Актрису Марию Зубареву называли душой компании, солнечным зайчиком, смешливым ручейком. Мужчины теряли голову от ее красоты, а женщины не сохли от зависти, а приходили к ней за советом. Она успела отведать славу, испить любовь, вкусить радость материнства и заложить райский сад безоблачного счастья… вот только пожить в этой благодати уже не смогла.
Не послушала папу с мамой
Маша родилась в творческой семье: мама – режиссер телевидения, отец – актер, детский писатель, но именно исходя из личного опыта, дочке готовили другое будущее. Строгая мама, которая порой сталкивалась на работе с недостатком нравственности молоденьких актрис, категорически возражала, чтобы Маша проявляла интерес к лицедейству, а отец с детства рассказывал девочке о трудностях этой зависимой профессии, о том, что актер должен быть не просто талантливым, ему еще надо понравиться режиссеру, подстроиться под непростые характеры коллег или банально подойти им по внешности. А иногда просто сидеть без работы, ожидая месяцами или даже годами предложений от режиссеров.
Маша была домашней девочкой и очень послушной, чтобы не расстраивать маму, она не мечтала о театре, она просто в него играла: ставила спектакли для соседей-дачников по пьесе, специально написанной для нее папой. И очень хорошо училась – на радость родителям. В средней школе она взахлеб интересовалась математикой, участвовала в Олимпиадах и даже занимала призовые места. В восьмом классе увлеклась журналистикой, и поступила в Школу Юного Журналиста на курс к популярному ныне Андрею Максимову. В выпускных классах стала всерьез готовиться в институт иностранных языков. Она могла стать, кем угодно и сделать блестящую карьеру в любой профессии, но как говорится, от судьбы не уйти…
Маша заканчивала английскую спецшколу, готовилась к выпускному вечеру. Однажды в гости к Зубаревым зашли друзья – супруги Калиновские, педагоги из Щукинского училища. Когда Маша поделилась планами на будущее, гости удивились: «Почему не актрисой, такая красивая девочка!», - и попросили ее почитать любимые стихи. Получив благословенное: «Да ты талантлива!», - Маша, не замечая, как опешили и расстроились ее родители, буквально порхала от счастья и через два месяца легко поступила в Щукинское училище на курс к знаменитому Юрию Катину-Ярцеву.
Вы женитесь, а я подожду
О том, что она очень привлекательная девушка, студентка Мария Зубарева поняла на первом курсе института, когда вокруг нее стали увиваться не только мальчишки-однокурсники, но и студенты старших курсов. Но ее девичье сердце покорил парень с гитарой – Борис Кинер был привлекателен, опытен и музыкален, он завоевал Машину любовь песнями и романсами собственного сочинения. Влюбленные поженились, вскоре на свет родилась дочурка Анечка. Однако, брак оказался непрочным и развалился через год.
Все это время по красавице Марии тайно вздыхал однокурсник Игорь Шавлак. Когда его любимая предпочла другого, он не сильно расстроился. «Все равно Маша станет моей женой», - упрямо повторял Игорь и все-таки добился своего. Дочка Анечка подрастала и считала Игоря своим родным отцом – позже она узнала правду, и это стало для нее ужасным открытием. Этот союз оказался счастливым и продолжительным, но и он распался как-то вдруг, беспричинно... Маша переживала, но об этом мало кто догадывался – друзья и коллеги были уверены, что у этой красивой и жизнерадостной женщины просто не может быть никаких проблем.
В это время ей удивительно везло в работе, карьера развивалась головокружительно. Первый успех Маше принесла роль незадачливой профессорской дочки Юли, молодой жены альфонса в исполнении Дмитрия Харатьяна в комедии «Мордашка». Несмотря на критику, этот фильм полюбился зрителям: поучительный сюжет, понятные герои и диковинная для «советского кино» откровенность в любви – почти целомудренная по сегодняшним меркам, но тогда вызывавшая любопытство и неоднозначные отзывы.
В театре Пушкина, куда Маша попала сразу после окончания Щукинского училища, тоже было немало интересных и заметных работ. Маше удавалось, несмотря на карьерный успех, оставаться любимицей коллектива, неизбежные театральные интриги словно обходили ее стороной. Может быть потому, что сама она никогда не была интриганкой, предпочитая все и всем говорить прямо в лицо. За это ее побаивались, но уважали и прислушивались к ее критике и советам. У нее с детства было обостренное чувство справедливости. Первоклассницей Маша с недоумением поинтересовалась у папы: «Почему мальчика Вову возят в школу на машине его отца-начальника? Разве родители не знают, что это плохо?». Потом ее удивляло, что можно «по блату» поступить в институт, а в театре она возмущалась, когда талантливого актера не замечают и держат без работы только за то, что он не полюбился худруку.
Подстрелена на взлете
Несмотря на то, что Маша была очень молода, к ней обращались за советом даже люди опытные и мудрые. Она терпеливо всех выслушивала и помогала: то вытаскивала каких-то пьяниц из вытрезвителя, то искала квартиру для актрисы, которой негде было жить, то пристраивала кого-то на лечение. Да и в любых праздниках она была главной заводилой. Когда театр отправлялся на гастроли, у всех было приподнятое настроение – «с Машкой не соскучишься, она обязательно придумает какой-нибудь сабантуй». И если вдруг Зубарева задерживалась где-нибудь на съемках, ее непременно ждали и откладывали праздник до ее приезда. Когда же она появлялась, ее звонкий голос и заразительный хохот не смолкал ни на минуту – Маша могла рассказывать разные истории бесконечно.
Судьба продолжала по достоинству оплачивать талант и трудолюбие актрисы. Полюбившаяся зрителям работа в телесериале «Мелочи жизни», аншлаги во время игры комедии «БЛЭЗ» в театре Пушкина… Да еще Зубареву приглашает в свой одиозный спектакль «М. Баттерфляй» Роман Виктюк, режиссер, с которым мечтают поработать очень многие актеры. Тогда еще никто не знал, что этот спектакль унесет жизни двух очень красивых женщин и талантливых актрис Марии Зубаревой и Ирины Метлицкой, тогда этот спектакль лишь одаривал: популярностью и творческой удовлетворенностью… От одной этой работы могла начаться «звездная болезнь»… Маша не была заносчивой, но в ней было удивительно яркое чувство достоинства она казалась недоступной, хоть и была на самом деле простой и дружелюбной. При ее внешних данных она могла легко порхать по жизни, купаться в роскоши и любви богатых спонсоров. Но увидеть Зубареву в толпе поклонников, раздающей на право и налево автографы и поцелуи было невозможно. Маша словно чувствовала, что ее ждет последняя и очень большая любовь…
Они познакомились в компании совершенно случайно. Роман вспыхнул сразу – яркий, головокружительный. Они были очень красивый парой. Перед тем, как за Машей ухаживал ее избранник, не устояла бы ни одна женщина. О чем еще можно мечтать?..
Так иногда случается – вдруг пришло к тебе счастье, настоящее без условий и оговорок. В творчестве небывалый взлет, обещающий головокружительный успех, ты молода и красива, обожаема друзьями. Да тут еще, как в песне поется: «Любовь нечаянно нагрянет…» огромная, до небес – не обхватишь руками. Ну а дальше совсем, как в сказке: чудесным результатом этой любви стало рождение двоих милых близнецов – мальчика и девочки, Ромки и Лизы… И жили они в любви и согласии, в достатке и радости до самой старости… На этом сказка заканчивается – начинается жизнь, а в жизни, как известно, вечного счастья не бывает.
Мария строила планы. До последнего месяца беременности она снималась в сериале «Мелочи жизни», продолжала играть в театре. Она думала о том, что родит и сразу вернется к работе – так поступают многие актрисы, она так мечтала снова ездить на гастроли, она даже планировала с подругой открыть «пирожковую» – может быть шутила, а может быть и вправду открыла бы… но к работе после родов она уже не вернулась.
С Машей стало происходить что-то страшное – она очень плохо себя чувствовала, сильно похудела. Сначала думала, что это последствия родов, но врачи только разводили руками. Диагноз «рак» для близких прозвучал, как приговор, Маша умирала – бороться за жизнь было слишком поздно.
До последнего дня у постели Марии в больнице дежурили ее друзья, от нее скрывали диагноз, да только она сама все поняла и запретила мужчинам навещать ее – хотела, чтобы запомнили ее жизнерадостной и красивой.
Последний спектакль
Сериал «Мелочи жизни» так и не дождался свою главную героиню. Когда режиссер понял, что Зубарева не вернется, ему ничего не оставалось, как изменить сюжет картины – героиня Маши погибает в автокатастрофе. Как легко поменять сценарий и как трудно что-то изменить в жизни… Когда случилась трагедия, Машин родной театр - Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, устроил благотворительный вечер памяти, чтобы собрать деньги для осиротевших детей – друзья отыграли спектакль «БЛЭЗ», в котором много лет главную роль исполняла Мария Зубарева. Вечер получился величественный и торжественный, именно такой, какого достойна эта замечательная актриса. Цены на билеты назначили невероятно высокими, но, несмотря на это, зал не смог поместить всех желающих. Поклонники приходили и просто оставляли деньги, приносили вещи для малышей…Была собрана очень внушительная сумма, но кризис 1998 года похоронил эти деньги в одном из разорившихся банков.
Сейчас старшая дочь Марии Анна учится на филологическом факультете МГУ – она не пошла по стопам матери. Близнецам Роме и Лизе по восемь лет, их воспитывают Машины родители. Друзья не оставляют семью без помощи и все время вспоминают Марию, они до сих пор не верят в ее смерть и признаются, что ничуть не удивятся, если вдруг однажды распахнется дверь и вбежит Маша – веселая, цветущая, осыпая всех заразительным смехом и шутками. Может быть так и случится, ведь остались на этом свете дети, а значит, Мария продолжает жить.
ДОСЬЕ: Мария Зубарева 24 февраля 1962 – 23 ноября 1993
Окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1983, мастерская Ю. Катина-Ярцева). Работала в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|