Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

На экраны выходит победитель последнего Каннского фестиваля – фильм Лорана Канте «Класс». Фильм-вызов, фильм-эксперимент, фильм-упражнение. Канте снял его по книге Франсуа Бегодо – французского учителя, десять лет проработавшего в парижской школе и написавшего книгу о тех проблемах, с которыми ему лично пришлось столкнуться. Картина почти лишена художественности и представляет собой зафиксированный на пленке опыт: один учебный год в классе средней школы в неблагополучном районе Парижа. Здесь нет ни одного профессионального актера. В роли учителя снялся сам Бегодо, а его учеников сыграли обычные школьники, которых привлекли к съемкам с помощью объявления и последующего тренинга в виде совместных занятий. Обстановка на этих тренингах была настолько приближена к реальной, что фильм кажется документальным. Большинство сцен в нем сымпровизированы.

Франсуа Бегодо играет учителя французской словесности, тоже Франсуа, которому приходится вдалбливать в головы подростков нюансы «сослагательного прошедшего несовершенного», в то время как им впору учиться читать и говорить. Для многих из учеников французский – не родной язык: кто-то приехал из Китая, кто-то с Мали - оттенки цветов в классе самые разнообразные. Характеры тоже разные, и далеко не простые. Школьники хамят, дерутся, корчат из себя кретинов и не перестают удивлять. Двоечница втихаря читает Платона, а отличник оказывается заядлым геймером.

Сам Франсуа, не до конца простившийся с панковской юностью, ведет себя неформально и напору подросткового хаоса противопоставляет снобистскую иронию. Школьники интересуются (практически снимая вопрос с языка у зрителя), не гей ли он? Франсуа не теряется, острит и в результате отнекивается. По совместительству являясь еще и классным руководителем, он проводит занятия, нацеленные на раскрытие личности учеников. Почти по Достоевскому, просит ребят рассказать о том, чего они стыдятся, или сделать письменный автопортрет: что вы любите, что не любите? «Ненавижу математику, расистов и Матерацци». Так и проходят уроки.

Школа сама по себе – система абсолютно замкнутая, как в России, так и во Франции. Не случайно в оригинале фильм называется «Между стен». Тут действуют собственные законы и правила, зачастую непереводимые на обычный человеческий язык. (Так, длинную тираду директора чернокожий мальчик объясняет своей матери, не знающей французского, одним словом: «отчислили»). Режиссер Лоран Канте отказывается от необходимости перевода и использует известный в практике обучения иностранному языку механизм погружения. Он нарушает непроницаемость школьных стен. Зритель как будто присутствует в классе и постепенно (фильм идет больше двух часов, так что время есть) запоминает лица и имена подростков, втягивается в школьные проблемы. Будучи художественным фильмом, «Класс» примеряет на себя форму документального кино. За это, и за остросоциальность, его и оценили в Каннах, где французская картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» впервые за двадцать лет.

И по форме, и по содержанию, «Класс» представляет интерес, в том числе и для российского зрителя (будет, в частности, полезно узнать, что на педсоветах во французских школах присутствуют депутаты от класса, что делает систему немного прозрачнее и гуманнее). Но вот представляет ли картина интерес для мирового кино, остается вопросом. Кажется, эта качественная трансляция реального опыта очень далека от искусства, каким принято считать кинематограф.

Мария ГРОСИЦКАЯ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz