Англоязычный журнал Empire составил список самых прославленных орудий убийств в истории кино. Надо сразу оговориться, что в списке в большинстве своем представлены лишь голливудские кровавые агрегаты. Составители хит-парада не брали в расчет, к примеру, азиатское кино. А какой-нибудь гвоздодер, которым герой «Олдбоя» ковырялся в ротовой полости своей жертвы, мог бы занять достойное место в списке. В то же время нельзя не признать, Голливуд, как никакая другая киношкола, дала миру огромное разнообразие в орудиях убийства.
Самое популярное орудие убийств всех времен – ручная цепная пила, снабженная двигателем внутреннего сгорания. Известная больше просто как «бензопила» эта штуковина появлялась в завидном количестве хорроров и слэшеров 70-х. Пожалуй, самый известный фильм, где пила стала чуть ли не самостоятельным персонажем, был хоррор 1974 года «Разрежь меня на части!». Вышедший в США под названием The Texas Chain Saw Massacre фильм был переснят в 2003 году, появившись в русском прокате под более правдивым к оригиналу заглавием – «Техасская резня бензопилой».
В оригинале, как и в ремейке, бензопила в руках героя-психопата была символом абсолютной жестокости и отсутствия какой-либо разумной мотивации. Пила материализовала фантазии массовой культуры Америки о том, каким может и должен быть ужас.
Помимо, «Техасской резни», стоит упомянуть обе части фильма ужасов «Зловещие мертвецы», где бензопила выполняла роль добра с кулаками, разрезая зомби и демонов напополам. Такой она запомнилась и по культовой игре Doom. Ведь когда патронов не оставалось, эта тарахтящая штуковина не подводила никогда.
И хотя сегодня миру угрожают уже опасности совсем другого рода, бензопила тем не менее остается одним из главных киноартефактов насилия. Помимо ремейка классической «Резни», стоит упомянуть привет 70-м Эли Рота, снявшего в 2005 году «Хостел». Там цепная подруга занимает важное место в системе нагнетания ужаса.
Вспомним и знаменитую шестистволку, она же ручной шестиствольный пулемет системы Гатлинга. В фильмах эта адская машина появлялась не так часто как бензопила, но зато шестиствольный миниган брал не столько количеством, сколько качеством.
В шедевре 1991 года «Терминатор 2» Арнольд Шварцнеггер в сцене штурма спецназом здания Sky Net обороняется от назойливых силовиков именно этой махиной. А четырьмя годами ранее в фильме «Хищник» с участием того же железного Арни есть знаменитый эпизод, где космическую тварь пытаются убить из того же Гатлинга, высаживая целую ленту патронов в чащу джунглей. И несмотря на то, что пулемет этой модификации устанавливается на вертолеты и прочую самоходную технику и требует электрического питания, в руках бравых героев боевика этот кусок железа смотрится крайне патетично.
Менее скорострельное, но подчас более убойное – помповое ружье. И дело здесь даже не в самом огнестреле, а скорее в движении рук, которые его перезаряжают. Резкое движение вниз-вверх, и следующий патрон загнан в ствол, готовый разнести на куски очередного врага. Помпа одно из самых старых орудий убийств, воспетых Голливудом. Появившись еще в классических вестернах, шотган стал настоящим культом в 70-х, в эпоху итальянских саг про завораживающе метких стрелков на Диком западе. К примеру, в спагетти-вестерне 1969 года «Сабата» (Sabata) практически все герои пользуются шотганом. Способы перезарядки и места, откуда персонажи достают заветную помпу – самые разные. Так, герой Уильяма Бергера прятал свой шотган в банджо, на котором поигрывал в минуты затишья.
Не обойдем стороной и фантастику. Первое, что приходит в голову, конечно же, светящийся меч джедаев. Надо сказать огромное спасибо Джорджу Лукасу, который изобрел это орудие, продающееся сегодня почти во всех крупных магазинах игрушек. Особое место в саге «Звездных войн» занимает серия «Скрытая угроза», в которой есть знаменитый эпизод, где Квай-Гон и Оби-Ван сражаются с Дартом Молом. Колоритность этой сцены в том, что злодей Молот владеет не просто светящимся мечом – он у него двухсторонний. При этом управляется с этим чудом Дарт Мол крайне умело.
В ряду фантастических убойных машин также надо отметить и так называемые смартганы (smartgun). Суть этих оружий в том, что многофункциональные стальные продолжения людей будущего могут не столько стрелять, сколько стрелять самыми разнообразными способами. В фильмах «Чужие» (1986) или «Чужой против хищника» (2004) этим оружием стала знаменитая M56. Издавая пронзительный звук во время атаки, эта штуковина даже не стреляла, а пела! Аналогичным смартганом была пушка из «Пятого элемента» (1997). Не такая шумная, но более технически оснащенная, она, казалось, могла подстрелить любую инопланетную тварь, но прежде всего предназначалась для поимки рыжеволосой Лилу.
В любом списке, где речь заходит о женщинах, автомобилях и оружии, должна упоминаться хоть какая-нибудь серия Бондианы. Практически в каждом эпизоде спасения английской короны агентом 007 присутствуют разные гаджеты, нейтрализующие врага изящнее от раза к разу. Одна из самых успешных экранизаций романа Яна Флеминга «Голдфингер» (1964) оказалась удачной не только в художественном плане. Киноманы до сих пор помнят молчаливого китайца, приспешника Голдфингера, котелок которого творил истинно кровавые виражи. Бросив свою шляпу, подобно фризби, Оджоб мог отсечь ей голову хоть мраморной статуе. Чего уж говорить об английском супермене, когда есть такие китайцы.
Продолжая восточную тему, на которую покусился Голливуд, надо вспомнить и про всевозможные самурайские штучки. Нунчаки и сюрикены это, конечно, здорово. Но первейшая вещь – это самурайский меч. Редкий японский фильм, в котором поднималась тема боя обходился без меча. В XX веке Куросава дал понять, что катана – такая же необходимость для самурая, как револьвер для ковбоя. И если у японских режиссеров бои на мечах длились недолго (основное время уходило на обмен взглядами перед сближением), то Голливуд переосмыслил японскую дуэль, сделав так, что битва на самурайских мечах стала напоминать хореографию. В конце 90-х мир наблюдал за тем, как вампиров своим мечом резал Уэсли Снайпс в фильме «Блэйд», а в 2003 вышла первая часть «Убить Билла», в котором обманутая невеста Ума Турман резала направо и налево тем же мечом толпы неприятелей.
Напоследок отметим, что за всю историю кино не обошлось без фильмов-пародий, в которых пародировались те или иные орудия пыток. Одним из таких стал старый фильм Питера Джексона (еще до того, как он стал Джексон-Толкиен) 1992 года «Живая мертвечина». Этот издевательский фильм ужасов получил немало наград на различных кинофестивалях. Но главным его достоинством было то, что Джексон сумел, что называется, забить последний гвоздь в крышку гроба хоррора. Отныне снимать кровавые фильмы ужасов осмеливались только фанаты дела вроде Уэса Крэйвена или Джорджа Ромеро. Остальное было ремейками, фарсом или стилизацией.
Что же касается живой мертвечины, то в качестве орудий пыток там даже появляется газонокосилка. Во время измельчения зомби с помощью садового агрегата было израсходовано 400 литров крови. Эта сцена по праву считается одной из самых кровавых в истории кино.