|
В ее судьбе много удивительного, загадочного, почти сказочного. Но сама актриса не видит в ней ничего необычного. Жизнь Анны Большовой похожа на крутой аттракцион, но, пожалуй, для ее темперамента даже домик на вершине вулкана или гримерный столик в эпицентре торнадо не показался бы экстримом.
Дипломированный неуч
Начнем с того, что девочка из интеллигентной семьи научных сотрудников, скромных физиков с детства была уверена, что станет именно актрисой. Дерзкая идея.
- Да, я всегда это знала, мне кажется, что я появилась на свет уже с этой уверенностью, никаких колебаний в выборе профессии не возникало. Возможно, во мне говорили гены моей бабушки – провинциальной актрисы. А со стороны родителей никакого влияния я не испытывала – я шла своим путем, а они в это «путешествие» не вмешивались, да я и не делилась с ними своими планами. Кстати, в школе чем только я не занималась: горными лыжами, английским, рисованием, музыкой, и никогда не участвовала в художественной самодеятельности, а после восьмого класса просто ушла в театральный лицей «Арлекин», который тогда только-только организовался. Однако через год я узнала, что в ГИТИСе набирают экспериментальный курс, где вместе со «взрослыми» будущими режиссерами предстояло учиться на актеров 14-15 летним ребятам. Поступать пошла с двумя своими одноклассниками по лицею, мы чувствовали себя весьма уверенно, чем выгодно отличались от дрожащих от страха других абитуриентов, потому все трое и поступили. Потом я узнала, что на этот курс был колоссальный конкурс, педагоги прослушали почти тысячу человек. Я заканчивала ГИТИС, когда мои ровесники только в него поступали.
- Что-то здесь не так: вы получили высшее образование, не имея среднего?
- Получается, что я дипломированная актриса с неоконченным средним образованием. В девятнадцать лет меня выпустили во взрослую, полную конкуренции жизнь. Были робкие попытки показаться в какие-то театры… К счастью, один из наших педагогов работал в театре имени Гоголя, он пригласил меня туда, и не просто томиться в ожидании работы, а на конкретные роли. Нет, не на главные: меня считали хорошей девочкой из благополучной семьи – из таких, не хлебнувших переживаний и лишений хорошие актрисы не получаются. Вот я и выходила на сцену всего на несколько мгновений с танцем… осла. Все изменил случай: заболела актриса, и меня срочно ввели на ее роль. Тогда-то все увидели, что я, оказывается, еще и неплохо играть умею, что у меня есть талант и красивые волосы. Я все время считала, что не обязательно душить женщин, чтобы хорошо сыграть Отелло, но оказывается, что не все, очевидное для тебя самой, видят окружающие – о себе надо заявлять. С этого момента для меня начался очень удачный период в театре.
Ждать любимого – не по мне
Следующей «американской горкой» для Анны Большовой стало приглашение в Ленком – театр, о котором грезят практически все молодые актеры, да и немолодые тоже, о котором не смеют мечтать, а только тихонечко молят Бога, чтобы великий Марк Захаров обратил на них внимание.
- Приглашение – это сильно сказано. Ленком – это не тот театр, в который вот так просто приглашают неопытную актрису. Это театр мечты, я даже не посмела в него показываться после ГИТИСа. Мне просто страшно повезло, что Захаров никак не мог найти актрису на роль панночки в спектакль «Мистификация», что рядом с ним оказался человек, который посоветовал посмотреть меня, что у меня хватило смелости на эти пробы прийти. Однажды мне дали хороший совет: не бойся бояться – да, мне было страшно, но еще присутствовал некий азарт. К тому же я ничего не теряла – в моем театре у меня было много работы. Марк Анатольевич послушал меня и спросил: «Заявление сейчас напишете, или в понедельник?». И я от неожиданности выпалила: «Подумаю».
- Долго думали?
- Нет, через полчаса явилась в режиссерское управление зареванная – я очень переживала, что подвожу своих коллег из театра Гоголя. Так роль Панночки стала моей.
- Самое время поинтересоваться вашим отношением к мистике и суевериям. Не страшно было браться за роль, которая принесла много бед Наталье Варлей?
- Я не чувствую, что в чем-то провинилась перед Богом, играя роль ведьмы, я же не делаю никому зла, а просто выполняю свою работу.
*** Тем не менее, актерская профессия издревле сама по себе считалась бесовской. Ваганам – так на Руси называли бродячих артистов – не позволялось селиться в Москве, свои кибитки они останавливали за городской, Кремлевской стеной. В белокаменную труппу ваганов приглашали по большим праздникам веселить народ. Хоронили же представителей этой творческой профессии и вовсе на отшибе – это место в Москве теперь называется Ваганьковское кладбище.
- Друзья советовали мне пойти в церковь, поставить свечку. Спасибо им за заботу, но я не суеверна. Помню, был случай, который меня сильно насмешил. Возвращаюсь на машине домой. Вдруг дорогу перебегает черная кошка – мне даже в голову не пришло свернуть или затормозить, только вижу, машина рядом сбавляет газ, а в ней мужчина с таким странным выражением лица: ему и страшно проехать первым, и неудобно передо мной, хрупкой девушкой за свой страх. Как меня это развеселило!
- Вернемся в театр. В Ленкоме, что ни актер, то звезда или секс-символ. Вас, маленькую девочку не раздавили авторитетом?
- Конечно, как любому, новому в коллективе человеку мне приходилось доказывать, на что я способна – к новичку всегда более пристальное внимание. Но ко мне отнеслись по-доброму: и Дима Певцов, и Саша Лазарев, и Николай Петрович Караченцев…
- Спектакль-легенда «Юнона и Авось» недавно отметил юбилей. Помнится, по этому поводу самым частым вопросом, задаваемым участникам этого действа, было: «А смогли бы вы так же, всю жизнь ждать своего возлюбленного»?
- Нет, я не Кончита. Возможно, я сейчас плюну в душу всем поклонникам моей героини, но я ее не понимаю: надо ли вообще было ждать, ведь жизнь одна, ее нужно проживать сейчас, а не дожидаться неведомого «завтра». Сейчас вспомнила историю: играла спектакль совсем больная, возвращаюсь домой, как в тумане, захожу в подъезд – навстречу молодой человек с большущим букетом роз, робко спрашивает: «Кончита?». Я шмыгаю опухшим от простуды носом: «Да». Дальше он выдает текст из спектакля: «Позвольте взглянуть в ваши карие вишни!». «Ага», - я с трудом разлепляю красные воспаленные глаза. Он продолжает нести романтическую чепуху, а я стою в спортивном костюме и думаю только о том, как добраться до постели. Пришлось ему объяснить, что Кончита немножечко замужем.
- Вы не первая Кончита, когда-нибудь вам на смену придет актриса помоложе. Задумывались об этом моменте?
- Да, я уже четвертая, наверное будет пятая, шестая… Наверное, будет жалко и обидно расставаться с этим спектаклем. Но ведь будут другие работы, без дела не останусь.
- Готовы сняться и в рекламе?
- Ой, о рекламе вспоминаю, как о главном кошмаре своей творческой жизни: еще когда училась, снялась в ролике стирального порошка – хотелось денег заработать, в титре написали: «Анна Большова, студентка», - его крутили без перерыва недели две. Я подумала: «Все, на этом моя актерская карьера закончилась, кто же теперь пустит мое «застиранное» лицо в большое кино. Сегодня отношение к рекламе несколько изменилось, если за работу в рекламе предложат достойные деньги, не откажусь. На самом деле, я не из тех актеров, кто готов полжизни сидеть, сложа руки у телефона и ждать предложения. Если я окажусь не удел, я поменяю профессию, займусь чем-нибудь еще. К счастью, сегодня у меня много работы, и все, что я делаю, мне нравится. Кстати, у меня даже было предложение из Голливуда!…
- ?!
- Среди ночи мне позвонил американец и сказал, что один Голливудский продюсер задумал снимать продолжение «Горца», аж в 24 серии! Он хочет пригласить меня на роль подруги главного героя. Пообещал выслать сценарий и… пропал навсегда. Я сначала переживала, а потом решила: значит еще не время, все еще впереди.
Вы все безумные
- Вы можете вспомнить момент, когда вас стали узнавать не только заядлые театралы, но и простые люди с улицы?
- Когда я снималась в «Остановке по требованию» мне пророчили: «Выйдет сериал, жди народной славы». Я не очень этим словам верила, оказалось – зря: стали узнавать на улице, на рынке, тычут пальцем: «Вон «остановка» пошла». Помимо того, что это просто приятно, еще и свои плюсы появились – иногда на рынке могут просто так кочан капусты подарить. Правда иногда бывает иначе: останавливает кто-нибудь на улице: «Здравствуйте, мы с вами знакомы, только я не помню, как познакомились», - человек не может сообразить, где меня видел. Хоть я с детства и готовила себя к славе – а иначе зачем стремиться в актрисы – поначалу чувствовала себя неловко. Потом моя свекровь мне сказала: «Ты же стремилась к этому, так научись с благодарностью это принимать, это твоя профессия».
- Вернемся к профессии, над чем работаете сегодня?
- Сегодня у меня детективная мелодрама для канала СТС по романам Татьяны Устиновой «Мой личный враг». Меня зовут Саша Потапова, и я, между прочим, тележурналистка.
- Вот тут то и пригодился опыт общения с журналистами?
- Да, уж, мне до сих пор не понятно, как могут сочетаться понятия «журналистка» и «хороший человек», в моем восприятии журналист – человек, который самовыражается за счет опускания артиста, чем больше гадостей про известного человека он напишет, тем ярче выделится на фоне других.
- Но, согласитесь, есть и артисты, которые пытаются раскрутиться за счет эпатажа, с помощью скандала, запущенного в прессу, призывая на помощь журналистов. Из рассказов ваших коллег следует, что больше интриг, чем в театре нет даже в политике. Многие старейшины театральных подмостков называли театр «террариумом» или «клубком целующихся змей». А как часто интервью начинается с реплики: «Я вас ненавижу, но так уж и быть задавайте свои вопросы», - не буквально, но с таким смыслом. Наверное, в любой профессии есть откровенные халтурщики и увлеченные, добросовестные люди.
- Возможно, мне не очень везло… Хотя, может быть. На съемках «Форта Боярд» сдружилась с Эрнстом Мацкявичусом. Я его пытала: как же так, мою героиню выгоняют с телевидения, и для нее это трагедия хуже смерти, она даже не так переживает, что муж ушел к другой. Он объяснил, что ТВ – это наркотик, адреналин, азарт, каждый день происходит что-то новое, и ты за этими новостями охотишься. Может быть вы, действительно все безумные работоголики? Именно такой я пытаюсь сделать свою героиню.
Замужем за братом
Следующим аттракционом жизни Анны Большовой можно назвать лабиринт – лабиринт семейных отношений, вот уж где торнадо судьбы закрутило-перепутало: мужем Ани стал сын жены ее отца! Не поняли? Попробуем разобраться.
- Антон, мой сводный брат и муж, моя мачеха – она же свекровь. Есть еще наш с Антоном маленький братишка Давид – общий сын моего отца и матери Антона. У нас в семье две Анны и обе Большовы. Это очень удобно и просто.
- Так, что-то мы совсем запутались, может быть, вы расскажете все с начала, как началась эта история?
- Если рассказывать с самого начала, то с Анной, моей свекровью, первой познакомилась моя родная мать. Та жила в Днепропетровске, и мы всей семьей стали ездить к ней на дачу на Украину. Именно тогда мы с ней очень подружились, она была бесконечно интересна для меня. В это же время я познакомилась с ее сыном Антоном. Кто же мог предположить, чем обернется простое дачное знакомство: к тому времени, когда у моего отца развивался роман с Аней, мы с Антоном уже краснели, сталкиваясь взглядами.
- Получается, курортный роман развалил вашу семью?
- Не очень хотелось бы углубляться в эту тему, но думаю, что отношения родителей не были безоблачными, взрослые щадили нас с сестрой и не посвящали в свои проблемы. Я знаю только, что этот «переворот» в нашем семействе пошел нам на пользу.
- Но давайте продолжим, уж очень необычная история, как в бразильском сериале хочется немедленно узнать продолжение. И кто же первым успел пожениться: вы или ваши родители?
- Антон на семь лет младше меня, эта история началась, когда ему было шестнадцать и, конечно же, ни о чем, кроме как о романтике нежных взглядов не могло быть и речи. Когда поженились родители, мы стали жить все вместе в Московской квартире, Антон поступил в институт радиоэлектроники, стал учиться на программиста. Потом родился наш братик Давид. А когда Антону исполнилось 18 лет – поженились и мы. Ну, как вы думаете, если двое симпатичных молодых людей противоположного пола живут под одной крышей, чем это может закончиться? Любовью.
- Как-то все очень буднично получается. А романтика, ухаживания, любовные признания и страдания, предложение руки и сердца, наконец?
- Разочарую: все было. И признания в любви с первого взгляда, и страдания, когда я вдруг поняла, что именно этот мужчина – моя судьба, что он не просто мой сводный брат, а тот человек, с которым я хотела бы прожить жизнь. И когда он в очередной раз сказал: «Выходи за меня замуж», - я согласилась. Я, конечно, сделала вид, что очень удивлена, что для меня было неожиданностью это предложение – я же актриса. А он быстро отреагировал на мою игру и сделал замечание: «Что же ты так сразу соглашаешься, хоть бы поломалась для порядка».
- Как родители встретили ваше решение?
- Нормально, это ведь очень удобно: где дети, с кем? – Дома, вместе. Если конфликт – родители на стороне того, кто прав, а не как в обычных семьях бросаются на защиту своего чада. Подарки и материальная помощь тоже общие: уже муж не скажет: «Мои родители подарили машину, а твои только обеденный стол». А самое главное, для меня свекровь, она же мачеха – не враг номер один, а близкая подруга, которую я очень люблю, с которой я могу посоветоваться и обсудить любые проблемы. Мы даже в свадебное путешествие ездили вместе - когда родился Давид, отправились впятером в Италию, обвенчались в одной церкви: папа с Аней, я с Антоном.
Классическая жена
- Говорят, что две хозяйки на одной кухне не могут ужиться, кто у вас главный по тарелочкам и поварешкам?
- Обычно обед на всех готовлю я, это меня нисколько не напрягает, если меня нет – кто-то другой. Антон занимается уборкой, родители зарабатывают деньги. Мое утро начинается с ревизии продовольственной корзины – смотрю, чего съестного надо докупить, меню обсуждаем всей семьей. К счастью мы все вегетарианцы и совершенно не прихотливы в еде – что готовлю, то и едим.
- А есть какие-нибудь женские хитрости, чтобы сохранить фигуру?
- На диетах я не сижу, а вот от сладкого приходится отказываться – одно время вообще обходилась без сахара, чай пила с сухофруктами, даже пироги наловчилась печь с медом. Мне очень понравилось. Но потом мы с Аней нашли альтернативу – едим сладкое раз в неделю, только в воскресенье, но зато, не ограничивая себя. А для поддержания фигуры есть другие хорошие способы: я занимаюсь горными лыжами, хожу в тренажерный зал, люблю аэробику, обливаюсь холодной водой – особый кайф испытываю в мороз минус двадцать опрокинуть на себя ведро воды из колодца.
- Это где же такая благодать – у вас свой домик в деревне, с колодцем?
- С огородом и с хозяйством. В какой-то момент нам захотелось уехать от городской суеты на природу, и мы решили купить дачу. Рядом с Москвой участки оказались дорогими и многолюдными – та же суета, что и в Москве, так что домик мы выбрали аж в Тверской области, зато просторный, с русской печкой, а вокруг леса и поля – настоящая российская деревня. Теперь там целое хозяйство: огород, пчелы, козы, куры. Свои яйца, молоко, мед, а овощей выращиваем столько, что на зиму хватает.
- Вы хотите сказать, что актриса Анна Большова копается в огороде?
- Лучший вид отдыха – это смена деятельности, а лучший тренажер – лопата. Даже не представляете, какая благодать – сначала поработать на свежем отдыхе, а потом попариться в баньке. Мы там и все праздники отмечаем, собираемся человек по двадцать – шумно и весело. Вы что думаете, если я актриса, то ничего не могу делать руками? Я между прочим, и шить умею, и вязать, просто на это нет времени, да и надобности тоже, но если возникнет идея сшить себе платье – я с этим справлюсь.
- Получается, что вы обладаете всеми навыками классической жены, тогда традиционно главой семьи должен быть муж?
- Главный у нас папа – он зарабатывает деньги и всех кормит. Потом идет мама – она самая мудрая, умеет лучше всех найти выход из любой ситуации. А мы с Антоном стараемся их слушаться.
- Вас не смущает, что муж сильно младше?
- Поначалу смущало, я переживала, как его воспримут мои знакомые, что скажут, ведь театр такой мир, в котором слухи расползаются молниеносно. Антоха меня успокаивал, ведь нам интересно и хорошо вместе. Но первый «выход в свет» я буду помнить долго – я вела его в театр, как на голгофу. Зато потом стало легко и спокойно. Больше вопрос возраста меня не волновал.
Не хуже, чем Путин
- А как Антон относится, к тому, что его жена известная актриса?
- Это надо у него спросить, но, по-моему, ему до этого глубоко фиолетово, он привык ко мне-домашней, где я без грима и притворства и мне очень радостно, что переступая порог дома я могу с легкостью сбросить с себя все маски и просто отдохнуть душой. Наверно, в этом счастье. Но мне этого мало – я хочу быть счастливой вечно.
- Самое время на этих возвышенных словах поставить точку. Но от нас, нехороших журналистов еще один подленький вопрос: вы сказали, что увлекаетесь горными лыжами – это что, дань президентской моде?
- Нет, я с пяти лет катаюсь. Я была слишком шустрым и эмоциональным ребенком, поэтому спала беспокойно, доктор посоветовал родителям отдать меня в спорт, чтобы сильно уставала и «валилась с ног» - так появились горные лыжи, пять раз в неделю меня возили в Лужники кататься. До сих пор обожаю этот спорт и по возможности стараюсь вырваться в горы. Был забавный случай. Только-только я пришла в Ленком, мы выпустили «Мистификацию», и у меня возникла свободная неделька. Я подошла к Марку Анатольевичу спросить разрешения на эту неделю съездить в горы. Он отпустил, но предупредил быть осторожнее, чтобы не подвести театр. И эта ответственность такой тяжестью легла на мои плечи, что я в первый же день здорово приложилась на клоне лицом – страшная ссадина, лицо опухло. С одной стороны я с ужасом думала, как через неделю выйду на сцену в таком виде, а с другой – все уже случилось, свою норму травм я выполнила, значит можно спокойно кататься и ни о чем не беспокоиться. Через неделю пребывания на свежем воздухе от моей ссадины и следа не осталось, но на хорошо загорелом лице отчетливо выделялись белые круги вокруг глаз – от очков. Кстати, напишите в своей газете, что через три года я не поменяю спортивного пристрастия.
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна Алексеева
|
| | |
|