Американский журнал о кино Premiere составил список 20 лучших фильмов, говорящих на языке панка. Ознакомившись со списком, Video.ru внес свои коррективы, предложив десятку лучших фильмов, пронизанных духом панк-культуры.
«Я умру до того, как мне исполнится 25 лет. И это будет та жизнь, которую я хотел прожить». Cлова принадлежат торчку и дебоширу, который сегодня символизирует панк-культуру в странах Европы и США. Сид Вишес умер в 21 год. Большинство только начинают жить в эти годы, однако Sex Pistols вместе со своим басистом сумели перевернуть Великобританию с ног на голову, едва начав брить щетину. Сегодня панк уже давно неактуален, однако, что примечательно, фильмы с духом панк-культуры продолжают как снимать, так и пересматривать.
Одноименный роман Энтони Берджесса, который лег в основу легендарной драмы о природе насилия личности и государства, был написан в 1962 году, за десятилетие с лишним до появления самого панка. Но, как это часто случается, писательский талант предугадал реакцию американской молодежи на консьюмеризм 60-х. Кубрик же не только ювелирно переложил роман на пленку, но и выпестовал ярчайший образ анархиста XX века – мальчика Алекса, которого сыграл Малкольм Макдауэлл. Деструктивное начала этого заводного апельсина, которое выражается не столько в мыслях, сколько в действии и одежде, как нельзя лучше передает атмосферу панка. Кстати, самый яркий анархист 2008 года Хит Леджер, он же Джокер, признавался, что пересматривал «Апельсин», когда придумывал свой образ.
В каком-то смысле фильм – путеводитель по культуре панка от а до я. Вопрос, как сохранить свою индивидуальность в обществе, не соглашаясь с навязанными правилами, решается в фильме банально, но колоритно. Пестрый герой картины - американец Стиво, выросший в Солт-Лейк-Сити в противоречивую эпоху Рональда Рейгана. Его юность пришлась на закат панка, но сегодня фильм Мерендино считается чуть ли не учебником этой культуры. Весь фильм выдержан в панковской атмосфере: музыка, герои, обстановка, их интонации и жесты. Бунтарство заложено в посыл, который под музыку The Exploited выплевывает на зрителя Стиво. Мир – мой враг, арахия – моя религия. В фильме также звучит музыка The Velvet Underground, Dead Kennedys, The Stooges и, конечно, родоначальников панк-рока в США Ramones.
У Sex Pistols было два серьезных пополнения. До того, как к ним пришел играть Вишес, в Лондон из Нью-Йорка прилетела Нэнси Спанген – сумасшедшая девица, одержимая только мыслью переспать со всеми участниками группы. Познакомившись с Сидом, она поумерила аппетиты, и уже не думала об остальных. История их отношений по сути идеальное доказательство тому, что панк – это не образ, а повседневная реальность, которой жили эти двое. Заслуга Кокса, касаемо этого фильма, заключается в том, что при минимальных выразительных средствах он перенес агонию концертов Sex Pistols на личную жизнь Сида и его подруги. Художественная беднота вкупе с дословной лексикой английских подворотен и отличной игрой Гэри Олдмэна (который даже спел пару песен в фильме) прекрасно передают атмосферу времени, в которой жили и играли Sex Pistols. В которой любили и умирали Сид и Нэнси.
4. «На игле» / Trainspotting / Дэнни Бойл / 1996
Визитная карточка Дэни Бойла, Ирвина Уэлша и Эвана МакГрегора. Фильм о шотландской молодежи 90-х сегодня звучит как злая ирония судьбы поколения. Калейдоскоп абсурдных событий, безудержное веселье, пофигизм, подогреваемый дозой дешевого героина и прекрасного саундтрека, подобранного лично Бойлом, смотрится весело и притягательно. Однако мораль фильма, как и романа Уэлша, заключается в метафорическом названии. Trainspotting – хобби, сравнимое с кормлением голубей или отгадыванием кроссвордов. Ты просиживаешь штаны с блокнотом в руках, а мимо тебя, как жизнь, проносится поезд. Но смысл картины волнует мало кого. Сегодня выросшие в 90-е люди вспоминают фильм Бойла как протест против стереотипов и предрассудков. Героям фильма невозможно тесно в эдинбургских квартирках, каждый из них норовит выпрыгнуть из штанов навстречу свободе. Но что-то лучше героина в шотландских гетто придумать сложно.
