Франко-канадский режиссер Дени Аркан поставил крест на западной цивилизации в новом фильме «Век помрачения». Злобно раскритиковав законы жизни родного Квебека, он одновременно вынес приговор современности, в очередной раз доказав себе и зрителю, что нынешней маразмирующей эпохе больше нет места на земле – она останется лишь на картинах и в памяти потомков. Хотя и это для нее слишком много.
Главный герой «Века помрачения» Леблан (Марк Лябреш) - неудачник и мечтатель, которому открывается тщетность цивилизованного существования. Работая в службе психологической поддержки населения, он ежедневно выслушивает жалобы слабых мира сего, но ничего не может, да и не стремится для них сделать. Дома ждут гиперактивная жена-риэлтор и две дочери. Диалог со своими женщинами не складывается: старшая постоянно висит на телефоне, младшие не отрываются от плеера и компьютерных игр. Приходится общаться с другими женщинами – в своих фантазиях. Леблан грезит о власти, успехе и сексе, при этом его фантазии однообразны и, не в пример фильму в целом, смешны. В одеждах древнего римлянина он отдает на растерзание чернокожему вождю строгую начальницу, которая в реальной жизни гнобит его за курение и опоздания. В облике канадского сладкоголосого певца Руфуса Уэйнрайта он навещает роскошный гарем. Пьет шампанское со звездой и неизменно спит с преданной журналисткой, символизирующей податливую и восторженную публику. Все это, однако, не приносит успокоения ни герою, ни зрителю.
Всплывает в «Веке помрачения» тема бессмысленных страданий неизлечимых больных: недосказанная проблема эвтаназии. Речь об этом режиссер завел еще в «Нашествии варваров» 2003 года – картине, замеченной в Каннах и получившей «Оскар» как лучший иностранный фильм. В «Веке помрачения» социальная критика превращается в фарс и уже не воспринимается буквально, тем более что речь идет не о настоящем, а о близком будущем, где проблемы общества предстают в утрированном и нелепом виде. Однако когда герою приходится видеть боль умирающей матери, это выглядит отнюдь не фарсом, а полной капитуляцией режиссера перед необъяснимым и жестоким устройством мира. На этом фоне попытки ядовитых высказываний и толкиенистских пародий начинают вызывать не смех, а сочувствие.
«Век помрачения» составил трилогию с фильмами «Нашествие варваров» и старой картиной режиссера «Распад американской империи». Дело распада завершено, а герой успокаивается вдали от цивилизации за чисткой яблок. Назвать это приемлемым выходом для человечества, которому Аркан упорно пытается поставить страшный диагноз, сложно. Но в качестве передышки сойдет. Тем более что нечищеных яблок в корзине перед героем хватит еще на многие часы душевного отдохновения.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|