Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

    Когда в 1984 году на киноэкраны вышел фильм «Жестокий романс» многие потеряли покой от больших, грустных глаз главной героини. Но для выпускницы Ленинградского театрального института Ларисы Гузеевой в то время звучали лишь первые аккорды романса под названием «Жизнь». Какую же невероятно разнообразную тональность выбрала для себя судьба актрисы.

    Кавалер в грязной «олимпийке»

    Лариса Гузеева родилась в Оренбургской области, на родине пуховых платков, кедровых орехов и строгих нравов. Она не любит вспоминать детство, считает это время самым несчастным, беспомощным, полным унижений и разочарований.

    - Многое запрещалось, многое скрывалось. До десятого класса мой отчим выставлял меня из комнаты, когда по телевизору показывали фильмы с поцелуями. Я была учительской дочкой и просто не имела права плохо себя вести. Поэтому школу я ненавидела и, как могла, сопротивлялась догмам. Я стала носить очень короткие юбки, краситься, курить, ругаться матом, за что мою маму в учительской «линчевали у позорного столба». В это время я была патологически худая, просто тощая, и чтобы выглядеть хоть немного аппетитнее – на Урале ценились пышные, белотелые девицы с округлыми формами, я натягивала по трое колгот. Конечно, это не помогало – мальчишки на меня внимания не обращали, правда, взрослые дядьки часто говорили моей маме: «Красивая девка растет!» Тогда же, как назло, со мной случилась первая любовь. Его звали Юра Крылов, он пришел к нам в школу первого сентября, в девятый класс. Я тогда училась в восьмом. Синие глаза, длинные черные ресницы и модная тогда синяя олимпийка – я как его увидела, даже заплакала. Я стала вести дневник и, рыдая над страницами, писала: «Как я тебя люблю! Какой ты красивый», - и подкидывала ему письма с признаниями под порог. Он, конечно же, на меня не обращал внимания, а однажды поймал и поколотил; сказал: «Ты, дура, шклявая, если ты не перестанешь мне писать, я дам тебе по башке, ты что не знаешь, что я Гальку Ковалеву люблю?!». Это была трагедия… Мама мне говорила, что этот Юра полный дебил, даун, что он не знает программу даже на два, а я требовала, чтобы она ставила ему хорошие отметки и грозила, что уйду из дома. Я вообще чувствовала себя несчастной, мама родила мне маленького брата, которого я люто ненавидела и считала его виновником всех моих бед. Однажды, я собрала всю его одежду, отнесла ее цыганам и сама ушла в табор – меня вовремя вернули.

    Моя несчастная любовь закончилась, как дешевое кино. Прошло лет десять, на экраны вышел «Жестокий романс», появились журналы с моим лицом на обложке… И вот однажды я прилетела в Оренбург, еду в местном автобусе и вижу: стоит доходяжный дяденька все в той же, но уже сильно замусоленной олимпийке, в прожженных утюгом штанах на тощей заднице, с длинными, грязными волосами и черными ногтями. Я уже знала, что этот Юра успел отсидеть за драку – порезал кого-то. И вот теперь он оборачивается, улыбается мне своими тремя зубами и со словами: «Привет, Гузя», - жмет мне руку, своей грязной лапищей. Мы вышли из автобуса, купили бутылку портвейна, сели на обочине дороги, выпили… И он мне сказал: «Какой я был дурак, что не женился на тебе… сейчас бы жил в Ленинграде». В тот момент я подумала, как же все-таки правильно устроена жизнь! С тех пор я знаю, что никакая любовь, никакая трагедия не может быть вечной, время все меняет…

    Мания величия до неприличия

    Окончив школу, Лариса в неполные семнадцать лет выпорхнула из-под родительского крыла и уехала поступать в театральный институт. К тому времени из гадкого утенка она успела превратиться в роскошную изящную девушку.

    - Моим родителям было все равно, кем я стану, главное, чтобы получила высшее образование. Их больше волновала судьба сына – он должен иметь хорошую профессию, а мне достаточно удачно выйти замуж и рожать детей. Я же с детства мечтала стать актрисой, я постоянно из себя кого-то изображала, то иностранку, то глухонемую, из меня просто перли разные образы, поэтому в Ленинградский театральный институт я поступила легко.

    Когда Лариса Гузеева пришла подавать документы в ЛГИТМИК, она к своему разочарованию увидела толпу стройных, длинноволосых красавиц. Не долго думая, она поступила весьма оригинально – остриглась наголо. Лариса и позже слыла девушкой неординарной, она сблизилась с авангардистской молодежью, увлеклась течением хиппи и частенько вместо лекций просиживала в модном диссидентском Питерском кафе «Сайгона» на углу Невского и Литейного. В одном из телевизионных интервью прозвучало, что Лариса оказалась в «продвинутой тусовке» благодаря роману с Питерским музыкантом Сергеем Курехиным…

    - Теперь, когда Сергея больше нет, я считаю подлым и безнравственным вспоминать о том периоде, тем более, что его вдова потеряла еще и дочь, я просто не имею права тревожить память, ведь есть же Бог… Я всегда стремилась как-то выпендриться, и не удивительно, что меня привлекли такие необычные люди – в этом кафе рождалась команда Бориса Гребенщикова, группа «Кино»… Кстати, Витя Цой за мной ухлестывал, но этот странный, нерусский парень меня не интересовал. Я вообще была жутко высокомерной, считала, что меня достоин лишь Питер О’Тул, Лоуренс Оливье, или на худой конец Володя Высоцкий – ведь я была очень хорошенькой. Я умудрялась модно одеваться, во многом благодаря маминому портновскому таланту, отчасти тому, что уже на первом курсе я зарабатывала деньги в качестве модели. И даже в сорокаградусный мороз я ходила с непокрытой головой, в красной нейлоновой куртке и не утепленных сапогах «казаках», поэтому разговаривать я могло только сквозь зубы – челюсти просто не разжимались от холода, но все считали, что я «вся такая манерная»…

    Конечно же, такая яркая личность не могла быть принята в компанию студентов – подчеркнуто неряшливо одетых мальчиков и девочек с непромытыми волосами, предпочитающих красивому время провождению зубрежку зарубежной литературы. Да и сама Лариса относилась к своим однокурсникам с долей пренебрежения.

    - Я считала ниже своего достоинства любить этих придурочных, тощих и незрелых мальчиков с прыщиками, которые поступают в театральные институты, чтобы всю жизнь изображать тараканов или собак на сценах провинциальных театров. Я нравилась взрослым дяденькам, а юнцов презирала. Я никогда не ходила на субботники, считала, что будущая артистка не должна мыть пол и вообще вела себя высокомерно. За это меня не любили, и, когда на последнем курсе наш класс направили в Болгарию по обмену студентами, против меня проголосовали все. На что я, сглотнув слезы, произнесла: «Ха! Нужна мне ваша Болгария триста лет – я в Канны поеду!». В то время я дружила с очень продвинутым художником, он был голубым, но это не имело значения, потому, что он был для меня, как сестра. Ленечка и придумал, как отомстить моим однокурсникам: «Через месяц болгары приедут по обмену к вам, представляешь, как они друг другу уже надоедят, а ты будешь на новеньких!», - и Ленечка срежиссировал следующий «спектакль»…

    На банкет, который устроили по случаю приезда болгарского курса, я опоздала на час. Наши жужелицы институтские нарезали бутербродиков, купили винца…. Мой Ленечка сделал мне потрясающий макияж, у меня были длинные волосы, которые я носила на прямой пробор, а на лбу рисовала индийскую родинку, я была одета, как сейчас Готье одевает Мадонну, и это очень здорово подчеркивало мою стройную фигурку. Когда я вошла, на меня сразу обратили внимание, я подошла к столу, где сидел мой мастер курса и болгарский профессор, поздоровалась, залпом выпила бокал «Рислинга», закурила «Беломор» и с презрением сказала: «Меня зовут Гузеева, я с их курса». Когда все болгарские мальчики, очень красивые и галантные, стали наперебой приглашать меня танцевать, я была отомщена. Но… ровно через час мой Ленечка заглянул в зал, и, погрозив мне кулаком, прошептал: «Смываемся». Как мне хотелось остаться, но я, словно Золушка сбежала, оставив своих кавалеров в замешательстве…

    После этой красивой выходки мастер курса произнес: «Она далеко пойдет!». Он-то знал, что Лариса в то время уже заканчивала съемки у известного режиссера Эльдара Рязанова в экранизации «Бесприданницы». За это тоже ненавидели Гузееву однокурсники, завидовали и ненавидели. Потому, что из всего курса сумела стать известной только она, да еще Александр Лыков, сыгравший Казанову в сериале про ментов.

    - Он себя секс-символом считает… Скажу честно, я бы ему не дала, даже если очень сильно напилась бы…

    Страсти-мордасти не по мне

    Дебют у великого мастера в артистической среде принято воспринимать, как путевку в звездное будущее, однако Гузеева не считает это счастливым случаем.

    - Удача – это если бы я работала официанткой в кафе, и туда бы случайно зашел Рязанов покушать, он бы меня увидел и, сраженный моей неземной красотой, пригласил бы на главную роль. Я же вместе с бесчисленным количеством молодых актрис и студенток проходила сложнейшие кинопробы, меня смотрели с каждым партнером… Мне повезло только в том, что из тысяч Эльдар Александрович выбрал меня. Но когда он меня только увидел, он был в шоке. Я же хипповала и приехала на пробы в обрезанных, рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетенными в длинные, распущенные волосы денежками… Я курила «Беломор», сплевывала сквозь зубы, сквернословила – у меня не было ничего общего с моей будущей героиней. Это когда меня переодели и причесали, произошла полная перемена личности… внешняя, потому что внутренне я по-прежнему оставалась собой, и никакая трагичность и любовные страдания мне, в мои 23 года были не знакомы. Я была абсолютно уверена, что все, без исключения должны быть от меня в восторге, а мужчины, так просто обязаны дежурить на коленях у моих ног… И если бы мой избранник бросил бы меня, я бы сказала: «Подумаешь, завтра будет пятнадцать новых». Страдать я просто не умела. Изображать страдания на экране мне помогали мои партнеры, особенно Никита Михалков, я его очень уважаю, а тогда, пожалуй, могла бы и увлечься… Но я, хоть и была наивная и многого не знала – этакая «девушка с Урала», все-таки «с головой дружила», Михалков для меня был, как инопланетянин, к которому и подойти не смей. Он же знаменитый, семейный, так зачем за него бороться? Я всегда была уверена, что для меня и так солнца хватит.

    Если честно, я никогда не влюблялась в мужчин-актеров. Обычно, если я вижу интересного мужчину, я инстинктивно сразу вся подтягиваюсь, преображаюсь, даже сама себе начинаю больше нравиться, а когда я в Доме Кино ко мне подваливает какой-нибудь служитель Мельпомены в нечищеных ботинках с гнилыми зубами и говорит: «Ларик, купи мне кофе!», - я просто не вижу в нем мужчину. Если мужчина к тридцати годам не заработал себе на кофе, а к сорока своей даме на хорошее вино и остальные ее прихоти – он просто дурак или лентяй, и такой мужчина не может меня интересовать.

    Шашкой зарублю

    Между тем, несмотря на удачный дебют и справедливые ожидания Ларисы, что теперь все режиссеры просто обязаны к ней выстроиться в очередь, предложения о съемках поступали не часто, да и роли были отнюдь не звездные – девушки-спортсменки, героини-партизанки, стахановки-колхозницы. Были и более интересные сценарии, но почему-то даже после удачных кинопроб кандидатуру Гузеевой худсовет «зарубал».

    - Был один конкретный человек, который мне угрожал, что сниматься я не буду никогда. Он считал, что я должна благодарно лизать ему руки только за то, что он воззрел на меня свысока. Может быть, если бы я была сговорчивее и покорнее, моя творческая судьба сложилась бы намного успешнее. Но я же Уральская казачка, моя гордыня скорее допустит, чтобы я зарубила шашкой паскудника, чем уступила ему и стала его любовницей. Было и такое, что в процессе съемок режиссеру вдруг приходило в голову, что неплохо бы иметь со мной более близкие отношения. После моего грубого отказа он, конечно, не мог снять меня с роли, потому, что на съемки потрачены немалые деньги, но впредь уже никогда не приглашал. Никогда на свою внешность я «не покупала никаких благ», и не жалею об этом. Все, что я имела, я зарабатывала профессией, и не важно, что большинство моих работ никто, кроме меня не помнит – у меня была одна звездная роль, многие ли могут этим похвастать? Иногда я и сама по глупости отказывалась от хороших ролей. Например, вместо того, чтобы взяться за классическую картину «Накануне», я снялась в чудовищной ленте «Соперницы»…

    Но именно на съемках этой чудовищной картины актриса познакомилась со своим будущим мужем Ильей. Они почти сразу поженились, и на какое-то время Лариса окунулась в такое море любви, что не замечала ничего вокруг, даже то, что ее возлюбленный иногда приходит домой в каком-то странном состоянии.

    - Мое тепличное воспитание сыграло со мной злую шутку. До двадцати пяти лет я думала, что проститутки и наркоманы есть только за границей, да и то все сидят в тюрьме. Своего сына я воспитываю иначе, в девять лет он уже все знает и о наркоманах, и о голубых, и о том, как ухаживать за женщиной, что ей надо дарить дорогие подарки, водить в хорошие рестораны… А когда подрастет дочка, я научу ее премудростям женского обаяния, объясню, как себя вести, чтобы выбрать хорошего мужа, чтобы не попасть в лапы подонку… Я не хочу, чтобы мои дети повторяли мои ошибки.

    То, что Илья оказался наркоманом, стало для Ларисы настоящим ударом. Она пыталась устраивать его на лечение, верила всем его клятвам, сходила с ума от страха и боли за любимого и мечтала о ребенке. Но после лечения Илья снова возвращался к наркотикам. Однажды его нашли мертвым в парке… Лариса страшно переживала и винила во всем себя. Назло собственному горю и бессилию она стала выпивать…

    - Я первая, кто в нашей стране открыто заговорил о женском алкоголизме. Это болезнь, как грипп или желтуха, и алкоголиков надо лечить, а не ругать. У меня глаз наметанный, и я вижу, как в нашей артистической среде молодые девочки стаканами хлещут водку, я знаю, к чему это может привести. Как это произошло со мной? Был повод, и были друзья, готовые всегда протянуть полный стакан, были и те, которые видели, что я погибаю, и радовались, что освободится место для них. Сначала мне нравилось, потом я не заметила, как с утра меня потянуло похмелиться – это происходит в один миг.

    Справляться с болезнью Ларисе пришлось самой. Она по-прежнему мечтала о ребенке и поэтому должна была вспомнить о собственном здоровье. Однажды на съемках в Грузии Лариса познакомилась с красивым молодым человеком, который оказался еще и деликатным, образованным и внимательным. Трудные по условиям съемки превратились в праздник. Глядя на то, как легко Ваха решает ее бытовые пробелы, Лариса поняла, что хочет родить от него ребенка. Родился Георгий. Но жизнь с Вахой у Ларисы не сложилась – уж слишком в разных традициях выросли супруги и по-разному представляли семейную жизнь. Но сын постоянно поддерживает отношения с отцом, ездит на каникулы в Тбилиси, а его грузинские дедушка и бабушка просто души не чают в любимом внуке.

    Чем сердце успокоится

    - Я поняла, что первый мужчина нужен для того, чтобы чему-то тебя научить, второй – чтобы ты родила от него ребенка, а третий – чтобы любить. У меня именно так и получилось. Я поняла, что только сейчас сумела по-настоящему полюбить. Я даже не хочу вспоминать других мужчин, потому что это может причинить боль Игорю – моему мужу, которого я люблю. И даже не потому, что он может узнать обо мне что-то неприятное. Нет, этот мужчина знает обо мне все, ведь мы с ним знакомы… страшно даже подумать, сколько лет. Я училась в Ленинграде, он жил в Москве, мы - студенты часто ездили в столицу на театральные премьеры. Но когда мне было 18, а Игорю 17, он мне казался безнадежным ребенком. На его попытки ухаживать я шутливо ответила: «Нравлюсь? Копи деньги». И он терпеливо меня ждал и всегда был рядом. Он мой друг на всю жизнь, настоящий кореш. Я выходила замуж, разводилась, у меня были всякие истории, а Игорь был рядом. Я рыдала у него на плече по поводу своих проблем, он возил меня по моим делам и всегда и во всем старался помочь. Он меня всегда вытаскивал из всех неурядиц, как зареванного котенка, прямо за шкирку.

    Когда Георгию пришло время идти в школу, я решила перевезти мою семью: маму и сына, в Москву, потому что я сама все-время работала в Москве. Мы с Игорем стали видеться еще чаще, да и Георгий к нему очень привязался. Но я по-прежнему считала Игоря только другом. Мама все-время меня «пилила»: «Чего тебе не хватает, дура, рядом такой мужик, а ты все думаешь, ты загляни в паспорт». Однажды у нас случайно произошли близкие отношения, и мы решили снять квартиру для встреч. Возможно, мы бы до сих пор продолжали изредка встречаться, если бы не случай. Игорь проводил меня домой и собрался уезжать. А в этот вечер разыгрался жуткий буран. Мама вышла в коридор и говорит: «Тебе не стыдно, ты сейчас развалишься в своей теплой кровати и будешь сладко спать до полудня, а его на мороз гонишь? Оставайся, Игоречек, переночуй». И когда утром мой сын с радостным воплем: «Ура, Игорь у нас ночует!», - промчался в его постель, мое сердце дрогнуло. Но до ЗАГСА было еще целых полтора года.

    Особое воспитание

    Лариса по-прежнему цеплялась за свою свободу и только, когда Игорь вымолил ее родить ему ребенка, согласилась зарегистрировать отношения. Каким же смерчем удивления пронеслась новость о том, что Гузеева решилась родить дочку в сорок лет!

    - У меня и первый ребенок поздний по советским понятиям, Георгия я родила в тридцать два года. На западе это бы не удивило никого, там женщины рожают, пока физиологически на это способны. Сейчас я могу дать своим детям гораздо больше, чем бы дала в 20 лет, я сама была глупым ребенком, вырезала кукол из бумаги и на вопрос мальчика: «Есть ли у тебя «капуста»?», лезла в овощной отдел холодильника. Теперь я знаю о жизни многое, у меня есть деньги, чтобы выучить детей, чтобы сохранить их здоровье, чтобы показать мир.

    Когда в семье рождается младший ребенок, старший уходит в тень. Лариса хорошо помнит, как в детстве ненавидела младшего брата и делает все, чтобы ее сын не испытывал подобной ревности.

    - Я привыкла с Георгием разговаривать, как со взрослым мужчиной. Когда родилась Лелька, сын сначала ревновал, я ему сказала: «Пойми, я люблю тебя на целых восемь лет дольше, Лелька только родилась, а ты – мой любимый уже давно, ты – мой вымоленный ребенок, я тебя у Бога просила. Я тебя люблю, даже если ты приносишь плохие отметки – ты меня этим расстраиваешь, но я тебя все равно люблю». Эти слова я ему говорю постоянно, он умный человек и быстро понял, что лучше иметь сестренку – родную кровь, чем быть совсем одному. И сейчас Георгий по-взрослому добивается моего расположения – он спорит с Игорем, кто первый подаст мне руку при выходе из автомобиля. Вообще, Игорь очень хорошо влияет на Георгия. Я могу тысячу раз повторить: «Ты должен хорошо учиться, потому что тебе придется зарабатывать деньги, которые ты будешь тратить на достойных женщин, на благополучную жизнь…». Но личный пример Игоря, который очень многого добился в жизни своим трудом, действует лучше любых назиданий.

    На самом деле, состоятельность мужчины говорит о его силе характера и уме, поэтому вряд ли бы мне понравился мужчина, едва сводящий концы с концами. Мой муж – владелец ресторана, и достаточно взглянуть на интерьер этого заведения, чтобы понять, что у него безукоризненный вкус. Поэтому я могу легко довериться ему и в выборе мебели и в выборе нового платья. Мне с ним легко и надежно, как за каменной стеной, мы можем часами гулять по улице, с удовольствием смотрим одни и те же фильмы и смеемся на одних и тех же местах. Мы можем бессовестно налопаться попкорна, а потом сидеть на диете, мы любим «перемыть косточки» общим знакомым. Я имею возможность не сниматься во всем подряд, а выбирать то, что мне нравится, а могу и вообще не сниматься… Но я считаю, что любить и уважать можно только работающую леди, потому что она независима. Ведь именно от этого унизительного чувства зависимости происходит большинство семейных драм. Когда зависимая женщина терпит унижения и побои от мужа, мне почему-то не хочется ее пожалеть, наоборот, хочется добить – сама виновата, что такое допустила.

    Независимость – это главное достоинство женщины. Я могу выбирать: захочу – еще рожу ребенка, я знаю, что я смогу его вырастить; захочу – сменю профессию. Сейчас меня, например, гораздо больше интересует ресторанный бизнес, чем кино. Я собираюсь открывать свой ресторан, будем с мужем соревноваться – у кого лучше. На самом деле я потрясающе готовлю, о моих кулинарных способностях по Ленинграду ходили легенды. Когда я стала выезжать за границу, я всегда очень интересовалась национальной кухней, и вместо того, чтобы везти в Союз шмотки и радиоаппаратуру, притащила целую коробку авокадо о которых здесь еще никто не слышал. Я собрала целую тусовку и угощала их авокадо с черной икрой – это был настоящий фурор! Однажды, когда я была в Мозамбике, один очень богатый владелец золотых приисков, пораженный моим интересом к национальным блюдам, был готов работать моим шофером, лишь бы что-нибудь отведать из моих рук. Довольно долго он закидывал Госкино письмами в мой адрес и приглашениями в Африку.

    Игорю тоже нравятся мои кулинарные изобретения, так что вполне верна пословица о дорожке к сердцу любимого через его желудок. На самом деле, приготовление пищи – это тоже искусство. Можно судить о культуре страны по тому, как питаются ее граждане.

    Сегодня Лариса совершенно счастлива, она считает, что стоило пройти через столько испытаний, чтобы теперь обрести любовь и благополучие. Но она не жалеет, что «не прибилась к этому берегу» раньше. Как знать, может быть, ей просто не хватало жизненного опыта и переживаний, чтобы на их фоне счастье засветилось радужными красками. Она не боится говорить о счастье, не страшится, что кто-то ее сглазит, потому, что она знает, что только Бог имеет власть дарить отбирать.
    
Екатерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz