В 80-е годы он стал символом поколения, идеалист и романтик, противостоящий рутине и обывательству. В 90-е он легко вписался в «декорацию» нового времени: элегантный и аристократичный, в костюмах от Армани и Черутти, глава модного «Кинотавра». Во второе тысячелетие он входит уверенно, с новыми планами и в новом для себя качестве. Олег Янковский дебютирует как режиссер.
На вторых ролях
Олег Янковский – младший сын в семье потомственных дворян и, естественно «дурная наследственность» сыграла не благовидную роль в его жизни: репрессии, ссылки и нищета преследовали семью на протяжении долгих лет. Оставшись без главного кормильца, мать с трудом тянула на своих плечах троих детей. Первым из родительского гнезда выпорхнул старшенький Ростислав и, устроившись актером в Минский драмтеатр, забрал к себе Олега. Дебют Олега на театральной сцене произошел в спектакле «Барабанщица» - заболела актриса-травести, и мальчишке без опасения доверили простенькую роль, с которой он довольно успешно справился. С тех пор будущий кумир поколения стал частенько выходить на сцену в массовках.
Дальнейшие события жизни Янковского не предвещали ни стремительных взлетов, ни разрушающих падений. Он отучился в Саратовском театральном училище и стал работать в местном драмтеатре.
Красивый молодой человек довольно рано женился на своей однокурснице Людмиле Зориной, которая, едва ступив на сцену Саратовского драмтеатра, сразу стала примадонной, оставив своего утонченного супруга в глубокой тени. Долгое время Олега представляли не иначе как: «Это муж актрисы Людмилы Зориной», чем больно ранили его мужское самолюбие. Однако сия несправедливость продолжалась недолго, в начале 70-х Олег стал активно сниматься в кино, да и в театре выбился в лидеры. А своей супруге доверил самую важную в ее жизни роль – роль матери, на свет появился сын Филипп.
Как известно «таланты рождаются в провинции, а умирают в столице», поэтому вполне закономерно, что судьба приготовила Олегу Янковскому встречу на съемочной площадке со столичной звездой Евгением Леоновым, который и присоветовал Марку Захарову приглядеться к талантливому провинциалу.
Столица встретила молодую семью Янковских пятиметровой комнаткой в «общаге» и мизерной зарплатой, но с другой стороны – признанием публики и похвалой критиков. Не удивительно, «Ленком» уже тогда становился самым модным столичным театром, возле служебного входа которого всегда толпились юные поклонницы. «Я никак не мог понять, почему я нравлюсь женщинам, но те слова, которые обо мне писали журналистские дамы, я не раз слышал от девчонок еще в школьные годы. Соблазн? Не могу сказать, что я всегда ему противостоял. Но если в течение стольких лет мы с супругой сохранили замечательные отношения, значит, соблазн не был столь серьезен».
Лишние герои Олега Янковского
Если попытаться вспомнить всех героев Янковского, только попытаться, а не вспомнить, потому, что лишь одно перечисление их займет целую полосу нашей газеты, то возникает настойчивое ощущение, что каждый из них стоит особняком от массы людей, от толпы, он лишний, он не от мира сего, он пытается поведать окружающим свои мысли и чувства, а его упорно отвергают… Что его герой в фильме «Служили два товарища», совсем не похожий на тех, кто шагал с ним в одном строю. И за то, что он «другой» был тут же назван «контрой». Что его следователь Камышев из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», сгноивший себя чахоткой. Что никчемный, опустившийся токарь из «Влюблен по собственному желанию». Или опальный самодержец из «Цареубийца». Все они – лишние люди. Да что уж говорить, если даже сказочные персонажи Янковского оказываются в опале. Волшебника из «Обыкновенного чуда» упрекают в жестокости, а Мюнхгаузена попросту отправляют с глаз долой туда, откуда не возвращаются, что бы не путался под ногами со своими чудесами и фантазиями. Мы слишком серьезны, господа, а в душе героев Янковского всегда оставалось место для фантазий и романтики. Может быть именно поэтому хочется почаще с ними встречаться. Глядишь, и сами оттаем и поверим в существование чудо-оленя с цветущим вишневом деревом на лбу.
От потомственного дворянина к потомственному актеру
В 1974 году Янковскому повезло работать с Андреем Тарковским, который пригласил Олега в автобиографический фильм «Зеркало» на роль своего отца, маленькому Филиппу Тарковский доверил роль самого себя, прислал Олегу грозную телеграмму: «Что же ты молчал, подлец, что у тебя сын имеется?» и настоял, чтобы снимался именно он. «Наверное, я не должен был так жестоко поступать с сыном. – Вспоминает Олег Иванович. - Съемки фильма – слишком тяжелый труд для четырехлетнего ребенка, он страшно уставал, простудился. Надеюсь, Бог меня за это простил». Что уж говорить, а дебют у Тарковского предрешил судьбу Филиппа, в последующие годы отечественный кинематограф охотно использовал симпатичного мальчишку. Однако ранняя популярность не испортила парня, он не стал папенькиным сыночком, а закончил Школу-студию МХАТа, а заодно и режиссерский факультет ВГИКа. Музыкальные клипы, рекламные ролики молодого режиссера не раз отмечались как лучшие. За успехом профессиональным не заставил себя ждать успех личный – женой Филиппа стала победительница первого конкурса «Московская красавица» Оксана Фандера.
В семье Янковских очень красивые мужчины, подстать им и женщины. Не трудно представить сколько несчастных сердец разобьет эта актерская династия. Ибо подрастает уже следующее поколение, внучка и два внука Олега Ивановича, и старший из них девятилетний Иван в настоящий момент дебютирует в фильме деда «Пока она умирала» в необычной роли «Амурчика». «Мне удалось выпросить Ванечку у его родителей. Филипп, помня свой кино-дебют, был категорически против, но все-таки сдался». Все, кто занят в этом фильме отметили, что Ваня удивительно органично вошел в съемочный процесс. Актерские гены дают о себе знать. О первом выплеске актерского таланта вспоминает любящий дед: «Однажды мы сидели за столом, это было на даче. Неожиданно для всех Иван стал всех копировать: меня, бабушку, мать, отца. Я вообще не люблю, когда дети что-то изображают, но это подражание было настолько похожим, точным, что мы просто «умерли от смеха, я чуть ли не лежал под столом!»
Хорошая сказка
«Ты написал плохую сказку», - произнесла героиня Ирины Купченко из фильма «Обыкновенное чудо», обращаясь к своему мужу-волшебнику в исполнении Олега Янковского. Олег Иванович снова «пишет» сказку, и снова его партнершей станет И. Купченко. На этот раз романтический актер исполняет сразу две роли: роль главного персонажа и роль режиссера фильма. Новогодняя история под очень «оптимистичным» названием «Пока она умирала» – первая режиссерская работа Янковского. Это на самом деле сказка об одинокой женщине «не первой свежести», для которой ее мама стала единственным другом, у нее нет надежды на женское счастье. Но однажды под новый год в ее дом по ошибке зашел мужчина… «Так не бывает», - скажете вы. «Такое может случиться, - утверждает Олег Иванович, - Может быть это чудо, но чудо обыкновенное, для нашей сегодняшней жизни так необходимое. Мы и в Советское время жили сказкой, а сейчас, в такое трагическое и жесткое время потребность в сказке возрастает».
Как известно, в любой сказке случаются неожиданности. Не обошлось без них и на съемках фильма. Бутылка шампанского, которую по сюжету открывает героиня, неожиданно разразилась фонтаном пенных брызг. Живую реакцию актеров по счастью продолжал снимать оператор. Эти уникальные кадры войдут в картину.
Существует мнение, если актер берется за режиссуру, значит, с актерской позиции ему уже нечего сказать. Очень много лет Олег Янковский олицетворял в кино целое поколение, он был героем времени. «Сейчас Героя в кино нет, кинематограф пытается его найти: то Меньшиков, то Машков, то Миронов, то Певцов. Герой времени обязательно будет найден, а я останусь в своем поколении – буду играть романтичных стариков» – последнее утверждение сопровождалось улыбкой. Похоже, Олег Иванович не очень-то в это верит и поэтому продолжает играть ЛЮБОВЬ…
Екатерина РОМАНЕНКОВА и Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|