Трогательная, изящная, застенчивая, утонченная… Наверное эти эпитеты возникают, когда вспоминается актриса Марина Левтова. Обладая зрелой мудростью, она умела сохранять юную хрупкость и чистоту… Она торопилась лететь по жизни, обожая скорость и азарт, опекая родных и помогая друзьям. Она очень боялась за близких и не заметила, что смерть кружила возле нее самой. Однажды именно скорость оказалась секундантом в ее поединке со смертью.
На крутом вираже
Марина носилась на машине, как заправский гонщик, ездила с дочкой на роликах – просто «ходить» было для нее слишком медленным. Какой-то насмешкой судьбы прозвучало сообщение, что «актриса Марина Левтова погибла, катаясь на снегоходе».
Накануне произошло очень важное событие – в Доме кино состоялась премьера фильма Георгия Данелия «Фортуна», в котором главную роль сыграла дочь Марины Левтовой и Юрия Мороза – шестнадцатилетняя Дарья. Конечно, в центре внимания были и родители юной актрисы, их поздравляли, Марине подарили огромный букет желтых цветов. Говорят, это то ли к разлуке, то ли к несчастью…
На следующий день праздник продолжился на даче друзей, в поселке Раздоры. К вечеру хозяин дачи предложил гостям прокатиться на снегоходе. «Марина была против этой затеи, - вспоминает Юрий Мороз, - она словно предчувствовала, что может случиться беда. Но Даша загорелась желанием испробовать новомодное развлечение. Марина поехала только из-за нее, чтобы не отпускать дочку без присмотра». Даша устроилась за спиной матери, но в последний момент Марина пересадила ее вперед, на более безопасное место. Следом, на втором снегоходе поехала актерская пара Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой. Было уже темно, высокие деревья черными исполинами окружали легкомысленных гонщиков, а накануне выпавший свежий снег надежно прятал от глаз неровности дороги. В какой-то момент водитель снегохода не заметил под слоем снега глубокий овраг и, не справившись с управлением, нырнул вниз на большой скорости – снегоход перевернулся, пассажиры вылетели с сидений… в темноту, в неизвестность. Сам водитель и Даша отделались переломами и ушибами, а Марина сильно ударилась головой о дерево. Ехавший следом Певцов, чудом сумел затормозить, он и вызвал скорую помощь. Марину Левтову отвезли в Одинцовскую больницу, но спасти не смогли. Несколько дней, убитый горем Юрий Мороз был не в силах сообщить дочери о смерти матери: «Она все время спрашивала: «Где мама?», - а я врал, что мама в другой больнице, что ей должны сделать операцию. Психологи советовали подождать с печальным известием до выздоровления девочки, но я понимал, что так долго скрывать горе не смогу. И я сказал, тогда же, в день похорон – слава Богу, обошлось».
Обещал горы золотые
Марина не любила зиму, предпочитала лето – маленькая и хрупкая она замерзала в холода, поэтому из всей одежды останавливала выбор на больших толстых свитерах, которая вязала сама: для себя, для мужа, для дочки - вся ее семья грелась в этих свитерах. Даже то, что она появилась на свет в заснеженном якутском поселке, не добавило ей морозоустойчивости. Во всем поселке врачей было двое: ее мать и отец – молодые специалисты, отрабатывающие государству свое бесплатное обучение. Не удивительно, что родилась Марина дома, прямо на руки отцу, который настолько перепугался, что даже не мог понять кто у него – дочь или сын. Скоро семья вернулась в родной Ленинград.
Профессия родителей с детства Марине казалась романтичной и очень важной, поэтому она мечтала тоже стать врачом, но планы изменились в одночасье. Одноклассницей Марины была Лена Цыплакова, она уже успела сняться в фильме «Не болит голова у дятла» у Динары Асановой, и когда режиссеру понадобились старшеклассники для картины «Ключ без права передачи», Лена показала фотографию подруги. Конечно, прикоснувшись к киноискусству, Марина поняла, что это и есть ее призвание. А дальше была поездка в Москву, поступление во ВГИК в мастерскую к Сергею Герасимову, съемки…
На втором курсе Герасимов пригласил Левтову в картину «Юность Петра», там она и познакомилась с будущим мужем Юрием Морозом. «Мы стояли на съемочной площадке – Митя Золотухин, Коля Еременко и я - три красавца в костюмах петровской эпохи, - вспоминает Мороз. - Вдруг видим, приехали девчонки с Герасимовского курса, прошли мимо нас. Еременко еще пошутил: «Вы куда? Мимо нас просто так девушки не ходят». Две усмехнулись, а одна что-то хлесткое бросила в ответ, да так, что даже плейбой Еременко поперхнулся. Это была Марина».
Очень скоро он в эту девочку влюбился и побегал за ней немало. Друзья шутили: «Тоже мне, роковую женщину нашел!». А его просто сводило с ума сочетание ее неженского ума и истинно женской хрупкости. А еще то, что он никак не может покорить эту худенькую девушку. «Как девушка умная, она понимала - ну артист, красивый мальчик. Что с артистом связываться? Она трезво, по-женски к этому относилась, поэтому всерьез меня не принимала. Пришлось идти на хитрый ход – действовать через ее отца: я напросился в гости на дачу Марининых родителей и мастерски прибил три доски, показал, что умею и руками что-то делать, а не только «лицом хлопотать». Авторитет родителей был завоеван. А потом… потом мы лежали в постели, извините, это было в гостинице в Питере, и я сказал: «Маня, давай поженимся». А она мне в ответ: «Золотые горы обещаешь?» - «Обещаю». – «В ногах валяешься?» - «Валяюсь». – «Ну, тогда я согласна».
В страхе за близких
Дальше все происходило, как в сказке, правда сказка та была «советской студенческой»: студенческая свадьба, на которой посаженными родителями были замечательные педагоги Герасимов и Макарова, потом комнатка в общежитии театра Ленкома, куда в то время пригласили на работу молодого мужа, рождение дочери… Удивительно, что дочка снялась в кино раньше, чем появилась на свет – первая, никому не заметная Дашина роль была в фильме «ТАСС уполномочен заявить…». Марина была на седьмом месяце беременности, бегала по съемочной площадке, прикрывая живот сумочкой. Потом, в возрасте девяти дней, она снялась у Динары Асановой в документальном фильме, где нужна была заставка - Мадонна с младенцем на руках. Мадонну сыграла Марина, младенца - Даша. Через пару месяцев был фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный...», именно ее похищала героиня Ольги Машной. И, наконец, «Фортуна» Георгия Данелия! Родительские иллюзии на счет МГИМО или ИНЯЗа вмиг рассеялись, и все трое поняли, что теперь у них настоящая актерская семья. Что мешало Марине вести спокойную, размеренную жизнь: муж - популярный режиссер, дочка - юная, но уже успешная актриса? Живи и наслаждайся простым женским счастьем.
Тем более, что этого счастья у нее было хоть отбавляй. Марина и Юрий прожили вместе двадцать лет, и ни разу не сказали: «Хватит!», - ни разу не хлопнули дверью, не обрушили ни одного сервиза друг другу на голову, просто, когда ссорились, начинали говорить подчеркнуто вежливо и официозно – очень быстро холодноватая отчужденность становилась обоим в тягость, и ссора уходила в прошлое. Так уж получилось, что оба были убеждены, что семья – это единственно-возможная форма существования, это данность, которую надо беречь. «Кроме меня Марине никто не был нужен, я это знаю точно, - сказал Юрий Мороз, - Не потому, что я такой замечательный мужчина, просто в ней была этакая брезгливость ко всему чужому. Поэтому я понимал, что случись что – она не простит измены».
Но Марина боялась не измены, она боялась двух вещей: того, что жизнь проходит, кино в руинах, и ролей почти нет – страх, знакомый всем актрисам. И еще она боялась за близких, без причин и объяснений. Когда в Питере были живы ее мама и папа, она звонила туда каждый день – ей было необходимо знать постоянно, все ли у них в порядке. Когда родилась Даша, она стала бояться за нее – каждую минуту. Она не любила, когда Юра уезжал, даже ненадолго, на неделю или пару дней – ожидание превращалось для нее в муку. Она и сама не понимала, почему и не могла ничего объяснить. Возможно, она просто чувствовала, что происходящее вокруг очень непрочно и совсем не навсегда, что нужно беречь каждый день, каждую каплю счастья. Может быть, она чувствовала, только не понимала, не догадывалась, кто именно самый хрупкий из них троих: Дашка, Юра?.. Оказалось, она сама.
Все осталось, как прежде
«За полмесяца до беды я пришел домой, - вспоминает Мороз, - а у Маши горят свечки, много свечек, по всей квартире. Я спрашиваю: «Маш, ты что?» - «Да так, злых духов изгоняю». Странно, она же никогда не ходила ни к каким гадалкам, да и верующим человеком я бы ее не назвал. Хотя в церковь по праздникам ходила. А когда с Дашкой летом ездила на съемки «Фортуны», то снялась в роли монашенки. Монашенки – они ведь Божьи невесты… Как это назвать, стечение обстоятельств или предупреждение?».
Может быть, были и другие предупреждения, только Марина их не замечала, в своем стремительном беге по жизни просто не успевала замечать. «Марина все время куда-то спешила, - рассказывает близкий друг актрисы Дмитрий Харатьян. - Она просто не могла передвигаться по жизни медленно: если на машине - то на предельной скорости, если на снегоходе - то обязательно с крутыми виражами». В одном фильме Левтова и на гоночном автомобиле сама ездила, отказавшись от дублера. Потому и не побоялась уже в темноте, по пересеченной местности ввязаться в гонки на снегоходах, стоившие ей жизни. Ей казалось в тот день, что фортуна улыбнется их семье. Что после успеха "Фортуны" дочка станет своей в киномире, что муж доснимет сериал «Каменская», который так долго пробивал, и что сбудутся ее собственные мечты. Может быть, и в тот злополучный овраг она летела с восторженным криком азарта...
Да, она была очень азартной, когда в Москве появились первые игровые автоматы, Марина могла играть часами – не ради выигрыша, а ради упоения, риска, ради игры с судьбой. «Она была душой любой компании, - продолжил свои воспоминания Харатьян, - Помню, как-то мы сидели с Мариной и Юрой Морозом у них на кухне, обсуждали какие-то последние дела. Вдруг Марина говорит: «Надо срочно что-то затеять, а то как-то скучно!» - тут же придумала создать актерский клуб. Позже из этой идеи появился клуб «Кино», который очень быстро стал популярным. В этом клубе все держалось на Маринином энтузиазме, на ее обаянии и неугасающей энергии. Она была удивительно неутомимой, любила играть с друзьями в пул, обожала кататься с дочерью на роликах, лихо скакала вместе со мной на лошадях. Мне даже кажется, что она просто уехала куда-то на съемки и вдруг позвонит и скажет: «Я вернулась и намерена сегодня тебя все-таки обскакать в галопе?».
Когда Марины не стало, ее муж решил, что в доме все должно остаться без изменений, так, словно она не надолго уехала: все вещи на своих местах, все фотографии висят, даже Маринины платья остались висеть в шкафу: «Это очень трудно, все-время что-то напоминает о Маше. Назовите это игрой в поддавки, да, мы пытаемся отодвинуть действительность. Просто было три материка, три континента: Маша, Дашка и я. И вдруг один исчез - целый континент. Дело не в том, кто еду приготовит, кто рубашку погладит - это не проблема, а вот кто нам ее заменит? Никто. Мы сами должны попытаться ее как-то друг другу заменить...»
Жалко, ей было всего сорок лет, она вошла в очень хороший возраст. Возраст, который так не любят женщины – когда появляются первые морщинки, но именно эти морщинки добавляют особый шарм! Мужчины, которые были с ней близко знакомы, говорили, что в ней как раз только начал появляться шарм молодой женщины, когда вино настоялось и появляется букет. Рубиновые брызги на холодном снегу!.. Жалко, никому больше не отведать этого вина. Безумно жалко…
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|