|
У каждого своя судьба и свой жизненный путь, и на этот путь ему отведен положенный срок… Евгений Дворжецкий тоже шел своей дорогой, может быть, лишь в чем-то повторяя шаги старшего брата. Но видно такой уж странный замысел был у Творца, что к финишу они пришли в одном возрасте.
Напророчила в мужья
Евгений вырос за кулисами театра. Отец – великолепный театральный актер Вацлав Дворжецкий, который в 58 лет впервые снялся в кино, блестяще сыграв абверовца Лансдора в ставшем уже классикой фильме «Щит и меч». Мама – режиссер. Старший брат – Владислав, дебютной ролью генерала Хлудова в «Беге» завоевал любовь зрителей и путевку в большой кинематограф. Кем еще мог стать Евгений в такой семье?
Правда, обладая достаточной долей самоиронии, о своем выборе профессии Женя говорил с юмором: «Я ведь больше ничего другого не мог делать», - и с такой же легкостью и бесшабашностью в первый год поступления в Щукинское театральное училище «срезался» на сочинении, умудрившись «украсить его» 28 ошибками.
Следующий год сильно изменил Евгения – трагедия оборвала жизнь старшего брата Владислава, и Женя в память о нем поклялся занять его место в искусстве, наверное, поэтому и закончил «Щуку» с красным дипломом. Но тогда, в 1978 году обоятельный, но сосредоточенно-суровый абитуриент театрального училища не знал, что смерть брата – не случайность, а лишь начало трагедии семьи Дворжецких, трагедии, которую потом назовут проклятьем…
Вообще, по рассказам Нины, жены Евгения роковых совпадений и судьбоносных знаков за 19 лет их совместной жизни было много. Будущего мужа она заприметила еще на экзаменах, и почему-то сразу подумала: «Он будет моим». Подумала и забыла, и даже завела роман с молодым человеком из ГИТИСа. А Евгений тем временем подрабатывал в училище гардеробщиком и мучительно искал повод, чтобы познакомиться с симпатичной девушкой, которая ежедневно протягивает ему свое пальто. Повод нашелся сам, однажды Нина подошла к гардеробу с большой сумкой, набитой реквизитом – Женя, как истинный кавалер, вызвался ей помочь. Потом были настойчивые «провожания», «катания на такси», «бесценный по тем временам подарок – французские духи «Клима», «вручение огромных букетов в училище, при всех», и при всех же объяснение в любви… Лишь тогда Нина вспомнила, что ведь когда-то она подумала, что выйдет за этого человека замуж…
Они поженились, не сказав никому ни слова. Это была страшная тайна - так хотел Женя. Сами потом шутили: «Этот брак по расчету, но расчет оказался долгим и правильным». Дело в том, что Женя родом из Горького, а иногородних артистов в Москве не оставляли, для того, чтобы получить место в столичном театре, Дворжецкому надо было жениться на москвичке. Ну а сама москвичка была счастлива заполучить красивую дворянскую фамилию.
Восход «черного солнца»
Евгения пригласили в детский театр, которому он оставался верен до последних дней. Только со временем театр немножко «подрос» и стал называться Российский академический молодежный. Евгений не только играл в театре, но еще и преподавал в студии, где будущие актеры называли его уважительно Мастер, ему просто необходимо было передать другим то, что удалось понять самому, словно чувствовал, что на это может не хватить времени…. Может быть, поэтому он постоянно вел дневник, бросал, а потом снова продолжал писать: свои мысли, рассуждения о жизни, свои воспоминания о семье, о трагедии, которая ее преследовала всегда. Позже эти воспоминания воплотились в книге «Династия».
Отец Евгения Вацлав Янович 16 лет провел в ГУЛАГе за «контрреволюционную деятельность» и поэтому начал кинокарьеру только на шестом десятке жизни. Удивительное совпадение: после свадьбы, разглядывая Нинин семейный фотоальбом, Евгений к своему удивлению на одной из фотографий узнал своего отца, оказалось, что в то время, когда Вацлав Янович отбывал в лагере ссылку, дедушка Нины возглавлял строительство, где и трудились заключенные. Этот факт стал одной из семейных легенд.
Евгений многое получил от отца в наследство. Это не только талант, но и гонор, непримиримый характер. Он все называл своими именами, из-за чего не раз нарывался на неприятности. Главная особенность семьи Дворжецких – конфликт ума и сердца, и чаще, советуясь с «головой» Евгений поступал по велению сердца. Единственной, неоспоримой ценностью в жизни он считал семью, он слыл потрясающем отцом, у него были особые «секретные» отношения с дочкой, а рождение сына он считал самым большим подарком судьбы. Конечно, случалось, что и в этой семье начинало светить «черное солнце» - так Нина называла периоды семейных невзгод. Евгений был абсолютным мужчиной, без всякой там тряпочности и безволия. Он был, как и его отец, гусаром, мог ущипнуть женщину за мягкое место или схватить за коленки, ему нравились женщины, и он мог довольно сильно увлечься одной из них. Но «черное солнце» закатывалось, и семейное спокойствие возвращалось вновь. Наверное, потому, что супругов сближала не только постель, было между ними понимание, умение говорить и слушать друг друга… И общей на двоих была сцена.
Правда, как вспоминает Нина, на сцене муж Дворжецкий сразу превращался в актера Дворжецкого, мог довести ее до слез, делая бесконечные замечания. На сцене для него не существовало личных привязанностей, он понимал только язык партнеров… А потому все 19 лет, пока Дворжецкие работали вместе в театре, их не ставили вместе в один спектакль в годовщину свадьбы и в день рождения дочки – чтобы не портить семейное торжество профессиональными спорами.
Смерть отрепетировала финальную сцену на брате
Однажды Евгений поругался с отцом из-за того, что тот согласился сниматься в гробу, а сам сыграл в фильме «Иду на грозу», где его герой разбивается… Из маленьких совпадений соткана жизнь, из крохотных знаков складывалась смерть… «Мой брат умер, когда ему было 39 лет, мне сейчас столько же…», - в одном из телевизионных интервью сказал Евгений Дворжецкий за два месяца до своей смерти.
В тот момент он вспомнил, как двадцать один год назад по ночному шоссе мчалась машина, Владислав Дворжецкий с приятелем спешили к белорусским зрителям. Не доехав тридцати километров до Гомеля, машина влетела в невесть откуда взявшийся неосвещенный трейлер, словно призрак появившийся и исчезнувший в ночи. Удар был настолько сильный, что крышу машины словно срезало бритвой. Пассажирам повезло – они остались невредимы. Однако полученный стресс сыграл свою зловещую роль, через два дня в гостиничном номере, не дождавшись помощи, Владислав скончался от инфаркта.
Может быть если бы в ту роковую декабрьскую ночь 1999года, когда автомобиль Евгения Дворжецкого мчался по пустынным московским дорогам, Женя снова вспомнил о смерти брата, он бы снизил скорость… Но он не вспомнил, он просто очень спешил домой. Его там ждали – любимая жена, дочка и сын. Он всегда спешил, спешил жить, спешил работать – и в отличие от многих заносчивых коллег не гнушался никакой работы. «Работа – это не стыдно, стыдно безделье и попрошайничество, а еще стыдно, когда мужик не может прокормить семью», - говорил он не раз, когда его упрекали за то, что он снимался в рекламе или в клипе у неизвестной певицы. А он даже частным извозом подрабатывал, когда с деньгами было худо – такая вот у него была мужская ответственность.
Женя радовался, что в последнее время появилось очень много работы, он снялся в красивых костюмных сериалах «Графиня де Монсоро» и «Узник замка Иф», вел авторскую программу «Бесконечное путешествие» на телевидении. У него было много работы в Российский академический молодежный театре. Как любой творческий человек, он не хотел останавливаться на достигнутом. Когда его спрашивали, какую роль хотел бы сыграть, никогда не отвечал на вопрос. Может, мечтал о какой-то роли, но не говорил даже самым близким. Нет, он не успел сыграть Гамлета, зато сыграл Шута в "Короле Лире", Дон Кихота, Треплева в «Чайке»… Может, это даже лучше, чем Гамлет. Он играл Шуру Балаганова - ему это нравилось, играл в современных пьесах Да еще его пригласили в антрепризу с красивым названием «Затерянные в раю» вместе с замечательными актерами Эммануилом Виторганом и Ольгой Остроумовой… Может стоило остановиться на чем-то одном? Но он спешил…
1 декабря 1999 года ранним утром Евгений Дворжецкий торопился домой, он ехал на своей «девятке» по улице Москворечье, приближаясь к пересечению с улицей Андропова. Предрассветные заснеженные улицы были пустынны, поэтому Евгений и не обратил внимание на знак «Уступи дорогу». И откуда выскочил этот грузовик? Боковой удар был настолько сильный, что Женя умер сразу… а его друг, который ехал на пассажирском месте был доставлен в больницу с легким сотрясением мозга, в тот же день он ушел из больницы. Как и 21 год назад, когда авария на Гомельской дороге унесла жизнь старшего брата Дворжецкого, сохранив ее второму пассажиру, катастрофа на московской дороге стала трагедией только для Евгения – видимо судьба охотилась именно за ним.
Жизнь шла своим чередом, но уже без него
А вечером в театре должен был состояться спектакль «Затерянные в раю». Никто не верил, что Евгения больше нет, думали – может, опаздывает… Спектакль не отменили, устроили вечер памяти, и никто из зрителей не ушел, не вернул билеты в кассу, они несли свои букеты на сцену, туда, где стоял портрет кумира – Евгения Дворжецкого.
О мужчинах этой семьи говорят: «Это настоящие мужики. Они умели жить, любили женщин и работу, они никогда не оглядывались назад, не думали, что жизнь вечна».
Так уж получилось, что двадцатый век уходя, старался оставить себе лучших. Малоутешительное объяснение этой нелепой смерти. Евгений был лучшим для своих поклонников – они запомнят его молодым и никогда больше не увидят его новых работ; он был лучшим и любимым для жены Нины – но почему бы ему и дальше не дарить ей семейное счастье; он был заботливым и добрым отцом – но разве детям больше не нужен папа? Бог забирает лучших… Это несправедливо. Ведь он отбирает лучших у тех, кто их любит. Так ли необходимо Богу устраивать испытания в самом начале жизни ни в чем не повинным малышам: десятилетней дочке Анечке и семимесячному сыну Мише – Михаилу Дворжецкому, ставшему теперь наследником знаменитого рода.
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|
| | |
|