Самое страшное в комедии «Гитлер капут!» при всех ее сугубо невинно комических выпадах заключается в том, что она оперирует исключительно опасным для массового сознания информационным базисом – анекдотами про Штирлица. Как и любое национальное мифотворчество, эти сказовые юморески про советского шпиона содержат в себе огромный потенциал, вскрывающий национальное сознание.
Согласно великой послевоенной легенде, во время Великой отечественной в ставке Гитлера работает не знающий страха советский шпион по имени Шура Осечкин (Павел Деревянко). Полное имя бесстрашного агента Советов – Александр Исаевич Осечкин-Шуренберг. Страдая за Родину-мать, Осечкин ведет опасную подрывную деятельность в самом сердце нацисткой Германии. Собственно, трудовые будни для Шуры заключаются в том, что он посещает караоке-бары, гламурные корпоративы, исполняет танец из балета «Лебединое озеро» и читает рэп. Вместе с этим он успевает следить за Мюллером в исполнении Юрия Гальцева и осторожничать с гомосексуальными заискиваниями Бормана в исполнении Юрия Стоянова. Плюс ко всему на голову Осечкину сваливается необхватная подмога из родины – радистка Зиночка, чью роль сыграла Анна Семенович.
Весь этот кордебалет препарирует священную память о самой значимой войне XX века как только может. Тем временем как влюбленные друг в друга Зиночка и Шура застенчиво берутся за руки, свободными конечностями они крепко-накрепко забивают гвоздь в крышку гроба «Семнадцати мгновений весны». Кажется, они собираются даже пожениться на родине, но хорошее дело браком не назовешь. Физиологический юмор, искажение исторической правды и еще пара-тройка антивоенных тем одновременно вызывают и смех, и робкое сомнение. Не случайно московские власти распорядились демонтировать всю наружную рекламу перед премьерой фильма, а в Петербурге премьерный показ призывает сорвать организация «Коммунисты Петербурга».
А начиналось дело вовсе невинно. Продюсер Сергей Ливнев, известный в частности по ситкому «Трое сверху», и режиссер Марюс Вайсберг, продюсирвоавший в 2007 году «Бой с тенью 2», захотели для фильма заполучить, думается, самую широкую аудиторию в стране. Выбрав удачный в этом плане жанр «звездной комедии», создатели набрали для съемок представителей почти всех субгрупп нашего разухабистого русского шоу-бизнеса. Ксения Собчак, Юрий Гальцев, Тимати, Анфиса Чехова, Юрий Стоянов, Михаил Галустян – каждый из них играет на свою аудиторию. Кто-то – на «Аншлаг», кто-то – на «Городок», кто-то – на «КВН», кто-то – на поборников русской dolche vita и т.д. Одним словом, где всех звезд до кучи, любой чих уже будет вызывать цепную реакцию гогота в зале. На это и рассчитывали. К тому же Сергей Ливнев шел по протоптанной дорожке: к примеру, комедия этого же года «Самый лучший фильм» работала по той же схеме. Обойдясь создателям в $4,5 млн, компания нашего шоу-бизнеса собрала почти $26 млн. Вероятно, так будет и с «Гитлером».
И все бы хорошо, коли не сюжет. Разыграй те же российские звезды любой аншлаговский сценарий а-ля «теща приехала», было бы понятнее, что делать с фильмом. Но в нашем случае нация имеет дело практически с политпровокацией. Вспоминая один за другим анекдоты про Штирлица, актеры приплетают сюда современные реалии, отчего получается сущий беспредел. Распил госзаказа, дележ спонсорской водки, события на Рублевке, дача взяток в валюте, старый гимн с новыми словами - и все это делают люди в форме Третьего Рейха. Правдивее сатиры на наш политический трэш придумать непросто. Но, похоже, съемочная группа сделала все-таки это, сама того не подозревая.
Прикрывшись черными фуражками и свастиками, актеры имеют то, о чем в тайне мечтает любой средний россиянин – грудастую Зину, халявную водку да политические курьезы. Вообще наша страна любит дерридовскую деконструкцию с уклоном в народный юмор. Вспомнить, тех же «Кукол» из 90-х или Шендеровича. Даже наш главный дзен-буддист от литературы Пелевин в своем лучшем романе прошелся по народному юмору, перевернув анекдоты про Чапаева с ног на голову. Так что в этом случае антитеза жизнь-кино не работает. Если хотите реалий, идите на «Гитлера».