5. «Бойцовский клуб» / Fight Club / Дэвид Финчер / 1999
Если хотите, «Бойцовский клуб» - концептуальное выражение культуры панка. Тот же нонконформизм и анархизм, но обличенный в идею антиглобализма. В остальном – все тот же максималистский протест как желание обрести свободу пещерного человека без офисной возни и проблемой, как обставить бюджетной мебелью милый кондоминиум. Тайлер Дерден, сыгранный Питтом, прекрасно вписывается в галерею панков, брутальность которых страшит, но оттого притягивает сильнее. Растасканный на цитаты, фильм Финчера стал не только культом для молодежи, но и послужил поводом для рождения реальных клубов в разных странах мира.
6. «Хакеры» / Hackers / Иэн Софтли / 1995
Киберпанк появился в 80-е года после публикации футуристического романа Уильяма Гибсона «Нейромант». От панка в киберпанке осталось немного, разве что общее презрение к транснациональным корпорациям. «Хакеры» не совсем вписываются в этот контекст, разрываясь между прошлым и будущем. С одной стороны герои фильма – обыкновенные подростки, посылающие подальше школу с ее правилами и общие нормы прогнившего этикета, с другой – они уже в киберпанковском будущем, где разоблачают зажравшегося магната с помощью мировой компьютерной сети. Фильм – еще одно концептуальное выражение панка. Если у Паланика речь идет про вещи, поработившие своих хозяев, то Софтли затрагивает в фильме проблему доступа к информации. Существует реальный хакерский манифест 1986 года (The Conscience of a Hacker), в котором речь идет о требовании к государству сбросить маски и предоставить безграничную свободу информации.
7. «Авария - Дочь мента» / Михаил Туманишвили / 1989
В перестроечные годы музыка в целом и русский рок в частности были идеальным способом самовыражения против стандартов Советского уклада. Кто-то слушал юмористический период «Аквариума», а те, кто помладше, прокалывал джинсы английской булавкой, одевал косуху и диким жаргоном шокировал школу и родителей. Если бы не русский характер, сделавший из панковского фильма драму о проблеме взросления, картина бы стала отличным доказательством того, что панк зарождается там, где не все в порядке в Датском королевстве. Интересный факт: Оксана Арбузова, сыгравшая малолетку-неформала, в настоящее время замужем за священником и растит пятерых детей.
8. «Нигде» / Nowhere / Грегг Араки / 1997
Араки стал известен независимому кинематографу благодаря своей трилогии о трудных подростках teen Angst. Особенность фильмов режиссера та, что в них предстают не сами детки, а их гиперболизированное воображение. Обилие китча, секса, наркотиков, свободы, которая остается безнаказанной, компенсируется лихим финалом, когда раскаленные добела тинэйджеры разбиваются о стену собственного непонимания мира и собственной личности. Наиболее концентрированный образец этого ненаказуемого панковского протеста – «Нигде», который по-постмодернистски сталкивает благополучие сериала «Беверли Хиллз 90210» с лишенной вектора подростковой агрессией. Так гласит и титр к фильму «it’s “Beverly Hills 90210” on acid».
Фильм, в котором ДиКаприо сыграл 16-летнего сложного подростка, поставлен по автобиографическому роману Джима Кэрролла. История начинается с баскетбола и увлечением поэзии, а заканчивается наркотиками и тюрьмой. Если бы не противоречивый характер главного баскетболиста, можно было бы запросто предположить, что мальчики просто-напросто пошли по наклонной. Но ДиКаприо здесь, напротив, играет восприимчивого подростка, который слишком рано разочаровался в красоте мира. Фильм лишен какой-либо сентиментальности. Протест юного Кэрролла подан безо всяких оправданий и жалости. За откровенный панковский натурализм фильму присвоен рейтинг R, а, к примеру, в Белоруссии картина включена в список запрещенных к распространению.
10. «Контроль» / Control / Антон Корбайн / 2007
Завершает список дебютная картина «звездного» фотографа Антона Корбайна, который снял фильм о лидере Joy Division Яне Кертисе. Манчестерский коллектив, ставший, пожалуй, главным представителем пост-панка, является логичным завершением бума панк-рока 70-х. Подобно тому, как подростковый максимализм сменяет сознательность, так выросла и панковская культура, став более сложной и меланхоличной. Кертис в стихах песен уже не рифмует слова violence или alcohol, его поэзия сложнее. Впрочем, как и протест, который стал не социальным, а глубоко метафизическим.