Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

    За него сражались очень красивые и известные женщины, а он умел любить и прощать, никогда не называя их имен. Его жизнь так наполнена событиями, что о нем складывают легенды. Но за мудростью его немного сурового взгляда и сегодня угадывается юношеская готовность любить.

    - Не так давно в журнале «Караван историй» актриса Валентина Титова рассказала о своем красивом романе с вами. Поговаривают, что из-за той любви, вы чуть было, не переломали всю свою актерскую судьбу?

    - Валентина жила и училась в Ленинграде, а я играл в Москве в театре Вахтангова. Когда со мной случилась эта сумасшедшая любовь, я не мог без нее и дня прожить: вечером после спектакля садился в Ленинградский поезд, утром преподносил ей розу и улетал назад, в Москву, чтобы успеть на репетицию. Однажды я опоздал. Меня должны были отчислить из театра, но Рубен Николаевич Симонов, наш руководитель взял меня на поруки. Он сказал: «Ты мужчина, возьми себя в руки, когда любовь закончится – с тобой останется твоя профессия». Но тогда-то я и мысли не допускал, что такое божественное чувство может когда-нибудь угаснуть. Валя была невероятно красива! Когда она училась в студии Товстоногова, он специально для нее придумал мизансцену в спектакле «Горе от ума»: девушки на балу получают записки от кавалеров, и героиня Валентины выбегает на авансцену читать свою записку. В этот момент в зрительном зале раздавалось восторженное «Ах!». Вот такой ослепительной красоты она была. Первый раз я ее увидел на гастролях в Свердловске и сразу «сошел с ума», даже стихи писать начал. Из Свердловска я уехал в Венгрию – как проходили эти гастроли даже не помню, был словно в тумане, все время думал только о Валентине. Когда я вернулся домой, поставил в коридоре чемодан с заграничными подарками жене и сыну, а сам, пока домашние разбирали вещи, вышел из дома, незаметно для себя дошел до Ленинградского вокзала, сел на поезд и уехал… Домой я больше не вернулся.

    - Но между тем, Валентина Титова стала женой Владимира Басова, а не вашей?

    - Я сам виноват, собственноручно «подарил» ее Басову… Меня утвердили на фильм «Хоккеисты», который курировал Басов, параллельно он начинал снимать «Метель», но никак не мог найти главную героиню. Я по доброте душевной посоветовал ему попробовать Валю. Сразу же, на кинопробах Басов ей сказал: «Вы выйдете за меня замуж, и все у вас будет в порядке. Это я вам обещаю». Валентина попыталась возразить, что любит меня, но Басов резко добавил: «Хорошенько подумайте, что для вас лучше: любовь актера или брак с режиссером, который будет вас снимать?». Что ей оставалось делать? Помню, мы оба провожали Валю в Ленинград: стоим с Басовым на пару и смотрим ей вслед, потом Басов предложил: «Давай уж, подвезу тебя». «Не надо, - отвечаю гордо, - у артиста тоже деньги на такси есть».

    - Вы не считаете этот поступок предательством: ради карьеры уйти к другому?

    - Ну что вы? Валя не из тех женщин, чтобы ради корысти изменить. Я уверен, что она была очарована этим человеком. Несмотря на всю его внешнюю непривлекательность, он был невероятно обаятельным: фонтанирующий мужской темперамент и озорство, завораживающий талант рассказчика - да ни одна женщина перед таким не устоит! Я чисто по-человечески был в него влюблен, и сложившаяся ситуация ни коем образом не повлияла на наши отношения: помню, когда мы чуть не завалили «Хоккеистов», я обратился к Владимиру за помощью, он бросил все свои дела и за десять дней смонтировал ленту – фактически ее спас. Потом я с трепетом и надеждой ждал гастролей в Ленинград. Приехал и сразу позвонил к Вале, ее дома не оказалось, и я позвонил в гостиницу, где в это время остановился Басов. На мой звонок ответила Валентина. Я понял, что все мои надежды рассыпались – Валентина действительно собиралась замуж. В тот же вечер мы с ней встретились на Невском мосту – проплакали допоздна. Мы прощались… Нет, это не предательство, Валюша ничего от меня не скрывала, просто к ней пришла новая любовь, а старая еще не ушла.

    - Вы переживали ваш разрыв?

    - Я был сам не свой. Валентину из вида не выпускал, был всегда в курсе, где она, в каких лентах снимается. И однажды… У нас в театре готовился спектакль «Варшавская мелодия» – трогательная история о несостоявшейся любви. Достать билеты на премьеру было просто не возможно, я выпросил у администратора два места и пригласил Валентину. И вот я стою перед театром в диком волнении, как на первом свидании, жду ее. О! Появилась в конце улицы, идет навстречу, все ближе-ближе… Пока она шла эти сто метров, я чувствовал, как мое волнение становится все тише и тише… Когда Валентина подошла, совсем другая и чужая, я уже был совершенно спокоен… Так и закончилась эта любовь.

    - Видимо, вашим женщинам было с вами не сладко, коль вы могли так внезапно влюбиться, остыть, уйти из дома, пока жена распаковывает чемодан?..

    - Я же не всегда таким был. Я вырос в такое время, когда было принято, что первая жена – это первая любовь, а вторая любовь – это вторая жена. Это после второго брака покатилось-поснеслось. В наше время было раздельное обучение, поэтому на девочек мы смотрели с особым трепетом. Помню, как завидим стайку девчонок – выстраиваемся в шеренгу и бежим им навстречу. Они визжат, разбегаются врассыпную… Потом полдня обсуждаем, кто до кого дотронулся и какой взгляд успел кинуть. Это когда ты десять лет за партой сидишь рядом с девочкой, ты ее не замечаешь, а когда видишь ее украдкой из-за угла, подглядываешь за ней из окошка, следом идешь за полквартала и подойти не решаешься – вот тогда ты видишь, что она настоящая красавица. И если эта богиня позволит подойти поближе, да еще за руку взять - то это счастье, то надо сразу жениться. Поэтому и браки были ранние, что первая женщина – она и первая жена. С моей будущей женой мы дружили с восьмого класса, школу закончили, а все за ручку ходили. Родственники думали, что мы уже живем давным-давно, а мы соблюдали целомудрие и так, за ручку и пришли в ЗАГС. Если честно, я уже и сам не понимал, зачем на ней женился – юношеская влюбленность к тому времени угасла, осталось чувство приличия: морочил девушке голову – женись. Наш брак просуществовал пятнадцать дней: «Семейная лодка разбилась о быт», оказалось, что мы совершенно не можем существовать под одной крышей, к тому же, в то время я уже был студентом театрального училища и неровно дышал к одной своей сокурснице. Так что, через две недели мы так же, за ручку пошли разводиться.

    - Как вы считаете, ранний брак – это плохо?

    - Сложный вопрос. Если говорить о морали, то первый любовный опыт в браке – это правильно, но чисто по-человечески – это совершенно недопустимо. Чувства необходимо проверить, прежде чем вступать в брак, надо попробовать пожить вместе. Одно дело, когда ты встречаешься с девушкой – этакое юношеское визуальное обожание, а другое дело, когда с этой женщиной приходится быть постоянно, да еще делить домашние заботы. Быт – это очень серьезное испытание, а в моей юности быт был куда тяжелее нынешнего. В нашей коммуналке жили двадцать семь человек: общая кухня – попробуй не вымыть кастрюлю, единственная раковина с холодной водой – постирай-ка пеленки, и один на всех туалет – не дай Бог, забудешь выключить свет, скандал обеспечен. Но с другой стороны, коммуналка – это замечательная школа человеческих взаимоотношений: там не было чужих детей, как у Аркадия Райкина: «Один стукнет, другой шлепнет, третий нос подотрет», там любая ссора становилась достоянием общественности и коллективно осуждалась. И мы, дети, подростки, хоть не всегда и понимали взрослые проблемы, но тонко чувствовали, какое слово или интонация может ободрить, а какое обидеть. Коммунальщина научила меня общаться с людьми.

