«Право на убийство» Джона Эвнета в спокойном и жестком ритме сталкивает на экране Роберта Де Ниро и Аль Пачино в роли двух детективов, которым на старости лет пришло время разобраться, должны ли они спасовать перед тварями, населяющими наш невеселый мир, или все-таки право имеют. Напарники не разлей вода, Томас Кован и Дэвид Фиск, многие годы стоят на страже порядка, принцип которого прост: невинные люди должны гулять на свободе, а преступники – сидеть в тюрьме. Но судебная система небезупречна: то не находится нужных улик, то, напротив, находятся хорошие адвокаты, и злодеи регулярно уходят от наказания. Для героев это – как соль на рану. Поэтому когда кто-то начинает убивать освобожденных слепым законом мерзавцев, подкидывая к каждому телу листочек со стихотворением, не чуждым подросткового пафоса, Кован и Фиск только потирают руки и во всеуслышание благодарят виновника «злодеяния». Время идет, трупов на совести неуловимого поэта-киллера уже больше десятка, а искренняя радость напарников и не думает слабеть. Это начинает вызывать подозрения.
Снявший в прошлом году неплохой триллер «88 минут» с Аль Пачино, Эвнет и на этот раз постарался с интригой и атмосферой. Зрителя профессионально обманывают, при этом обман колеблется между шуткой старика-полицейского и глобальным недоразумением на уровне миропорядка. Главная находка режиссера – напарнические отношения между героями, которые с первых же кадров почти сливаются в одного человека. Этот почти финчеровский прием держит фильм, уравновешивая прямолинейность некоторых ходов. Крепкое союзничество Фиска и Кована, готовых абсолютно все делить поровну, не только обманывает логику зрителя, но и доставляет неудобства некоторым персонажам. Главным образом, их общему психоаналитику – классическому лощеному типу с бородкой и в очках, который оказался в конечном счете не лишен проницательности.
Первого врага детективов, торговца наркотиками Спайдера, играет легендарный рэппер Фифти Сент, и играет очень пристойно. Он создает образ неброского, уверенного в себе зла, которое размеренно двигается и не паникует. Герои-напарники, в свою очередь, подвержены множеству человеческих слабостей, кроме одной: способности смириться с подобным порядком вещей. «Право на убийство», ставшее бенефисом гигантов уходящего актерского поколения – Пачино и Де Ниро - отчасти воскрешает проблематику «Таксиста». Это вполне вписывается в концепцию картины, от начала до конца проникнутой молчаливым почтением перед легендами обоих актеров. (Отвлекает от них внимание разве что появление Олега Тактарова в роли неубиваемой русской машины-убийцы). Мэтры у Эвнета не молодятся, но и не тушуются. Они позволяют себе самоиронию и убийственную серьезность, стихи – и пародии на них. В фильме нет ностальгических нот или усиленных напоминаний о «былом величии». Очевидно, что эти актеры сегодня нужны на экране, а их герои нужны в полиции. Но это не отменяет драму сменяющихся эпох. «Право на убийство» - это не о борьбе добра со злом, и не о том, что Де Ниро и Пачино по-прежнему на высоте. Это кино о несовпадении масштабов: о героях, которые для современного мира, с его непрошибаемым мелким злом, слишком огромны. Они выламываются за его пределы, представляя собой зрелище одновременно величественное и пугающее.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|