Классик испанского кинематографа Карлос Саура пересек границу с Португалией и снял фильм-концерт о национальном музыкальном стиле «фадо», который появился в XIX веке. Представления современных артистов, выступающих в данном жанре, знакомят зрителя с традициями и спецификой этого направления в музыке и являются своеобразной данью уважения его самым знаменитым исполнителям.
«Фадо» - в российском кинопрокате с 4 декабря.
Эта лента снята в редком жанре документального мюзикла, классикой которого считается «Вудсток» (1968), а наиболее ярким современным представителем - фильм Мартина Скорсезе «The Rolling Stones: Да будет свет». Карлос Саура также «наведывался» в эту область, сняв «Фламенко» (1995) и «Танго» (1998). Две последних картины – это специально поставленные концерты, которые призваны проникнуть в самую сердцевину музыкального жанра.
Детали
С точки зрения лингвиста фадо - это то же самое, что латинское слово fatum («судьба, рок»).
Фадо – это португальская музыка окраин, которая родилась в тавернах и борделях Лиссабона и вобрала в себя африканские влияния и донесла до сегодняшних дней меланхолию и тоску остановившегося времени. В одной из самых пронзительных песен поется: «Время стоит на месте, только мы идем сквозь него от жизни к смерти». Фадо становится эмоциональной метафорой времени.
В картине представлены исполнители этого стиля разного диапазона — от аутентичных певцов, рвущих душу печалью пережитого (Карлуш ду Карму, Амалия Родригеш), до новой международной звезды Марисы, в чьей концепции фадо превращается в жизнерадостное и оптимистичное искусство, до миксов фадо и рэпа.
Карлос Саура великолепно использует возможности современной цифровой техники, чтобы создать комбинированное изображение и прочертить выразительный фон для своей темы: на большом экране появляются тени простых португальцев, которые веками хранили сам дух этой музыки. А на первом — песенно-хореографические номера, каждый из которых заснят разными камерами в нескольких перспективах.
Материал подготовлен на основе рецензии Андрея Ъ-Плахова в издании «Коммерсантъ».