Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

В прокат выходит новый фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат». Картина получила два серьезных приза на минувшем Венецианском фестивале: один за режиссуру, второй за операторскую работу Максима Дроздова и Алишера Хамидходжаева (последнему во многом обязана успехом лента Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь»). «Бумажный солдат» обращает зрителя лицом к советскому прошлому. Герман подвергает испытанию на прочность хрупкую, «бумажную» веру шестидесятников в прогресс и торжество гуманности, подспудно переосмысливается героический миф о первом космическом полете.

1961 год: до запуска первого человека в космос остается шесть недель. Молодые космонавты нервничают, по ночам мучаются кошмарами, и не зря: опасность сгореть велика, и не только в космосе, но и на земле – по случайности. Готовит ребят к полету московский врач  Даниил Покровский (Мераб Нинидзе) – тонкого душевного склада грузин, беззаветно верящий в грядущую космическую победу и последующий за ней золотой век. Его красивая жена (блестящая роль Чулпан Хаматовой), тоже врач, ругает проклятую страну и долгу перед советской родиной явно предпочитает супружеский. Потому и приезжает на Байконур, месить грязь под взглядом хмурых верблюдов и по мере сил защищать Данечку от холодного ветра, который не утихает над степями. Доктору кажется, что этот ветер выдувает из головы последние мысли. Зрителю кажется, что доктор сходит с ума.

Все события фильма проходят под знаком приближающегося старта. Медленно, но верно идет обратный отсчет: шесть недель, пять недель, четыре… У подножия ракеты, которая до поры до времени остается за кадром, почти все выглядит невнятным копошением – и интеллигентские метания героев, и случайная гибель одного из космонавтов, и любовные страсти (благородный доктор со своими возвышенными идеями походя ломает жизни сразу двум женщинам). Классический чеховский типаж: Покровский сочетает душевную тонкость с близорукостью и к тому же наделен феноменальной слабостью характера. Она-то и не дает сделать выбор между женой и любовницей, между врачебным долгом спасать людей и героической обязанностью готовить молодых ребят к смертельному риску. «Какие-то мы все милые, но бессмысленные», - выносит Покровский приговор своей братии. Между тем, режиссер явно симпатизирует своему герою, следит за ним с печальной нежностью, словно предугадывая судьбу воспетого Окуджавой бумажного солдата.

Несмотря на то, что врач Покровский явно близок по духу автору фильма, никак не скажешь, что снимая «Бумажного солдата» Алексей Герман-младший, «сам на ниточке висел». Будь то ниточка его отца, Германа-старшего, или ностальгии по 60-м, когда люди, по выражению молодого режиссера, «дышали глубже». Преданность определенным историческим и кинематографическим реалиям не помешала Герману снять кино самобытное и масштабное.

После «Гарпастума» зарекомендовавший себя как эстет и интеллектуал, в своем новом фильме Герман-младший не отказался ни от декадентской стилистики, ни от книжных диалогов. Однако в «Бумажном солдате» все это занимает подобающее место кинематографического средства, в то время как на первый план выходит мощнейший конфликт, талантливо показанный через судьбу доктора Покровского. Герой 60-х, живущий верой в свободное и счастливое будущее, он оказывается подчинен безликой тоталитарной идее «Первого космического полета». Дон Кихот на службе у космического Молоха – противоречие такой разрушительной силы, что неизбежно ведет к взрыву. Этот взрыв затмевает в результате долгожданный старт ракеты. Мы видим ее огненный хвост на заднем плане, в то время как прямо перед глазами разыгрывается личная трагедия героев. В этом смещении акцентов содержится разъяснение оксюморона «бумажный солдат». Бумага сгорает, хрупкая воля ломается. Но человек с его неисчерпаемыми метаниями остается солдатом и погибает на передовой: там, где собственная совесть не выдерживает натиска прогрессивных идей.

Мария ГРОСИЦКАЯ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz