Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

В конце октября дочь Брюса Ли на пресс-конференции в Гонконге рассказала, что дом, который ранее принадлежал ее отцу, будет переоборудован в музей, посвященный жизни и творчеству Ли. Аналогичный музей будет открыт в США, в штате Вашингтон. Вместе с известным памятником в Гонконге и австралийской могилой, куда ежегодно стекаются десятки поклонников, имя Брюса Ли будет увековечено на 3 континентах.

Таким образом, Ли – чуть ли не единственный актер «невысокого» жанра, в честь которого открывают музеи и мемориалы. 35 фильмов Брюса Ли ощутимо изменили кинематограф, широко раздвинув границы жанра восточных единоборств, или, как его еще называют, Martial Arts Film. С именем Брюса Ли связана целая эпоха в кино 70-х и 80-х, которая стала водоразделом между вестерном и современным экшеном.

Китайские сенсеи

Появлению рукопашных сцен в кино мир обязан так называемому Азиатско-Тихоокеанскому региону. Но благодаря роли Китая в развитии этого жанра наиболее популярным единоборством стало ушу, оно же кун-фу, и его многочисленные разновидности. Одной из первых актрис, работавших в жанре восточных единоборств, была китаянка Чин Ци-анг. Свою первую роль она сыграла в возрасте 16 лет в фильме в 1925 года Dream of South China («Мечты о северном Китае»). Становление жанра файтинга в кино длилось вплоть до 60-х, когда фильмы подобного жанра заняли уже уверенную нишу среди остальных лент, что позволило первым не раз удостаиваться кассовых успехов и премий на «азиатском "Оскаре"» Golden Horse Film Awards.

Лучший из лучших

К 60-м годам 20-летний Брюс Ли успел сняться почти в двух десятках фильмах. В кино он попал не по собственному желанию: в раннем детстве он играл вместе со своим отцом, который был комиком кантонской китайской оперы. В тех фильмах Брюс был чаще всего появлялся в роли задиристого уличного поберушки.

Ребенок не обладал атлетичный телом, однако популярность кун-фу в те годы только подогревало желание школьника научиться боевому искусству. И вот, выиграв как-то конкурс по танцу ча-ча-ча, юный Брюс пришел к своему первому учителю, сказав примерно следующее: «Научите меня кун-фу, а я вас научу танцевать ча-ча-ча». Брюс оказался чрезвычайно способен. Он освоил основные движения за пару дней, хотя те требовали от новичков недельных усилий. С той поры Брюс практически никогда не прекращал тренировки. Он сумел развить феноменальную скорость движений, координацию и гибкость тела.

В 19 лет юноша отправляется в США, где получает образование и знакомится с будущей женой Линдой, первенец которой по имени Брэндон трагически погибнет на съемочной площадке фильма «Ворон». Несмотря на открывшиеся перспективы трудолюбивому китайцу, Брюс выбирает именно кино. В самом начале 60-х актер начинает сниматься в телесериалах, показывая высокий класс боевого искусства. Ему не было и 25 лет, когда у него, как, впрочем, и у жанра рукопашных единоборств, начали появляться многочисленные поклонники.

Однако до 70-х главных ролей в фильмах Брюсу не доставалось, что крайне огорчало его. Только в 1971 году, за два года до смерти, актер получает карт-бланш в фильме «Большой босс»: Брюс не только сыграл главную роль, но и поставил все боевые сцены. Следующие фильмы «Кулак ярости», «Возвращение дракона» и «Выход дракона» уверенно закрепили за Брюсом первое место в жанре рукопашных единоборств. По сути дела, он стал гуру кун-фу благодаря четырем фильмам, которые увековечили его имя не только в Китае, но и в США.

Дети Брюса Ли

Внезапная смерть Брюса Ли одновременно сокрушала, но и обнадеживала: с одной стороны мир потерял самого значимого актера в своем жанре, но с другой - монополия на рукопашные трюки была отменена. Жанр боевых искусств стал быстро наполнятся как в Гонконге, так и в США.

Одним из первых, кто занял трагически освободившуюся нишу, был Боло Енг. На сегодняшний день фильмография Боло уже перевалила за сотню. Его карьера началась в конце 60-х, когда гонконгские продюсеры буквально вытянули его на съемочную площадку из качалки. После двух десятков ролей Боло знакомится с Брюсом Ли, который предлагает ему сыграть в своем последнем фильме «Выход дракона». Однако в Голливуд он пробился только после роли «плохого парня» в фильме 1988 года «Кровавый спорт».

Влияние Брюса Ли сказалось и на карьере Джеки Чана. Второсортным фильмам, в которых он снимался под псевдонимом Чен Юэн Лун пришел конец в 1972 году, после выхода «Кулака ярости». Но в отличие от Брюса Ли, Джеки создал свой образ по другим лекалам. Его герои – часто комичные и ленивые добряки, которые применяют кун фу лишь по необходимости и только для самообороны. Это отчетливо видно в «Пьяном мастере», в котором актер сыграл одну из первых своих главных ролей. В Голливуд актер пробился только в 90-е, после фильма «Разборка в Бронксе», хотя роли на фабрике грез ему предлагали и ранее, но актер интересовался только положительными персонажами.

Аналогичный путь прошел и менее известный актер Само Хун. Его карьера началась с фильма с участием Брюса Ли «Выход дракона», и в дальнейшем Хун также предпочитал исполнять роли исключительно положительных героев. Несмотря на грузное телосложение (при росте 168 см он весит почти 100 кг), Хун является признанным мастером кун-фу. Ныне актер и режиссер по совместительству является одной из самых влиятельных фигур в гонконгском кинематографе – на его счету более 170 разных проектов.

В 70-х начал карьеру ровесник предыдущих актеров Чоу Юн-Фат. Актер без актерского образования долгое время снимался в сериалах, пока не получил роль в боевике Джона Ву «Право на жизнь». Следующие фильмы «Светлое будущее 2», «Наемный убийца» и «Круто сваренные» подтвердили успех тандема Ву-Фат. Последние годы свое владение кун-фу Чоу демонстрирует в США, его последние работы – фильмы «Пуленепробиваемый монах» и «Пираты Карибского моря: На краю света».

Что касается свежей крови, то сегодня молодое крыло азиатского кун-фу в кино представляет Джет Ли. В кино он попал в 18 лет, когда на соревнованиях его заметили гонконгские продюсеры, пообещавшие сделать из него второго Брюса Ли. Первая и сразу главная роль Джету досталась в фильме 1982 года «Храм Шаолиня». Внешние данные и боевые навыки проложили ему удачный путь. Уже в 1998 году он играет отрицательного героя в «Смертельном оружие 4». Примерно тогда же актер (чье настоящее имя Ли Ляньцзе) взял себе легковыговариваемое для западного человека имя «Джет», то есть «реактивный».

Доморощенное кун-фу

В 70-х культура рукопашных единоборств в кино адаптируется и в США, где, помимо азиатских мастеров, начинают появляться и доморощенные. Особым шиком считалось, если актер проходил боевое крещение в Китае, но бывали и исключения.

Такой стала карьера Дэвида Кэррадайна. Один из самых пожилых актеров жанра (в декабре ему исполнится 72 года), до прихода в кино не имел никакого представления о единоборствах. Известность пришла к актеру во время съемок сериала «Кун-фу», главную роль в котором изначально должен был играть пресловутый Брюс Ли. В дальнейшем он исполнил злодея в фильме «Одинокий волк Маккуэйд» (главная роль у Чака Норриса), а в 2003 сыграл еще одного антагониста у Тарантино в «Убить Билла 2».

Кстати, о Чаке Норрисе. Несмотря на то, что лучшие годы его кинокарьеры пришлись на 80-е, ценители жанра файтинга прекрасно помнят актера по роли Кольта в фильме Брюса Ли «Возвращение дракона». С тех пор Норрис редко играл отрицательных персонажей. С культурой восточных единоборств он познакомился в юности, когда служил в армии. От нечего делать Норрис записался в группу таэквондо, и через три года уже был обладателем черного пояса.

Настоящим мастером боевых искусств является и Стивен Сигал. В свои 15 лет он подростком лупил на улицах кого ни попадя. Однако все поменяла встреча с мастером айкидо, из-за которого Сигал через два года переезжает в Японию, чтобы продолжить тренировки. В кино актер приходит только в 36 лет. Но частично биографический дебют «Над законом» с множеством сцен нового тогда для США айкидо с лихвой наверстывает упущенное. Следующие фильмы, щедрые на тематику насилия, «Смерти вопреки», «Помеченный смертью», «За гранью смерти» и т.д., хоть и обогащают жанр, но заметно извращают заложенные основы.

В отличие от Сигала, Жан-Клод Ван Дамм свое детство провел у балетного станка, после чего решил сменить трико на кимоно. В кино он дебютировал в Голливуде в 1984 году. Уже через десять лет, после фильмов «Кикбоксер», «Двойной удар», «Универсальный солдат» о Ван Даме говорили как об актере лихого файтинга. Его мастерское владение ногами и неизменный показ классического «шпагата» отличал актера от прочих экранных героев.

Наконец, последним западным представителем прошлого века в жанре восточных единоборств можно считать Марка Дакаскоса. Особенность его биографии заключается в том, что в детстве он был буквально окружен сенсеями – отец Марка, его родная мать, мачеха, плюс его первые учителя ежедневно на собственном примере показывали, на что способно кун-фу. В 17 лет он едет за боевой мудростью в Тайвань, а в 20 с небольшим начинает сниматься в кино. Наибольший успех Дакаскосу принес фильм «Плачущий убийца», хотя в общей сложности актер успел надрать задницу негодяям более в полусотне фильмов.

Александр ЗУБКОВ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz