Раздраконенный глупым человечеством мир принимает мрачные очертания и выворачивается к зрителю искрящими запчастями в новом фильме Матье Кассавица «Вавилон Н.Э.». В уединенном монастыре обитает девушка Аврора, чье происхождение и назначение до финала остается засекреченным. Известно одно: за шесть дней она должна перенестись из агрессивной российской разрухи в неоновые дебри Нью-Йорка. Осуществить марш-бросок бандит Горский (Жерар Депардье) поручает наемнику в бегах Туропу (Вин Дизель). Пока герой доставляет невинное создание с лицом французской модели Мелани Тьерри по месту назначения, обнаруживается, что его миссия не так проста. На кону – наконец-то можно выдохнуть – спасение планеты.
С самого начала Туропу наказывают оберегать Аврору от кошмаров окружающего мира, так как она, подобно «пятому элементу» у Бессонна, очень чувствительна к чужой боли. Даже если мучается не человек, а, к примеру, тигр. Даже если это не тигр, и не клон тигра, а клон клона тигра. Эти множественные подобия выступают у Кассавица одной из черт Вавилона, который, бесконечно дублируя сам себя, окончательно утратил истину. Но оградить Аврору от внешних воздействий Туропу удается плохо. За пределами родных стен ее ждет то же, что когда-то ждало принца Гаутаму: мир, полный страданий. Причем на территории России их у Кассавица со всей очевидностью больше, чем на Западном полушарии, где, по крайней мере, нет вещевых рынков и гладиаторов в клетках.
Эстетические предпочтения режиссера вкупе с ограниченным по западным меркам бюджетом в размере $60 млн. привели к тому, что киберпанковская действительность представлена в фильме без футуристического размаха. Кассавиц признается, что ему хотелось снять будущее, «не показывая летающих машин». Вышел из положения он изящно: посадил героев в бронированный автомобиль, а тот прицепил тросами к вертолету, который перенес путников через горы, сэкономив таким образом и средства, и время пути. Полет можно назвать самым благополучным отрезком путешествия, так как в дальнейшем героям предстоит перемещаться в вагоне поезда вместе с козами, потом на советской подводке, а затем на снегоходах. И всю дорогу за ними будут охотиться то террористы, то пограничники, то сектанты во главе с монструозной жрицей (Шарлотта Рэмплинг).
Запутанным сюжетом фильм обязан книге французского фантаста Мориса Дантека «Дети Вавилона». Кассавиц совместно с Эриком Беснардом ее порядком подсократили, однако событий осталось все равно много, а объяснений – мало. Последнее, как в «Багровых реках», могло бы работать на таинственную атмосферу, но она не успевает сгуститься из-за перестрелок. И это закономерно, так как «Вавилон» в первую очередь – боевик с Вином Дизелем, и только во вторую – фантастическая притча а-ля «Дитя человеческое». Хотя фильм был задуман Кассовицем еще в 2002 году и мог бы считаться его авторским проектом, в нем заметна тотальная раздвоенность. Начиная с бюджета (половину дала Америка, половину Франция), кончая актерами: с одного борта, метя в западную аудиторию, атакует Дизель, с другого – Рэмплинг и Депардье. На лицо и жанровое расслоение, не дающее ни о жизни задуматься, ни сопережить очередному героическому мифу. Что уж говорить о сюжете. Думаете, Аврора вынашивает нового Мессию? Просчитались: она ждет двойняшек.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|