Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

Серебренников – художник-провокатор, творящий и одновременно опровергающий собственную философию самыми экстремальными средствами. Шесть лет назад московские театральные подмостки покорил его спектакль «Пластилин», главным символом которого был фаллический. В 2006 году состоялся триумфальный выход режиссера за рамки театра: первый приз на «Кинотавре» получил его фильм по сценарию братьев Пресняковых «Изображая жертву» - переосмысленный «Гамлет», где злые карикатуры на современность перемежались матерными монологами о потерянном поколении, а на экране царила атмосфера прогрессирующего безумия. Освоив нивы театра и кино, Серебренников продолжил движение вперед – скоро должны состояться премьеры двух его новых опер. Увлечение оперой отразилось и на фильме «Юрьев день», где главной героиней стала оперная певица. С холодным мастерством, подчеркнутым операторской работой Олега Лукичева, Серебренников исследует ту грань русского национального характера, где песня переходит в крик, а крик трансформируется в молитву.

Оперная дива Любовь (Ксения Раппопорт) собирается эмигрировать из Москвы в Вену, но перед этим приезжает проведать родной город Юрьев. С собой она берет сына, двадцатилетнего бунтаря, который не разделяет ностальгического настроения матери. Желая тем не менее соответствовать провинциальному контексту, парень напяливает на себя сапоги и ватник и пробует раствориться в воздухе родины. Стремление добиться идеального соответствия между собственной фигурой и местным антуражем обходится герою дорого: Юрьев проглатывает его и растворяет без остатка. Любовь в панике ищет сына по всему городу, натыкаясь лишь на странные совпадения и никуда не ведущие следы. А межу тем занесенный снегом, полный сказочной жути Юрьев выматывает из нее и голос, и душу, и воспоминания о прошлой жизни.

Серебренников наполнил фильм элементами древнерусского фольклора и создал образ «дремучей» Руси: здесь «Юрьев день» перекликается с «4» Хржановского и «Яром» Разбежкиной. Действие происходит в городе-призраке, отстоящем от современной Москвы на 200 км и на 20 лет – в точке, где своеобразно искривляются оси времени и пространства. Тут и обнаруживается исконная Русь, о чем кричит с колокольни Любовь, цитируя поэта: «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь». Произнесенные над городом, по самые кресты канувшем в туман, строчки о ясности пути приобретают характер идиотизма. А вместе с ними – и все штампы из поэтического описания русской действительности, которыми жонглирует Серебренников. Начиная от стона, который «песней зовется», заканчивая «русской зимой», «русским духом» и, в конце концов, жертвенным стремлением к полному уничижению.

Накал пафоса и издевки над ним фильм выдерживает благодаря темпераментной игре Ксении Раппопорт (за эту роль она была отмечена несколькими премиями, в том числе призом на «Кинотаве»). Актриса придает живость даже не вполне внятным разборкам Серебренникова с творчеством Чехова – эта игра тянется еще с «Рагина» 2004 года. Будучи постмодернистским школьным сочинением на тему родины, «Юрьев день» оставляет зрителя теряться в догадках: то ли режиссер переосмысливает классику, то ли, как герой его старого спектакля, пугает учительницу пластилиновым членом.

Мария ГРОСИЦКАЯ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz