя мелочью и благодарно принимать режиссерское внимание. Зато муравьи были бы довольны.

Мария ГРОСИЦКАЯ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz