Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

Как режиссеры хоррора играют на общечеловеческих страхах, а создатели незамысловатых комедий – на злорадстве, так Алексей Балабанов профессионально работает еще с одной универсальной эмоцией – отвращением. Его новый «Морфий», снятый по мотивам «Записок юного врача» Булгакова, вопреки врачебной тематике, целиком сосредоточен не на выздоровлении, а на разложении.

То, что Балабанову под силу заставить зрителя испытать тошноту даже не прибегая к натурализму, было понятно уже после «Про уродов и людей». До недавнего времени этот неоднозначный талант режиссера можно было рассматривать в ряду прочих талантов, среди которых -  умение поймать интонацию времени, бескомпромиссно и емко ее выразить. Но «Груз 200» основательно сместил акценты. После него «Морфий» с его анатомическими подробностями телесного и душевного распада выглядит уже неизбежным шагом в однажды выбранном направлении – в глушь и жуть.

Действие автобиографичных рассказов Булгакова происходит в унылом захолустье, из которого герой рад вырваться даже в мелкий уездный город. Балабанов логически развил булгаковский образ глухомани до гоголевской чертовщины, когда метель, собачий вой и отголоски революции (действие происходит в 1917 году) – все пронизано мороком, который неизбежно погубит попавшего в ловушку героя.

Молодого доктора Полякова (Леонид Бичевин), которому предстоит провести зиму в маленькой деревенской больнице, сани везут мимо кладбищенских крестов. На месте его встречает мрачный фельдшер (неузнаваемый в бороде Андрей Панин) и две сестры милосердия, одна из которых (Ингеборга Дапкунайте), особенно мила и расположена  к герою. Она же и сделает Полякову первый укол морфия, спасая его всего-навсего от аллергии. Первым шагом к гибели станет фатальная случайность.

А пока Поляков со рвением берется за работу: принимает трудные роды и проводит операции – все словно по наитию (в интервью Балабанов называет героя гением). Эпизоды врачебных испытаний перекочевали в фильм из «Записок юного врача» практически без изменений: девушке, попавшей в льняную мялку, Поляков мастерски ампутирует ногу, больной крупом девочке вставляет стальное горло… Раздробленные кости, разверстая плоть предъявлены зрителю в подробностях: немигающий взгляд на разъятую материю. И если зритель кривится и отворачивается, его догоняет усмешка режиссера: смотри, это же и есть кино. Недаром финальная сцена фильма разворачивается в кинотеатре, куда забредает окончательно сбившийся с пути Поляков.

В своей всегдашней манере Балабанов полностью уходит от психологизма, и материал «Записок юного врача» этому только способствует. Но еще больше способствует сценарий, написанный Сергеем Бодровым-младшим – несколько лет назад они с Балабановом вместе обсуждали будущий фильм. Именно Бодров составил из «Записок юного врача» и «Морфия» единую историю падения, окончательной победы смерти над человеческой плотью.

В одном из первых эпизодов фильма Полякову приходится разговаривать с фельдшером на фоне мертвого тела, которое лежит в бане в ожидании омовения. С какой бы стороны ни следила камера за собеседниками, все время натыкается на труп, невольным свидетелем лежащий у них за спиной. Ясно, что диалог в такой атмосфере не складывается. И не сложится за весь фильм – ни у кого ни с кем. Герои существуют в ситуации взаимного отчуждения, достигающего апогея в финале.

Человек как таковой предстает у Балабанова абсолютно бездуховным существом, способным в лучшем случае на рефлексы. Актер Леонид Бичевин (Валера из «Груза 200», Че из «Однажды в провинции») демонстрирует скованные движения и блеклые интонации – надо полагать, не в силу непрофессионализма, а в рамках концепции фильма. Дапкунайте, вначале играющая этакий «луч света в темном царстве», проживает на экране всю историю типичной наркотической деградации.

Балабанов делает акцент на тьме существования, которая становится выносимой или, напротив, невыносимой – в зависимости от концентрации морфия в крови. Обычные для фильмов на наркотическую тематику видения у Балабанова заменяет музыка. Моменты эйфории сопровождаются пением Вертинского: «В бананово-лимонном Сингапуре…» (логичное продолжение «В краю магнолий плещет море» из «Груза 200»). Ломка – это мелкая дрожь и рвотные спазмы. И если это вызывает брезгливость, то не больше чем рассуждения о революции соседа-помещика (Сергей Гармаш) или эпилептический припадок, настигший мужика в сенях больницы. «Морфий», как сыпью, пестрит симптомами смерти, а они, ясное дело, не лечатся. Жизнь приходится искать где-то в другом месте. Возможно, на страницах Булгакова. И уж точно за пределами кинотеатра.

Мария ГРОСИЦКАЯ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz