Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

Американский журнал о кино Premiere составил список 20 лучших фильмов, говорящих на языке панка. Ознакомившись со списком, Video.ru внес свои коррективы, предложив десятку лучших фильмов, пронизанных духом панк-культуры.

«Я умру до того, как мне исполнится 25 лет. И это будет та жизнь, которую я хотел прожить». Cлова принадлежат торчку и дебоширу, который сегодня символизирует панк-культуру в странах Европы и США. Сид Вишес умер в 21 год. Большинство только начинают жить в эти годы, однако Sex Pistols вместе со своим басистом сумели перевернуть Великобританию с ног на голову, едва начав брить щетину. Сегодня панк уже давно неактуален, однако, что примечательно, фильмы с духом панк-культуры продолжают как снимать, так и пересматривать.

1. «Заводной Апельсин» / A Clockwork Orange / Стенли Кубрик / 1971

Одноименный роман Энтони Берджесса, который лег в основу легендарной драмы о природе насилия личности и государства, был написан в 1962 году, за десятилетие с лишним до появления самого панка. Но, как это часто случается, писательский талант предугадал реакцию американской молодежи на консьюмеризм 60-х. Кубрик же не только ювелирно переложил роман на пленку, но и выпестовал ярчайший образ анархиста XX века – мальчика Алекса, которого сыграл Малкольм Макдауэлл. Деструктивное начала этого заводного апельсина, которое выражается не столько в мыслях, сколько в действии и одежде, как нельзя лучше передает атмосферу панка. Кстати, самый яркий анархист 2008 года Хит Леджер, он же Джокер, признавался, что пересматривал «Апельсин», когда придумывал свой образ.

2. «Американский панк» / SLC Punk! / Джеймс Мерендино / 1998

В каком-то смысле фильм – путеводитель по культуре панка от а до я. Вопрос, как сохранить свою индивидуальность в обществе, не соглашаясь с навязанными правилами, решается в фильме банально, но колоритно. Пестрый герой картины - американец Стиво, выросший в Солт-Лейк-Сити в противоречивую эпоху Рональда Рейгана. Его юность пришлась на закат панка, но сегодня фильм Мерендино считается чуть ли не учебником этой культуры. Весь фильм выдержан в панковской атмосфере: музыка, герои, обстановка, их интонации и жесты. Бунтарство заложено в посыл, который под музыку The Exploited выплевывает на зрителя Стиво. Мир – мой враг, арахия – моя религия. В фильме также звучит музыка The Velvet Underground, Dead Kennedys, The Stooges и, конечно, родоначальников панк-рока в США Ramones.

3. «Сид и Нэнси» / Sid & Nancy / Алекс Кокс / 1986

У Sex Pistols было два серьезных пополнения. До того, как к ним пришел играть Вишес, в Лондон из Нью-Йорка прилетела Нэнси Спанген – сумасшедшая девица, одержимая только мыслью переспать со всеми участниками группы. Познакомившись с Сидом, она поумерила аппетиты, и уже не думала об остальных. История их отношений по сути идеальное доказательство тому, что панк – это не образ, а повседневная реальность, которой жили эти двое. Заслуга Кокса, касаемо этого фильма, заключается в том, что при минимальных выразительных средствах он перенес агонию концертов Sex Pistols на личную жизнь Сида и его подруги. Художественная беднота вкупе с дословной лексикой английских подворотен и отличной игрой Гэри Олдмэна (который даже спел пару песен в фильме) прекрасно передают атмосферу времени, в которой жили и играли Sex Pistols. В которой любили и умирали Сид и Нэнси.

4. «На игле» / Trainspotting / Дэнни Бойл / 1996

Визитная карточка Дэни Бойла, Ирвина Уэлша и Эвана МакГрегора. Фильм о шотландской молодежи 90-х сегодня звучит как злая ирония судьбы поколения. Калейдоскоп абсурдных событий, безудержное веселье, пофигизм, подогреваемый дозой дешевого героина и прекрасного саундтрека, подобранного лично Бойлом, смотрится весело и притягательно. Однако мораль фильма, как и романа Уэлша, заключается в метафорическом названии. Trainspotting – хобби, сравнимое с кормлением голубей или отгадыванием кроссвордов. Ты просиживаешь штаны с блокнотом в руках, а мимо тебя, как жизнь, проносится поезд. Но смысл картины волнует мало кого. Сегодня выросшие в 90-е люди вспоминают фильм Бойла как протест против стереотипов и предрассудков. Героям фильма невозможно тесно в эдинбургских квартирках, каждый из них норовит выпрыгнуть из штанов навстречу свободе. Но что-то лучше героина в шотландских гетто придумать сложно.

5. «Бойцовский клуб» / Fight Club / Дэвид Финчер / 1999

Если хотите, «Бойцовский клуб» - концептуальное выражение культуры панка. Тот же нонконформизм и анархизм, но обличенный в идею антиглобализма. В остальном – все тот же максималистский протест как желание обрести свободу пещерного человека без офисной возни и проблемой, как обставить бюджетной мебелью милый кондоминиум. Тайлер Дерден, сыгранный Питтом, прекрасно вписывается в галерею панков, брутальность которых страшит, но оттого притягивает сильнее. Растасканный на цитаты, фильм Финчера стал не только культом для молодежи, но и послужил поводом для рождения реальных клубов в разных странах мира.

6. «Хакеры» / Hackers / Иэн Софтли / 1995

Киберпанк появился в 80-е года после публикации футуристического романа Уильяма Гибсона «Нейромант». От панка в киберпанке осталось немного, разве что общее презрение к транснациональным корпорациям. «Хакеры» не совсем вписываются в этот контекст, разрываясь между прошлым и будущем. С одной стороны герои фильма – обыкновенные подростки, посылающие подальше школу с ее правилами и общие нормы прогнившего этикета, с другой – они уже в киберпанковском будущем, где разоблачают зажравшегося магната с помощью мировой компьютерной сети. Фильм – еще одно концептуальное выражение панка. Если у Паланика речь идет про вещи, поработившие своих хозяев, то Софтли затрагивает в фильме проблему доступа к информации. Существует реальный хакерский манифест 1986 года (The Conscience of a Hacker), в котором речь идет о требовании к государству сбросить маски и предоставить безграничную свободу информации.

7. «Авария - Дочь мента» / Михаил Туманишвили / 1989

В перестроечные годы музыка в целом и русский рок в частности были идеальным способом самовыражения против стандартов Советского уклада. Кто-то слушал юмористический период «Аквариума», а те, кто помладше, прокалывал джинсы английской булавкой, одевал косуху и диким жаргоном шокировал школу и родителей. Если бы не русский характер, сделавший из панковского фильма драму о проблеме взросления, картина бы стала отличным доказательством того, что панк зарождается там, где не все в порядке в Датском королевстве. Интересный факт: Оксана Арбузова, сыгравшая малолетку-неформала, в настоящее время замужем за священником и растит пятерых детей.

8. «Нигде» / Nowhere / Грегг Араки / 1997

Араки стал известен независимому кинематографу благодаря своей трилогии о трудных подростках teen Angst. Особенность фильмов режиссера та, что в них предстают не сами детки, а их гиперболизированное воображение. Обилие китча, секса, наркотиков, свободы, которая остается безнаказанной, компенсируется лихим финалом, когда раскаленные добела тинэйджеры разбиваются о стену собственного непонимания мира и собственной личности. Наиболее концентрированный образец этого ненаказуемого панковского протеста – «Нигде», который по-постмодернистски сталкивает благополучие сериала «Беверли Хиллз 90210» с лишенной вектора подростковой агрессией. Так гласит и титр к фильму «it’s “Beverly Hills 90210” on acid».

9. «Дневник баскетболиста» / The Basketball Diaries / Скотт Кэлверт / 1995

Фильм, в котором ДиКаприо сыграл 16-летнего сложного подростка, поставлен по автобиографическому роману Джима Кэрролла. История начинается с баскетбола и увлечением поэзии, а заканчивается наркотиками и тюрьмой. Если бы не противоречивый характер главного баскетболиста, можно было бы запросто предположить, что мальчики просто-напросто пошли по наклонной. Но ДиКаприо здесь, напротив, играет восприимчивого подростка, который слишком рано разочаровался в красоте мира. Фильм лишен какой-либо сентиментальности. Протест юного Кэрролла подан безо всяких оправданий и жалости. За откровенный панковский натурализм фильму присвоен рейтинг R, а, к примеру, в Белоруссии картина включена в список запрещенных к распространению.

10. «Контроль» / Control / Антон Корбайн / 2007

Завершает список дебютная картина «звездного» фотографа Антона Корбайна, который снял фильм о лидере Joy Division Яне Кертисе. Манчестерский коллектив, ставший, пожалуй, главным представителем пост-панка, является логичным завершением бума панк-рока 70-х. Подобно тому, как подростковый максимализм сменяет сознательность, так выросла и панковская культура, став более сложной и меланхоличной. Кертис в стихах песен уже не рифмует слова violence или alcohol, его поэзия сложнее. Впрочем, как и протест, который стал не социальным, а глубоко метафизическим.

Александр ЗУБКОВ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz