Заслуженный артист России, художественный руководитель модного театра под таинственным названием «Луна» Сергей Проханов навсегда вошел в народную память, как «Усатый нянь», музыкальный и подвижный, шкодливый и добрый. Он азартен и жаден в творчестве, обаятелен и любим окружающими его женщинами, он молод и опытен, полон сил и замыслов. Он расстался с телевидением и кинематографом ради театра, и с надеждой смотрит в будущее.
- Первый вопрос, который возникает в стенах этого театра, почему такое необычное название?
- В нем нет ничего необычного. Есть же «Театр Тумана» в Японии, «Театр Ночи» в Праге, «Театр Солнца» в Париже… Почему наши театры обязательно должны носить имя какого-нибудь патриарха? Полное название «Театр-студия реалистической фантастики», в наших спектаклях обязательно присутствует какая-то оторванность…полет фантазии, нашего подсознания. А это происходит только ночью, при свете луны.
- В таком театре просто обязана править балом мистика. Загадочные явления происходят?
- Когда мы готовили спектакль «Таис сияющая» было много разных неурядиц. Там все с Богами связано, а они не любят, когда с ними шутят. Анна Терехова колено сломала, а Андрей Соколов вылетел со сцены в зрительный зал, голову разбил, его увезли в институт Склифосовского
- Это Соколов, который в огне не горит и в воде не тонет…
- На этом приключения не закончились. Дважды переделывали декорации, они попросту в наши двери не пролезали. Но мы. В конце концов, все трудности как-то преодолели, и спектакль стал нашим большим успехом. Теперь думаем за Булгакова взяться.
- Не боитесь гнева Воланда?
- Он мне уже дал свое согласие, когда указал на это здание.
- ???
- У меня тогда только-только появилась идея о создании собственного театра. Как-то я шел вблизи Патриарших прудов, поскользнулся в грязи и на собственном заду буквально въехал в подвал заброшенного дома. Четыре года мы пытались из него сделать театр, но подземные воды нас настойчиво топили, пока эту проблему не решили метростроевцы.
- Судя по всему мистика вас увлекает
- Я бы сказал, она присутствует в моей жизни. У меня даже была идея снимать телевизионный проект «Мисти-шоу»: поезд метро, который мчится в тоннеле, а каждая станция – мистическая история, либо эпизод, произошедший в театре или в кино. Идея моя понравилась, мне предложили делать еженедельный цикл, а для этого надо было бросать свой театр, и я отказался.
- Роман с телевидением не состоялся?
- Состоялся лишь легкий флирт – три года назад я вел на Российском телевидении передачу об отечественном кино «Знай наших». Я надеялся, что программа разрастется в теле альманах, придумал несколько рубрик, а в результате получилась обычная викторина с примитивными вопросами, типо: «Что ел Миронов в таком-то эпизоде?». Времени эта работа отнимала массу, поэтому я помучился год и ушел. Но вообще, быть телеведущим мне понравилось, это мое, я люблю поговорить, пообщаться с людьми…
- Мы слышали, что с кино вы тоже расстались насовсем?
- Кино умерло. Раньше фильмы по полгода не уходили из проката, их смотрели по несколько раз. Достаточно было сняться в одной удачной ленте, и ты сразу становился звездой. Сейчас многие хорошие фильмы лежат на полках, или поступают в продажу на видео. Удача, если фильм купит телевидение, тогда его увидят, а так… Последнее, что я сыграл – роль спекулянта в фильме «Гений», после чего новые русские стали считать меня своим братком. Однажды стою на дороге в «пробке», из соседней машины вылезают два бугая, простые такие, с пистолетами в руках: «Пойдем, кореш, выпьем». В общем, тогда я понял, что с кино покончено.
- С «Усатым нянем», наверное, еще больше «доставали»?
- В свое время я прошел через толпы стонущих детей: детки тянут ко мне руки, а их папы и мамы визжат от восторга. Я целые стадионы собирал на концерты… Сейчас фильм часто повторяют, так что: «Вон усатый нянь пошел», - в свой след часто слышу.
- Сегодня вы живете только театром?
- В принципе, да, но этого с лихвой хватает. Практически все пьесы, которые мы ставим – мои. Пишу для своей маленькой площадки и сразу под тех актеров, которые будут играть.
- У вас в театре играет много «звезд»: Певцов, Соколов, Ливанов, Терехова, Кондулайнен… Это коммерческий просчет, делать ставку на имена?
- Я не скрываю, что популярные имена важны для театра, но есть и другая причина: если актер популярен, значит он уже выбран из множества других, он многое прошел, ему есть, что сказать, а я, в свою очередь, уверен, что он справится с ролью.
- Но управлять такими «личностями» гораздо сложней.
- Они тоже сталкиваются не абы с кем. Я стою над ними и при случае могу повторить слова Броневого: «Не забывайте, Штирлиц, я старше Вас по возрасту и по званию». Я предлагаю им интересные и сложные актерские задачи, оформляю это в красивое шоу… В других театрах - скука, поэтому актеры просятся ко мне. У нас каждый день – аншлаг, море цветов, мужики все облеплены поцелуями, девушки… А вот с девушками – плохо дело. Сначала актриса получает букет от неизвестного, потом сотовый телефон, потом джип, а потом приходит и просит отпустить ее замуж. Поэтому наши актрисы: одна в Америке, другая в Германии, третья в Англии …
- Не театр, а брачное агентство получается. А как обстоят дела в вашей личной жизни?
- В этом году исполняется 25 лет моей семейной жизни. Свою будущую жену Татьяну я нашел в сугробе… Когда я учился на четвертом курсе Щукинского училища, мы с друзьями отдыхали на бывшей даче Пырьева. Однажды утром вышли за дровами, видим, в сугробе сидят девушки, Кока-колу пьют. Одна из них через полтора года стала моей женой. Оказалось, что она еще и внучка двух маршалов Жукова и Василевского. Этой наследственности она обязана своим терпением и мудростью. За годы моей бестолковой актерской жизни, чего только не было: поклонницы и в любви объяснялись и кислотой облить грозились
- Чем она сейчас занимается?
- Жена воспитывает детей. Дочка уже выросла, недавно отметили ее двадцатилетие, работает у меня в театре художником по костюмам. Пока работой не перегружена, но будущее в ее руках.
- Она не хотела стать актрисой?
- Особой тяги не замечал. К тому же сейчас труд актрисы неблагодарный, кино в упадке, а на одном театре не протянешь, опять же популярность приходит через экран… У Насти красивая, перспективная профессия, за нее я спокоен.
- Сын еще учится в школе?
- Да. Антона обучают всему дворянскому: ездит верхом, занимается на фортепиано, учится в испанской школе, рисует, какое-то время ходил на каратэ… Мужчина должен себя ощущать сильным. Он ищет себя.
- Такая большая нагрузка! А сколько ему лет?
- Кажется одиннадцать… попробую вспомнить… Я же говорю, детьми жена занимается, до определенного возраста, когда возникает необходимость в моем воздействии – я подключаюсь. Когда ребенок взрослеет необходимо помочь ему найти генеральную линию его жизни – это самое сложное. Что касается меня, то я хочу, чтобы на моей надгробной плите было написано: «Актер, режиссер, продюсер». Мне важно, чтобы дело, которое я затеял, я мог бы сам сыграть, срежиссировать и обеспечить средствами, чтобы ни от кого не зависеть, что бы не пришел чужой дядька и не прикрыл все то, что мне удалось сделать.
Анкета:
- По гороскопу – Дракон и Козерог.
- Автомобиль – спортивный «Меркурий». Скорость любит, но правила старается не нарушать, потому что однажды заплатил штраф $200 за управление в нетрезвом состоянии. При виде этой суммы ГАИ-шники долго кряхтели, а потом обеспечили почетный эскорт до самого дома.
- Досуг – тусуется на банкетах с будущими спонсорами или едет на дачу писать сценарии.
- Хобби – делать ремонт в своем доме.
- Выходные присоединяет к отпуску, а отпуск – к пенсии, но если удается уехать на отдых, то сам предпочитает север, а жена – юг. В результате отправляются на дачу.
- Телепередачи – раздражают: м\ф «Бивис и Бадхед» и попса, интересуют: новости, т.к. то, что происходит в мире, гениальный спектакль.
- Идея-фикс – поставить спектакль силами госдумы.
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|