«Город Бога 2», несмотря на предубеждения к сиквелам, довольно ярко продолжает начатую тему южноамериканских трущоб. Все, что искалось и нашлось в фильме 2002 года, то же самое смотрит с экрана в фильме 2007. Нескончаемые потоки бразильцев и африканцев под палящим солнцем в неком подобие города, где хибара на хибаре, а дороги то и дело надламываются под углом в 45 градусов.
Иные ездят в такие места, чтобы фотографировать и дивиться этому тесному муравейнику, но здешние просто живут с оравой детей под юбкой и под пулями над головой.
Два друга Туз и Уоллес, едва достигнув совершеннолетия, уже имеют то, что обретает средний европеец лет в 30. Туз – отец ребенка, его жена уезжает на заработки в город покрупнее, оставляя одного с сыном. Уоллес влюблен в мулатку с которой не может видеться из-за криминальных разборок между районами. Параллельно он ищет своего отца, который отсидел 15 лет за убийство. В итоге два друга попадают в переплет, выход из которого – только делать ноги.
«Город Бога» - один из тех фильмов, продолжение которого должно не столько развивать сюжет, сколько остаться верной заданной атмосфере. И это, пожалуй, единственное, чего следовало опасаться от этого сиквела. Удивительно, но Пауло Морелли вполне себе справился с этим, выдержав свой фильм в аналогичной оригиналу стилистике. Ручная камера перемещается от улицы к улице, ловя крупные планы вытесанных из дерева жителей бразильского гетто. Утром они играют в футбол и купаются в океане, а под вечер берутся за оружие. Кто покрепче – выживает, прибирая на короткое время наркобизнес в свои руки, кто поумнее – сваливает в Рио.
Так, к слову, было и с автором романа, который лег в основу оригинального «Город бога» 2002 года. Некто Пауло Линс, подросток из бразильских фавел, затянул шнурки покрепче и сбежал туда, где хотя бы нет перебоев с подачей электроэнергии. Сменив кроссовки на туфли, Линс стал успешным писателем, совсем как какой-нибудь Ди Каприо в «Баскетбольных записках». Линс издал в 1997 году роман City of God, по которому в 2002 году Фернанду Мейреллиш и Катя Лунд сняли одноименный фильм.
Дикие дети с пистолетами на фоне суховея и покосившихся крыш оказались популярны настолько, что фильм с нищенским по меркам «Оскара» бюджетом в $3 млн был номинирован той же американской киноакадемией сразу в двух номинациях – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Не получив ничего, «Город Бога» стал притчей во языцех, породив множество клонов. Кто-то даже считает, что фильм открыл какой-то новый жанр, раскрывающий тему латинской эстетики горьковского дна. Как бы то ни было в том же 2002 году Мейреллиш и Лунд продолжили спекулировать на реалиях бразильских окраин, начав съемки сериала City of Men.
И вот в 2007 году, не выдержав, режиссер Пауло Морелли решает снять официальное продолжение, не постеснявшись назвать свой полный метр City of Men, переведенный у нас как «Город Бога 2». Вокруг совершенно банального сюжета раскручивается целый мир цветущей первобытной страсти. Герои любят, мечтают, палят друг в друга, тела сваливают на свалку в овраге, а потом ищут убитых друзей, чтобы похоронить.
Хотя, тут дело даже не в этой бескомпромиссной энергетики недалеко от экватора. Морелли, как и Мейреллиш с Лунд, понял секрет популярности City of God. Ведь вся красота первой и второй частей завязана на культе черного тела. По правде говоря, первое, с чем ассоциируется «Город Бога 2» – это белая челюсть и белки глаз на контрастном фоне гуталинового лица. А, учитывая, что в кадре каждый первый – с бронзовым загаром, а каждый второй скалится жемчужными клыками, то фильм напоминает поход в зоопарк к каким-нибудь шакалам, разрывающими кусок мяса на фоне мисок с водой и навесом из веток. А где-то рядом самцы поумнее смотрят сквозь сетку на людей в обуви и с телефонами в руках.
Александр ЗУБКОВ
|