    - Второй брак тоже был недолгим?

    - Около трех лет. Но за этот развод меня судить нельзя – любовь к Валентине Титовой оправдывает все. Супруга все поняла и даже не пыталась меня вернуть.

    - Однако, другие женщины не считали зазорным вступить в поединок ради вас?

    - О, это скорее был поединок ради моего спасения (засмеялся). С вашего позволения, имен этих женщин я не назову. У меня был серьезный роман с одной очень известной артисткой, некоторое время мы жили вместе. Потом она построила кооператив и решила жить отдельно – бросила меня. Обидно, конечно, но нечего делать. В это время меня «подхватывает» другая известнейшая актриса и начинает водить под ручку на всякие мероприятия. Если первая старалась со мной нигде не появляться, то вторая, наоборот, изо всех сил показывала, что у нас роман. Москва ахнула! Что это за Шалевич такой: одна женщина ради него очень известного человека бросила, другая от себя ни на минуту не отпускает, отвергая ухаживания влиятельных мужчин? Я переехал жить к этой актрисе, мне было лестно такое внимание, но о первой даме я все-таки продолжал думать. Как-то раз я позвонил в свое общежитие, а там оказалась моя первая дама, она взяла трубку и сказала: «Я тебя жду!». Я тут же бросил вторую даму и уехал к первой. Десять дней мы жили вместе. Вторая дама буквально «обрывала телефон», мои слова, что я ее не люблю, не принимались, она просто не хотела понимать, почему я ее бросил. В конце концов, обиженная, она оставила меня в покое. И тут наступил такой финал, которого я не ожидал: моя женщина собрала свои вещи и на прощание мне сказала: «Ты будешь благодарен мне всю жизнь, за то, что я увела тебя от этой женщины». Сколько лет прошло, а я до сих пор вспоминаю и ценю этот ее подвиг. 

    - Поговаривали, что ваше сходство с Олегом Стриженовым помогло вам получить роль Швабрина в «Капитанской дочке»?

    - Это сходство чуть не помешало мне. Швабрин – моя первая роль в кино, я еще учился на четвертом курсе «Щуки». Когда меня уже утвердили, в павильон вошел Стриженов, глянул на меня и удивленно сказал: «Он на меня похож». Режиссер задумался: Гринев и Швабрин – антиподы, они любят одну женщину, но любви добиваются по-разному. В конце концов, он решил, что это даже неплохо, что мы похожи – ярче будет заметна разница характеров. За время съемок мы с Олегом очень подружились, он многому меня научил. Помню, у меня возникли серьезные проблемы во время озвучки – я не попадал в собственные слова, уже хотели пригласить дублера. Олег отозвал меня в сторону и дал ценный совет: «Ты, - говорит, - не пытайся попасть в движения губ, просто еще раз сыграй роль». Сразу все получилось.

    - Многие актеры жалуются, что в Советский период нерусская фамилия мешала им получить хорошую роль. У вас такие проблемы не возникали?

    - Дело в том, что я не еврей, хоть и большинство моих хороших друзей евреи. Есть некоторая разница между фамилиями Шалевич и Шаевич - одна буква превращает белорусскую фамилию в еврейскую. Честно говоря, однажды с этой проблемой я столкнулся. Мы с Любшиным пробовались в фильм «Вечный зов» на роли среднего и младшего брата. Меня не утвердили. А потом я узнал, что Анатолий Иванов – автор сценария, категорически заявил, что в его картине человек с такой фамилией играть не будет. Когда это услышал Любшин, он от своей роли отказался. Позже был еще один эпизод – меня пробовали на роль Фрунзе: в гриме я был здорово на него похож. Снова отказали из-за фамилии, но позвали на озвучку. Тогда я зашел к директору и сказал: «Так значит, играть Фрунзе я не могу, а озвучивать могу? Если хотите знать, Фрунзе был немецким евреем». Директор бегал за мной по всей студии и уговаривал озвучить роль. Больше подобных проблем у меня не было. Я работал в театре Вахтангова, где проверяли каждого, где красовалась «царская ложа» и посещение власть имущих не было редкостью. Время было жуткое, в совершенно невинном спектакле могли найти такой подтекст, который его автору и в голову не приходил. Каких только указов не было… например, по министерству кинематографии вышел приказ – не снимать уродов, и в списке из пяти фамилий назывались: Кашпур, Кочетков, Чурикова… А вы говорите, фамилия…

    - Наверняка, были роли, о которых вы мечтали, но так и не сыграли?

    - Я очень хотел сняться в комедии, но меня ни разу не утвердили. Пробовался у Э. Рязанова в фильм «Человек ниоткуда» – моя роль досталась Яковлеву. Я мечтал сыграть хоть кого-нибудь в фильме «Хождение по мукам» – тоже не получилось. И в театре многие роли я так и не сыграл. Есть такая поговорка: «Гамлета не обязательно сыграть – главное быть назначенным». 

    - Два года назад вас назначили на очень важную «роль» – художественного руководителя театра. А почему вы избрали именно актерскую профессию?

    - Я родился и вырос на Арбате. Военное детство, эвакуация, детдом при живой матери… Тогда детей насильно забирали у родителей и вывозили из города. Но победу я праздновал уже на Арбате – мы с мамой отправились на парад, шли в первой колонне демонстрантов. Проходя мимо мавзолея, я засмотрелся на Сталина и вышел из строя на пустую площадку, а он толкнул Рокоссовского и, смеясь, на меня рукой показал. Мама сгребла меня в охапку и уволокла от греха подальше. Второй раз Сталин на меня «перстом указал» у нас на Арбате. Во время войны театр Вахтангова разбомбили, и мы, ребятишки, бегали по руинам. Рядом проходила правительственная трасса, однажды на дороге остановился кортеж, из машины вышел генсек, указал на руины и сказал: «Отстроить заново!». Так, фактически вместе с театром я и рос, а потом бегал на все спектакли подряд – другого пути, кроме театрального училища у меня и быть не могло. Да и большинство артистов Вахтанговского театра жили в нашем доме.

    - На Арбате выросло много будущих актеров – А.Збруев, В.Малявина. В детстве вам приходилось встречаться?

    - Я немного старше, поэтому и Валентину, и Сашу узнал гораздо позже, когда Малявина стала играть в нашем театре. Замечательная женщина, талантливейший и совершенно необычайный человек, у нас были длительные дружеские отношения.

    - А «служебные романы» с вами случались?

    - Как ни странно, у меня никогда не было романов на картинах. Даже, когда мы снимались с Олей Кабо, милой очаровательной девушкой. Мы роскошно дружили, я переживал за нее, заступался, но никаких порывов завести роман не возникало.

    - Говорят, хороший актер может на сцене сыграть любовь, даже если он партнершу люто ненавидит?

    - Я глубоко убежден, что такое невозможно в репетиционный период. Если ссора произошла позже, когда спектакль готов, то можно на автоматизме отработать роль, но репетировать любовь, будучи в контрах невозможно. Кому-то все равно придется уйти. 

    - Несмотря на то, что очень популярные женщины буквально «рвали вас на части», простой девушке удалось взять вас в полон больше чем на тридцать лет.

    - Я стал умнее и уже более мудро подходил к созданию семьи. Со своей третьей женой Галиной я познакомился совершенно случайно. Мы с товарищем сидели в кафе Ленинградское на Арбате, вошли две роскошные девушки, на одну из них я сразу запал. Девушки выпили кофе и собрались уходить. Товарищ мне говорит: «Ты понимаешь, что она сейчас уйдет, и ты ее никогда не увидишь? Беги за ней». Я и побежал. Самое смешно, что девушки только что посмотрели фильм «Хоккеисты» с моим участием и Галя мечтала: «Вот бы мне такого парня!». И тут я перед ней возник – телефончик прошу. Так все и началось. Когда мы познакомились, Галя работала художником-модельером, а до этого очень увлекалась фигурным катанием, была мастером спорта. А я, хоть и снимался в «Хоккеистах» на коньках стоял с трудом – в фильме меня дублировал Старшинов. Представляете, как я опозорился, когда Галя повела меня на каток? Мы прожили вместе тридцать один год – время прошло, как один день. Вот уже три года, как ее нет… Это были трудные годы.

    - Вам пришлось возрождать гибнущий театр?

    - После руководства театром Юрием Яковлевым мне достались только многочисленные молоденькие, красивые актрисы. Но, слава Богу, талантливые. Весь репертуар пришлось делать заново – за год мы выпустили восемь премьер. Звезд решили не приглашать, будем выращивать своих. Сейчас театр становится популярным.

    - В любом театре неизбежны интриги, каждый хочет играть главную роль, а для этого любые средства хороши. Как вы с этим боретесь?

    - Я пользуюсь принципом Рубена Николаевича Симонова – руководитель не должен верить сплетням, любую информацию надо «переспать», то есть не принимать решений сгоряча. Театр Вахтангова всегда славился тем, что там «не выносили сор из избы» - ругались, ссорились, заводили романы, но сплетни по Москве не носили. Хотелось бы, чтобы в моем театре было так же.

    - Вы сказали, что в театре много красивых девушек. Сложно руководителю удержаться от соблазна?

    - Я думаю, было бы очень сложно, мне всегда нравились красивые женщины, но…у меня есть любимая женщина. Познакомились мы совершенно случайно – я был на дне рождения у товарища, рядом со мной за столом оказалась очаровательная женщина по имени Татьяна. Когда я вижу красивую женщину. Я обычно говорю: «Могу жениться, я холостой!», вот и накаркал… А потом наш театр поехал на фестиваль в Авиньон. Мои коллеги сговорились и сделали нам с Таней подарок – устроили медовый месяц во Франции. Без переводчика и путеводителя мы на два дня уехали в Париж и объездили весь город на метро, побывали в Лувре, слазили на Эйфелеву башню – нам повезло, нигде не было очередей. А потом сели на поезд и вернулись в Авиньон. Это было такое роскошное путешествие, после которого я решил, что пора жениться.

    - Ваша избранница – кто она?

    - Она врач, и я очень благодарен ей, что она помогла мне спасти сына… Иван, как и я, вырос на Арбате, и чуть не стал его жертвой…

    - Знаменитое выражение – арбатская шпана. На самом деле этот район такой криминальный?

    - Шпана – это наше, местное словечко. На самом деле, в мою юность никакой шпаны на Арбате не было, наоборот, в этом районе очень следили за дисциплиной: два привода в милицию и тюрьма. Однажды за ночь отсюда выгнали всех инвалидов, чтобы не портили внешний вид улиц – ужасающий акт: воинов, которые потеряли руки, ноги на фронте, которые были примером героизма для мальчишек выселить из города за их беспомощность. На Арбате жили, в основном, интеллигентные и воспитанные люди, здесь даже в лексике не было традиционного сленгового набора, все друг друга знали и были одной семьей. Потом коммуналки расселили, и вся интеллигенция разъехалась по новостройкам, Арбат стал другим – офонаревшим: торговля, матрешки, наркотики…Влияние улицы сломало Ивана, он увлекся этой заразой. С трудом закончил школу, не смог поступить в институт, потом умерла мама – все это очень на него подействовало, он «закрылся от меня». А потом умерли от наркотиков его близкие друзья, и Ваня испугался. Но сейчас все, слава Богу, позади, он стал совсем другим человеком: взрослее, умнее, обаятельнее. В детстве он мечтал стать актером, но, увы, его «болезнь» сильно повлияла на память, сейчас он увлекся журналистикой – работает фотокорреспондентом в журнале «Объектив». Я на него не нарадуюсь. Он очень привязался к Таниным детям, у нее двое сыновей – 6 и 8 лет, а те в Ваньке души не чают. Так что теперь у меня снова счастливая семья – красивая жена и трое сыновей!

Екатерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz