Серебренников – художник-провокатор, творящий и одновременно опровергающий собственную философию самыми экстремальными средствами. Шесть лет назад московские театральные подмостки покорил его спектакль «Пластилин», главным символом которого был фаллический. В 2006 году состоялся триумфальный выход режиссера за рамки театра: первый приз на «Кинотавре» получил его фильм по сценарию братьев Пресняковых «Изображая жертву» - переосмысленный «Гамлет», где злые карикатуры на современность перемежались матерными монологами о потерянном поколении, а на экране царила атмосфера прогрессирующего безумия. Освоив нивы театра и кино, Серебренников продолжил движение вперед – скоро должны состояться премьеры двух его новых опер. Увлечение оперой отразилось и на фильме «Юрьев день», где главной героиней стала оперная певица. С холодным мастерством, подчеркнутым операторской работой Олега Лукичева, Серебренников исследует ту грань русского национального характера, где песня переходит в крик, а крик трансформируется в молитву.
Оперная дива Любовь (Ксения Раппопорт) собирается эмигрировать из Москвы в Вену, но перед этим приезжает проведать родной город Юрьев. С собой она берет сына, двадцатилетнего бунтаря, который не разделяет ностальгического настроения матери. Желая тем не менее соответствовать провинциальному контексту, парень напяливает на себя сапоги и ватник и пробует раствориться в воздухе родины. Стремление добиться идеального соответствия между собственной фигурой и местным антуражем обходится герою дорого: Юрьев проглатывает его и растворяет без остатка. Любовь в панике ищет сына по всему городу, натыкаясь лишь на странные совпадения и никуда не ведущие следы. А межу тем занесенный снегом, полный сказочной жути Юрьев выматывает из нее и голос, и душу, и воспоминания о прошлой жизни.
Серебренников наполнил фильм элементами древнерусского фольклора и создал образ «дремучей» Руси: здесь «Юрьев день» перекликается с «4» Хржановского и «Яром» Разбежкиной. Действие происходит в городе-призраке, отстоящем от современной Москвы на 200 км и на 20 лет – в точке, где своеобразно искривляются оси времени и пространства. Тут и обнаруживается исконная Русь, о чем кричит с колокольни Любовь, цитируя поэта: «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь». Произнесенные над городом, по самые кресты канувшем в туман, строчки о ясности пути приобретают характер идиотизма. А вместе с ними – и все штампы из поэтического описания русской действительности, которыми жонглирует Серебренников. Начиная от стона, который «песней зовется», заканчивая «русской зимой», «русским духом» и, в конце концов, жертвенным стремлением к полному уничижению.
Накал пафоса и издевки над ним фильм выдерживает благодаря темпераментной игре Ксении Раппопорт (за эту роль она была отмечена несколькими премиями, в том числе призом на «Кинотаве»). Актриса придает живость даже не вполне внятным разборкам Серебренникова с творчеством Чехова – эта игра тянется еще с «Рагина» 2004 года. Будучи постмодернистским школьным сочинением на тему родины, «Юрьев день» оставляет зрителя теряться в догадках: то ли режиссер переосмысливает классику, то ли, как герой его старого спектакля, пугает учительницу пластилиновым членом.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|