Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

    Говорят, в современном кино молодой актрисе без покровителя не пробиться. Ирина Феофанова, будучи редким исключением, только подтверждает это правило. Она романов с режиссерами не заводит, фестивали и светские рауты избегает, сети интриг не плетет, но между тем с успехом снимается у самых именитых режиссеров, считая единственным своим покровителем – умение работать.

    Он «любил меня» перед всем классом

    - Ира, ты родом из Москвы?

    - Нет, в Москву мы переехали, когда я училась в шестом классе, папу перевели по работе. А родилась я в Пензе. Мои родители, да и большинство родственников работали в строительстве, поэтому предположить, что я стану актрисой, не мог никто. Хотя семья была веселой, общительной – наше житие чем-то напоминало Грузию, как ее принято показывать в советских фильмах: громадные застолья с песнями и плясками, с обязательным фотографированием – папин друг этим увлекался довольно серьезно и делал очень хорошие снимки, до сих пор дома полно фотографий. Наверное, этот задор и кураж у меня с тех пор, и поэтому, когда мы переехали в Столицу, и я пришла в новый коллектив, у меня не было никаких проблем в общении – я была очень открытая и активная.

    - На новеньких девочек обычно сразу обращают внимание мальчики – свои-то уже надоели.

    - Да, мальчики за мной ухаживали, по очереди носили мой портфель. А самым настойчивым ухажером был одноклассник Костя, о его симпатии знал весь класс, даже учителя; знала моя семья, своей настойчивостью он раздражал мою подругу. Мне поначалу его внимание было интересно, я даже несколько раз давала ему донести свой портфель, потом мне это надоело, а потом стало злить. Мой брат пытался с ним разговаривать, вразумлять, одноклассники его колотили, а он продолжал за мной ходить, как приклеенный. Однажды нам задали учить стихи Пушкина. Костя вызвался отвечать и начал читать очень нескромное стихотворение, там были слова: «… когда ты обвиваешься вокруг меня, как змея…твой сладкий поцелуй», - и дальше все в том же роде. Я сидела на первой парте, а он встал напротив и не сводил с меня взгляда. Костя читал, класс лежал от смеха, учительница прятала улыбку в кулак, а я, пунцовая от смущения и стыда, была готова провалиться под парту или хотя бы треснуть этого Костю чем-нибудь тяжелым по голове. А потом школа закончилась. Костя продолжал мне звонить, просил о встрече, приглашал в кино, но вскоре звонки оборвались – Костя ушел в армию. Он служил в Афганистане, вернулся оттуда повзрослевший, серьезный, пришел ко мне и прочитал свои стихи, которые он писал там, в зоне боевых действий, настоящие, хорошие стихи – я поняла, что он очень изменился, что мне с этим человеком интересно. Мы стали хорошими приятелями, часто и подолгу общались, я даже знала его девушку, на которой он собирался жениться, но я и не догадывалась, что из-за меня разладится их свадьба. Как-то я шла по улице и случайно встретила Костю, мы обменялись приветствиями и разошлись, а потом я узнала, что он, увидев меня, пошел и забрал заявление из ЗАГСа - его невеста и по сей день таит на меня обиду.

    Поспать бы

    - Он так и не женился?

    - Он дождался, пока выйду замуж я. И спустя некоторое время в нашей общей компании он познакомился с очень милой девушкой, она разу его полюбила и очень страдала, что ее чувство безответное, даже прибегала ко мне, делиться своими сомнениями. И я просто уговорила Костю на ней жениться.

    - На этом история с Костей закончилась?

    - Нет, он все равно ко мне приезжал, жена его, наверное, ревновала…

    - Еще бы, ведь в соперницах у нее была не просто симпатичная девушка, а актриса.

    - Кстати, Косте было совершенно все равно, какая у меня профессия, да и я сама по началу поступала в строительный институт, а не в театральный, у нас ведь вся семья строители, и родители хотели видеть меня продолжательницей династии, а старший брат, узнав о моих «легкомысленных» мечтах выразился весьма категорично: «Да ты что, там же сплошной разврат!». Я поначалу испугалась, а потом резонно подумала: «А откуда ему это известно, он же с артистическим миром никак не связан».

    - И кто же оказался прав?

    - Все зависит от того, что ты выбираешь: любовные интрижки, сплетни или серьезное овладение профессией. Я помню, когда училась, у меня была одна мечта – поспать. Наши девицы на курсе обсуждали у кого с кем роман, кто какой по счету аборт сделал, а я никак не могла понять, откуда они время на все это берут. У меня не было ни одного свободного вечера, даже чтобы в кино сходить, ухажеры были, и очень перспективные: умненькие, образованные, интересные внешне, а вот времени на них не было. Я со второго курса снималась в кино, к выпуску у меня уже было четыре главные роли, я репетировала в Малом театре и участвовала в телевизионной постановке спектакля «Каменный цветок». И помню, мы уже репетировали дипломный спектакль, а я торчала на телевидении и катастрофически опаздывала на репетицию, весь курс сидел и ждал меня. И когда я измученная, готовая упасть от усталости добралась до сцены, меня окинули таким завистливым и ненавидящим взглядом, а педагог вдобавок при всех меня отчитал за опоздание – я понимаю, он не мог иначе, но было жутко обидно, я же не со свидания задержалась.

    - Однокурсницы, небось, от зависти сохли?

    - Да, первые женские интриги, первую стервозность я испытала именно в институте, эта зависть и ненависть немало подпортила мне существование, возможно из-за нее у меня были серьезные проблемы в личной жизни…

    - Ты имеешь в виду то, что принято называть сглазом, порчей?

    - Мне бы не хотелось об этом говорить, но то, что подобные вещи существуют, я уверена.

    Подработала проституткой

    - Кстати, самый твой звездный фильм «Частный детектив, или операция «кооперация» вышел на экраны независимо от зависти недоброжелателей. Тебя сразу утвердили на роль?

    - Были, конечно, и другие претендентки. Например, у нас с Ольгой Кабо постоянные пересечения: ее не утвердили на «…кооперацию», зато ей досталась роль в фильме «Комедия о Лисистрате», на которую пробовалась я. Ну и, слава Богу, а то бы мне пришлось бегать голой.

    - Но зато в «…кооперации» ты изображала алкоголичку и проститутку.

    - Я играла вашу коллегу журналистку, и это было очень смешно. Съемки проходили в Одессе, в основном на улицах города, на пирсе. Помню, меня загримировали под опустившуюся алкоголичку дали в руки авоську с пустыми бутылками… Стою посреди улицы, вдруг ко мне подходит мужик, такой же алкаш и говорит: «Слушай, у меня хата свободная, пойдем, возьмем бутылку на двоих, разопьем». Я подумала, что это подвох Гайдая, он любил заставлять актеров импровизировать, ну и говорю: «Пойдем!», - а сама вижу замешательство на лицах операторов. Оказалось, что это самый настоящий пьяница прорвался через ограждение. А потом, ночью мы снимали сцену с проститутками: работали почти до утра, устали жутко, и прямо в костюмах и гриме отправились в гостиницу – просто не было уже сил переодеваться. Время тогда было советское, не могу сказать, что в гостиницах совсем не было проституток, но для них еще не установили свободного входа-выхода, как сейчас. Уже перед самой гостиницей мы соображаем, что сейчас начнутся проблемы, что придется очень долго доказывать дежурной, что мы артисты и в этой гостинице живем. Тогда Александр Белявский в форме милиционера вышел вперед и говорит дежурной: «Я – актер Белявский, вы меня знаете? Ну, так вот: я иду к себе в номер, а эти девочки со мной, понятно?», - и мы вчетвером за Сашей гуськом проскользнули. Дежурная, наверное, подумала: «Раз актер, значит, пьянство и разврат: шлюх привел с собой, а выпивка уже в номере».

    - В этом фильме у тебя романтический альянс с кино-красавчиком Дмитрием Харатьяном. Как развивались отношения за кадром?

    - Дима очень хороший партнер, с ним легко работать. Мне кажется, он в качестве приоритета выбирает профессию и качественно сыгранную роль, а не роман с партнершей.

    Не вызывай ревности режиссера

    - Но одно другому не мешает.

    - Кому как. Мне, например, мешает – когда увлекаешься партнером, трудно контролировать ситуацию и правильно играть роль. Дима пару раз приглашал меня поужинать, а потом… Потом он познакомился на пляже с Мариной Майко, своей будущей женой, и весь его романтический настрой был уже направлен на нее. На самом деле, одна очень умная женщина, моя наставница, замечательная актриса Людмила Аринина как-то сказала мне: «Ирочка, у тебя может быть муж, любимый человек, какой угодно жаркий роман, но режиссер об этом знать не должен. Во время съемок ты должна принадлежать только ему – запомни, он мужчина». И это верно, режиссер, выбирая актрису к себе на картину руководствуется, прежде всего, своим мужским вкусом, даже если он верный муж и не помышляет о близости с актрисой, он все равно подсознательно ею увлечен. Ему не может не нравиться ее лицо, фигура, манера двигаться или говорить – иначе бы он ее не выбрал из десятка претенденток. И тогда режиссер становится ревнивым собственником, а все актрисы киногруппы – его непреступным гаремом. Так что живописные рассказы о красивых романах на съемочной площадке – это чаще всего выдумки, скорее всего это засекреченная любовная интрижка с тайными встречами по обоюдному желанию. Это относится ко всем режиссерам-мужчинам. Я помню, когда во время съемок фильма «Сын за отца» ко мне только попытался подойти прибалтийский актер и, заигрывая провести пальцем по моей декольтированной спине, Николай Еременко уже коршуном на него налетел и окинул таким уничтожающим взглядом, что прибалта и след простыл.

    - А сами режиссеры не намекали о своем желании сделать отношения более близкими?

    - Если такое происходило во время съемок, я научилась мягко отказывать. Главное после отказа вовремя подлизаться и изобразить раскаяние. К примеру, вечером после коллективного ужина в ресторане он держит путь к тебе в номер, ты закрываешь дверь перед его носом, очень стараясь его при этом не обидеть, а утром он хмур и зол – его же накануне отвергли. Тут появляешься ты, хорошая, ласковая – сразу напряжение пропадает, и никакой обиды нет. Это если ситуация возникает во время съемок, ну а если интим ставится условием для утверждения на роль – лучше сразу отказаться, потому что это поступок слабого мужчины, а слабый мужчина никогда ничего хорошего не снимет, ведь режиссура требует большой энергии и отдачи.

    - Такие условия ставились?

    - Я отказалась, тем более, что тот, кто это предлагал, очень известный режиссер был мне сильно неприятен. Его безумные фильмы…какие-то странные увлечения изображениями женских фигур… Мне до сих пор трудно понять, как ему удалось влюбить в себя и сделать своей женой такую юную и чистую девочку, наверное, не благодаря тому, что он снимал ее в своих фильмах – есть в нем какая-то другая сила, отнюдь не Богом данная. Да, после того отказа у меня был необъяснимый творческий вакуум – три года я не снималась.

    Не оставил даже ребенка

    - Даже страшно спрашивать тебя о любви: в школе от ухажера ты бегала, в институте свидания с парнями променяла на съемки и репетиции, романы на съемочной площадке мешают работе – неужели в твоей жизни так и не было хотя бы первой любви?

    - Была. Она случилась уже после института, в 23 года. Он был настоящим мужчиной, хоть и почти мальчишкой – моим ровесником, сильным и надежным, той самой «каменной стеной» за которой нет никаких проблем. Я думала только о творчестве и о нем, обо всем остальном думал Он. На второй день нашего знакомства он сделал мне предложение, а я согласилась… Это было самое счастливое время в моей жизни – я тогда снималась в Подмосковье, и каждый вечер он приезжал за мной на машине, чтобы мне не ночевать в жуткой провинциальной гостинице. А однажды он прилетел на съемки в Сочи всего на одну ночь, чтобы меня увидеть, привез целый багажник роз – их некуда было ставить, они просто лежали в номере на полу и я пробиралась между ними, рискуя исколоть ноги. Он был невероятно заботливым и очень бережно ко мне относился… таких мужчин больше нет. Свадьбы не было… Он погиб. Несчастный случай – так мне сказал следователь. Его машина на большой скорости слетела с дороги и протаранила решетку Александровского сада в том месте, где «Вечный огонь», чудом не передавила людей. Об этом происшествии в программе «Время» сообщали… А мне не показали даже фотографии с места аварии. Он занимался бизнесом и в этот день заключил какую-то крупную сделку – дело сразу же закрыли и посоветовали мне успокоиться побыстрее.

    - Вы долго были вместе?

    - Меньше года. Больше всего я жалею, что не родила от него ребенка, мне казалось: «23 года, еще успею, впереди целая жизнь!»,- а получилось. Даже в той трагической ситуации я бы родила, просто для того, чтобы был ребенок от Него. Потом, да и сейчас иногда, встречая мужчину, я все время его сравнивала с любимым, искала похожие черты, но каждый раз убеждалась, что сравнение не в пользу нового знакомого. Это была единственная любовь, любовь, которая останется со мной навсегда. Говорят, что со временем в отношениях случаются перемены, появляется скука, происходят ссоры, и любимый перестает быть совсем уж идеальным. А эта трагедия оставила Его навсегда идеалом, поэтому, наверное, так трудно найти ему замену.

    А муза укатила в «СВ»

    - Очень многие от горя прячутся в работу.

    - Я даже работать не могла, целый год нигде не снималась. Но назло врагам «не опустилась на дно» и не ударилась в пьянство, а просто сказала себе: «Ира, надо жить дальше». Вернулась к работе, а потом и замуж вышла. Не потому, что очень хотелось, или влюбилась – просто потому, что надо было туда сходить. Выбрала из претендентов самого заботливого и внимательного и… и сразу же после свадьбы уехала на съемки.

    - Неплохой «медовый месяц»: жена работать, а муж ревновать. Как же он тебя отпустил?

    - Сначала нормально, проводил меня на вокзал, посадил в «СВ» с молодым режиссером, и я уехала. Второй раз он меня сажал в «СВ» уже с другим молодым режиссером и отпускал не с таким легким сердцем. А так как деньги на фильм были отпущены не скупой рукой, то и устроились мы с шиком: гостиничные номера «люкс», ежедневные ужины в ресторане… Я легко могла до двух-трех часов ночи сидеть в ресторане, болтать с кем-нибудь из нашего коллектива, не замечая времени, а муж в это время названивал ко мне в номер и сгорал от ревности. Начались сцены ревности, беспочвенные обвинения – вроде и терпеть обидно и оправдываться не за что.

    - Шекспировские страсти: «Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть»!

    - Это точно. Какое-то время я еще пыталась ему объяснять, что он зря себя заводит. Потом решила от него уйти. Но не тут то было, он стал угрожать, что если я его брошу, то он покончит с жизнью, просто напьется, сядет за руль и грохнется в столб. Я его жалела, терпела его нытье и подозрения и продолжала настаивать на разводе. В конце концов, моя подруга, посмотрев на мои страдания, резонно заметила: «Сколько мужиков грозятся повеситься, застрелиться или выброситься из окна, но ты знаешь хоть один случай, чтобы кто-то исполнил свои угрозы?». Аргумент был бесспорным, он и решил судьбу брака. Муж, конечно, еще долго меня преследовал, обвинял в своем творческом простое - он был режиссером, снимал музыкальные клипы, а после развода как-то сник.

    - Муза ушла?

    - Да, ушла, думаю, он был слабым человеком, сильный бы вернулся к творчеству – попереживал бы какое-то время, конечно. Сейчас мне так хорошо одной, так спокойно, я просто с ужасом думаю, что надо опять выходить замуж. Главное, чтобы претенденты об этом не догадывались.

    Соперница спасла «девичью честь»

    - Могла бы ты ради любимого мужчины бросить профессию?

    - Я не думаю, что влюблюсь в такого идиота, который потребует от меня подобную жертву. Тем более, что теперь помимо актерства у меня есть и свое дело – детская актерская школа. Всегда же можно объяснить мужчине, что я без моей работы перестану быть собой, и если мужчина полюбит меня, он будет уважать и мой образ жизни. Позиция мужчины: «Я так хочу», - не умная. Надо бороться за свои права, потому что, какая бы ты красивая, талантливая, умная ни была, стоит немного расслабиться, и мужчины моментально садятся на шею. Моя мама говорила, что мужчин нужно, как тигров держать на тумбе и периодически щелкать кнутом у них перед носом, чтоб не расслаблялись.

    - То есть быть стервой, не зря ведь говорят, что мужчины любят стерв?

    - Нет, стервозность, это не то, она предполагает какой-то обман, подвох – мне это никогда не нравилось. Хотя в нашей профессии стервозность главный козырь к успеху.

    - Приходилось сталкиваться?

    - А как же? И роли хорошие из-под носа уводили и к поездкам за границу дорожку перекрывали и по мелочам пакостили… Когда я снималась в фильме «Комедия о Лисистрате» один из заказчиков был грек, поэтому некоторые съемки проходили в Греции. Помню, этот заказчик решил устроить прогулку на теплоходе в узком кругу: две актрисы-подружки, я, переводчица и он. А накануне переводчица мне жаловалась, что надоело сопровождать разгульные похождения грека, мол, он ни слова по-русски не знает, а барышни по-гречески, поэтому ей приходится переводить их разговоры и быть свидетельницей их отношений: «Эти две актрисы по рынку его водят, кожу выбирают, а он только бумажником шуршит и их по бедрам гладит». После таких откровений я напряглась, конечно, насильно в постель меня никто не уложит, но в каком дурацком положении я окажусь, когда грек и эти две мои коллеги уединятся в каюте… Но все решилось благополучно – накануне ко мне подошла одна из этих актрис и подозрительно приветливым тоном, несмотря на то, что в творчестве мы не раз пересекались, мне говорит: «Завтрашняя поездка переносится на час позже». Когда же на следующий день я пришла в назначенное место – компания уже уехала. Я избавилась от неприятной поездки, а мои коллеги от соперницы в моем лице.

    - Есть такое понятие «Проснуться знаменитой» - у тебя был такой момент?

    - Я как-то его проглядела, вероятно, это должно было случиться после Гайдаевской «…кооперации», но в тот момент я много снималась, бесконечно моталась между вокзалами и аэропортами, поэтому все узнавание сводилось в основном к попутчикам купе. Я сразу выработала хитрую тактику, отвечала: «Ой, нет, я не актриса, меня все-время с кем-то путают», - и спокойненько укладывалась спать. Потому что иначе начинались расспросы: «А где вы снимались? А кто любовник Людмилы Гурченко?», - и если на них отвечать до утра, то в кадр встанет уже не мое свеженькое лицо, а отекшая и уставшая физиономия.

    О лучших мужчинах нашего кино

    - Тебе довелось сниматься с заслуженным ловеласом нашего кино Борисом Щербаковым, не приставал?

    - Ха! Расскажу, как он приехал на съемки. По гостинице пронесся слух – едет Щербаков! Все поэтажные дежурные девушки уже с утра сидели у входа на первом этаже. Распахивается дверь, входит Борис Васильевич, весь такой импозантный, красивый, в костюме и голубой рубашке. Девушки, как сидели за столом, так все разом встали и в его сторону синхронно развернулись. Они на него, раскрыв рты смотрели, готовы были броситься выполнять любое его желание, так зачем же ему напрягаться, ухаживать за актрисой… На ваш вопрос я ответила?

    - Тогда какое у тебя впечатление от работы с самым галантным мужчиной нашего кино, Николаем Еременко?

    - Мне очень повезло, что я успела с ним поработать, и безумно жаль, что он так рано ушел – он мог еще очень много сделать. Он был очень тонким режиссером, хорошо понимающим актеров – потому, что сам хороший актер. Он умел создать спокойную атмосферу на площадке: когда примчалась Алентова и стала «режиссировать», он даже виду не показал, что его это раздражает. На следующий день она молчала, как рыба – как уж Николай сумел ей объяснить, что режиссер фильма ОН – только ему известно. Он никогда не прогибался под спонсоров – так ведь теперь часто бывает: кто платит деньги, тот заказывает артистов… На премьере фильма Коля подарил мне розу – она очень долго не вяла, так бывает, когда цветы дарят от души.

    - Он не показался тебе надломленным, после его смерти много писали о депрессии, даже о запое?

    - Я никогда не видела его выпившим, даже запаха вина не чувствовала. Он вырос в такой семье, где любовь была превыше всего, он не раз говорил, что его отец в свои 70 лет влюблен в жену, как мальчишка. Вот такой любви Николаю не хватало, а свой многолетний брак он сохранял только ради дочери. Дочка вышла замуж, отец умер, и Коля оказался одинок, в личном плане он был несчастен.

    - А как же его последняя любовь – Люда?

    - Она милая девушка, искренне его любила… но это не Колина женщина.. если бы рядом была любимая, он бы не умер…

    - Понятно, слухи и домыслы опять все исказили, а какую самую невероятную сплетню ты слышала о себе?

    - То, что я сплю с очередным режиссером и поправилась на десять килограммов, но это, увы, не так. Когда я ехала на это интервью, мама мне сказала: «Другие всех хвалят, говорят, как надо, а ты опять расскажешь все, как есть». Так оно и получилось.   

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz