|
У каждого в жизни свой путь. Помня это, Маша Шукшина выбирала профессию далекую от родительской, она закончила «Иняз», работала переводчиком. Но от судьбы не уйти, и актерские гены отца и матери все равно заявили о себе – ну а как иначе, ведь Маша с рождения дышала воздухом, пропитанном творчеством и талантом.
Хитрый замысел судьбы
История этой семьи начиналась не совсем обычно. Когда в конце 50-х Лида Федосеева поступила во ВГИК, секретарем комсомольской организации института был Вася Шукшин. Девушка возненавидела его сразу. Но хитроумная судьба не стала провоцировать ссоры и конфликты, а попросту развела их на несколько лет. У Василия был роман с молодой поэтессой Беллой Ахмадулиной, потом с редактором журнала «Москва» Викторией Софроновой, которая хоть и родила возлюбленному дочь, удержать его рядом с собой так и не смогла. Не менее напряженно протекала личная жизнь Лидии. Во время съемок в Киеве она познакомилась с украинским актером Вячеславом Ворониным и вышла за него замуж, из-за чего попала в весьма затруднительное положение: молодой супруг желал видеть ее рядом с собой, а преподаватели ВГИКа его желаний не разделяли. В конце концов, Лиду отчислили из института, но и на безоблачное семейное счастье тоже набежали тучки: супруг оказался жутко ревнивым и деспотичным, молодая женщина не могла не только посмотреть в сторону, но даже просто задуматься – муж тут же устраивал гневный допрос: «О ком это ты мечтаешь?». Однажды Лида не выдержала и сбежала назад, в Москву. К счастью, ей удалось восстановиться в институте.
Вот тут как раз судьба, преподав первые жизненные уроки обоим нашим героям, сводит их, помудревших, снова. Актеров приглашают сниматься в одном фильме «Какое оно, море?». Накануне отъезда в Крым Лидия случайно узнает, что ее партнером будет тот самый, ненавистный Шукшин, она очень расстроилась и даже просила режиссера заменить Шукшина на другого актера – в кино-тусовке уже ходили слухи о пьяных загулах Василия. Но режиссер пообещал, что все будет в порядке.
В Крым они ехали в одном купе… Впрочем, в том купе собралась большая веселая компания – пели, пили, хулиганили, смеялись, разговаривали… А Лида наблюдала за Василием: теперь он не казался ей таким противным – глаза зеленые, озорные. Лида затянула песню, «Калину красную», а он подхватил, привалившись головой к ее плечу. Всю ночь они проговорили о жизни.
От водки спасли детки
Через несколько месяцев после съемок Лидия Николаевна переехала жить к Василию Макаровичу. В доме не было ничего, семейный быт пришлось складывать по кирпичикам, экономя на всем. К тому же Василий Макарович продолжал пить. «Я его очень любила, - вспоминает Лидия Федосеева-Шукшина, - поэтому терпела, не уходила. Я понимала, что спасти его от пьянства смогу только я. Вечером я гнала в шею всех его дружков, а утром была готова разрыдаться от жалости – Вася просыпался больной, подавленный». Но так получилось, что от «зеленого змия» Василия Шукшина спасла не жена, а рождение дочерей, сначала Маши, а годом позже Оли, он бросил пить и загорелся творческой идеей снять фильм о Степане Разине – эта мечта останется с ним до самой смерти, но ей так и не суждено будет воплотиться в реальность.
Шукшины жили скромно, но вполне счастливо. Лидия Николаевна занималась дочерьми и хозяйством, на время забыв об актерской профессии. Ей приходилось считать каждую копейку, записывать расходы и по несколько лет носить одно и то же платье – но это не ставилось в упрек мужу, а, наоборот, воспитывало в подрастающих девочках скромность и бережливость. Девочки были разные: Маша – мамина копия, тихая, стеснительная, без маминого совета шага не сделает, а Ольга – вся в папу, характер взрывной и самостоятельный, независимый. «Хоть мы с сестрой и погодки, - вспоминает Маша, - мы не были дружны, и во дворе у нас были разные компании, дня не проходило, чтобы мы не подрались, просто так, ни с того, ни с сего. И если мне нужен был совет, я обращалась ни к сестре, ни к подругам, а к маме. Она и сейчас для меня единственный авторитет».
А впрочем, отца девочки тоже слушались, однажды, когда сестры были еще совсем маленькими, 4-5 лет они вели очень взрослый разговор с папой, о том, как назвать своих будущих детей. Отец настаивал, чтобы одна из девочек своего сына обязательно назвала Макаром, в честь деда. Тогда это имя совсем не понравилось девочкам, какое-то старомодное. Но прошли годы – у Марии уже росла дочь Аня, но она мечтала о сыне, которого можно было бы назвать в честь отца Василием. Но сестра опередила Машу, родила мальчика раньше и «заняла имя». Тогда Маша и вспомнила отцовский наказ – назвала родившегося сынишку красивым русским именем Макар.
Несбывшаяся мечта
Между тем Василий Макарович продолжал борьбу за свой сценарий о Степане Разине, но кинематографическое руководство считало, что тратить немалые деньги на историческую картину, в то время, когда искусство призвано показывать подвиги Советских людей – не рентабельно и даже политически преступно. Шукшину не отказывали, но и зеленого света не включали. Он бился, впадал в депрессию, снова озарялся надеждой и продолжал работать: писать рассказы, сценарии, снимать фильмы. «Печки-лавочки», «Калина красная»… Однажды, ревнивый Василий Макарович изменил своим принципам и отправил Лидию Николаевну одну на кинофестиваль в Варну с лентой «Калина красная» - обычно супруги везде ездили вместе, а сам отправился в Волгоград, заканчивать съемки в фильме «Они сражались за родину». Больше Лидия Николаевна своего мужа живым не видела – здоровый сибиряк умер от сердечной недостаточности во сне…
Вдове казалось, что жизнь закончилась, она даже помышляла уйти в монастырь – удержали дочки, совсем маленькие 7 и 8 лет, их нужно было растить и воспитывать. Через год ей на помощь пришел хороший и заботливый мужчина, кинооператор Михаил Агранович, он стал добрым отчимом для девочек на долгих 11 лет. «У меня об отчиме остались самые приятные воспоминания, - рассказывает Мария, - Он к нам относился с большой теплотой, любовью и ко всему приучал - и посуду мыть, и готовить, и уроки помогал делать – учил быть самостоятельными».
Шукшина и Агранович расстались просто так, но и сейчас вспоминают с теплотой те годы. Но, видимо, Лидия Николаевна исчерпала еще не все женское счастье, отпущенное на ее долю Богом – на съемках в Польше она встречает польского художника Марека: «Когда я его увидела, просто обомлела – он был красив необыкновенно», - вспоминает Шукшина. Несколько лет они были счастливы вместе.
Родительской тропой
Тем временем дочери Шукшина выросли. Ольга закончила ВГИК, пробовала сниматься в кино, влюблялась, разочаровывалась, родила сына Василия, и теперь увлекается литературным творчеством, с семьей почти не общается. А Маша. Маша никогда не хотела быть актрисой. «Я умом понимала, насколько в этой профессии все нестабильно, зыбко, зависит от случая... Смотрела на маму, а она говорила: «Если повезет, выйдешь замуж за режиссера — он будет тебя снимать. А если нет — будешь безработной, будешь болтаться в подвешенном состоянии». Поэтому я и решила выбрать более стабильную профессию – поступила в институт иностранных языков» Там же Маша встретила однокурсника Артема, и на четвертом курсе вышла за него замуж. Через год родилась Анечка. Однако, студенческий брак оказался недолгим – Маша сама настояла на разводе.
Ошибкой оказался и выбор профессии – работа секретарем-переводчиком не оправдала надежд. И хоть профессиональной актрисой Маша так и не стала, судьба все-таки привела ее на съемочную площадку. Послужной список ее работ невелик, но зато в нем есть заметные работы - в "Американской дочери" Карена Шахназарова, в фильме "Какая чудная игра" Петра Тодоровского, в картине Владимира Бортко "Цирк сгорел, и клоуны разбежались"… Ну и, конечно же, главная творческая заслуга Маши Шукшиной – роль ведущей в программе «Жди меня». «Когда я повторно вышла замуж, у меня родился сын Макар, я два года сидела дома. Но к концу этого срока стала задумываться о работе. Ну а поскольку у нас в семье принято, что все блага и неприятности сами сыплются на нашу голову, то приглашение работать на телевидение обрушилось на меня, словно с неба, причем, сразу с четырех каналов. В муках я сделала выбор в пользу ОРТ». Маша ни разу не пожалела о работе на этой программе, несмотря на то, что съемки иногда бывают очень тяжелые эмоционально, сюжеты, как призналась Маша, делают людей добрее и отзывчивее. «Только теперь я поняла, что чужого горя не бывает. Я плачу, часто не могу сдержать слезы прямо в кадре, особенно, когда дело касается потерянных детей».
Немужской поступок
Еще бы, ведь у Маши была в жизни ситуация не менее трагическая, чем истории героев программы. Когда отношения Марии и ее мужа не заладились, тот не придумал ничего более жестокого, как украсть сына Макара – ворвавшись в квартиру и угрожая, он увез мальчика в неизвестном направлении. «Не хочу об этом вспоминать. Это были мои разборки с мужем и он решил таким образом что-то мне доказать. Потом, когда я сына нашла, когда я уже знала, что его прячут у моей свекрови на даче, они мне его не хотели отдавать. Пришлось обратиться за помощью к правоохранительным органам. Весь этот кошмар длился две недели». История закончилась благополучно, но мало, кто знает, что очень похожая ситуация была в жизни Машиной мамы Лидии Николаевны. Только ей так и не удалось вернуть похищенную бывшим мужем дочь. В первом браке у актрисы родилась дочь Настя. Когда Лидия, спасаясь от ревности мужа, сбежала в Москву, ей пришлось отвезти дочку к своей маме в Ленинград. Этим и воспользовался бывший муж – он похитил ребенка, а потом и отсудил его у жены, воспользовавшись тем, что его мать занимала весьма высокий номенклатурный пост. Лидия Николаевна билась за дочь до последнего, но, отчаявшись, решила: «Бог все расставит по местам». С тех пор Настю она не видела.
Несмотря на пережитые беды, мать и дочь Шукшины свою жизнь считают счастливой, Маша по-прежнему советуется с матерью, но теперь уже чаще по творческим вопросам – в последнее время актрисе предлагают роли не только в кино, но и в театре. Что касается отношений с мужчинами, тут Мария, кажется, сделала вполне конкретный выбор: «Обузой для меня брак никогда не был - ни первый, ни второй. Просто я принимаю его как данность: был - хорошо, нет - тоже хорошо. Когда я была замужем, то приходилось отказываться от некоторых поездок, фильмов. Для женщины - либо семья, либо работа. В большинстве случаев мужья - собственники, хотят, чтобы жена все время сидела дома. Поэтому, делая выводы после своего второго развода, я убедилась, что меня больше устраивает гражданский брак. Хотя для женщины полноценная семья - это очень хорошо. Но у меня такой потребности нет».
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|
| | |
|