Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

В октябре наш зритель, помимо прочего, увидит четыре премьеры: «Пила 5», «Город Бога 2» «Макс Пэйн» и «Мадагаскар 2». Уже по названию понятна тема и аудитория фильмов. Помимо имени-брэнда, четверку объединяет еще одна деталь. Каждый из них, так или иначе, спекулирует на оригиналах массовой культуры. Ремейки, сиквелы, приквелы – порождение коммерции или кризис идей? А благородный некогда жанр экранизации сегодня в большинстве своем переносит на экраны героев комиксов и компьютерных игр. Какова судьба оригинальных сценариев – вопрос открытый.

«Город бога 2», (российская премьера 2 октября) – продолжение оригинального фильма 2002 года. Во второй части нет ничего от прежних героев. Однако прежней осталась атмосфера бразильского гетто, которая была под аплодисменты воспринята в США и Европе. Номинированный на четыре «Оскара» «Город Бога» не получил ничего, тем не менее породил несколько клонов, к которым относится и фильм Пауло Морелли.

Что касается «Макса Пэйна» (российская премьера 23 октября), то он продолжает заданный в начале нулевых тренд. Экранизация известных видеоигр подстегивает интерес играющей публики к драматическим нюансам, которых из джойстика не выбьешь. Анимационный отдел DreamWorks поступил проще. Удачный сценарий и добротная работа мультипликаторов в первом «Мадагаскаре» увенчались зрительской симпатией в 2005 году. В «Мадагаскаре 2» (российская премьера 30 октября) полюбившиеся зверушки, говорящие голосом звезд, продолжат свою одиссею. О пятой «Пиле» (российская премьера 30 октября) говорить и вовсе нечего. Четвертый раз подряд продюсеры делают кассу на кровавой изобретательности меланхоличного маньяка.

Историческая правда

Считать перепевки былого характерной чертой нынешнего времени – заблуждение. Ремейк и сиквел существовали всегда, тем более в США. Хичкока переснимали в 59-м, в 78-м, 79-м, 83-м и 87-м. Просто в былые годы при всем разнообразии оригинальных сюжетов и открытый в области киноязыка и кинотехники на ремейки не обращали такого внимания, как это происходит сегодня. В последние годы чуть ли не каждая громкая и крупнобюджетная премьера является отсылкой к оригиналу. Ситуация еще характерна тем, что вместе с ремейками Голливуд производит большое количество сиквелов, триквелов приквелов и кинокомиксов, что тоже может быть приравнено к обсасыванию первоисточника.

При этом возвращение к старому не показатель кризиса. Часто новые версии фильмов дарят особое звучание оригинальным сюжетам, а порой они могут вытянуть старую картину из забвения. К примеру, пересняв на английском языке со звездным составом собственный австрийский фильм 1997 года «Забавные игры», Михаэль Ханеке достучался-таки до американской публики, к которой изначально была обращена картина. Сегодня ремейки - унылое зоелище лишь потому, что их производство поставлено на поток. Голливуд лихорадит от попытки воссоздать былое могущество своих героев.

Пожалуй, на этом ностальгическом чувстве основана современная концепция американских ремейков и продолжений – будь то комиксы, культовые ленты прошлого и компьютерные стрелялки. Фильмы про Людей Икс, Спайдермена, Бэтмена, «Чужой против хищника», «Рокки Бальбоа», «Возвращение супермена», «Планета обезьян» и многочисленные ремейки хорроров 70-х от «Дома восковых фигур» до «Техасской резни бензопилой» - все это стержни масскульта рядового американца. В 2009 году выйдет даже «Терминатор 4» - понятное дело, без железного нынешнего губернатора Калифорнии, хотя тот и был на съемочной площадке фильма.

Так что причина засилья второго сорта кроется не столько в кризисе идей, сколько в попытке американцев вспомнить свою послевоенную безоблачную культуру. Сегодня в новом тысячелетии она теряет собственную идентичность под натиском завершающейся глобализации и развития интернета.

Борцы за оригиналы

В этом трагичном, но, увы, неизбежном процессе, встречаются и борцы за национальную культуру. Существует немало специалистов, кто утверждает, что мода на голливудские ремейки и сиквелы связана в первую очередь с желанием студий собрать кассу. Сборы подобных фильмов действительно велики, но многие эксперты считают, что такая политика приведет к краху. К слову, Голливуд уже и так здорово ослабил свои позиции, и чтобы реабилитироваться нужно серьезно взяться за голову.

Год назад в поддержку «оригинального кино» подал голос режиссер Ридли Скотт. Автор «Чужого», «Гладиатора» и «Падения Черного ястреба» призывал продюсеров инвестировать деньги в новые и отчасти экспериментальные проекты. Скотт констатировал, что кассовые сборы взяли верх над кино, затмив все остальное. Его доводы очевидны. Ведь снять фильм по оригинальному сценарию – дело хлопотное, а переснять популряную некогда ленту, пригласив на проект пару звезд для полной уверенности, куда проще. Но кто же знал, что эта простота окажется такой привлекательной в 2000-х?

Однако стоит признать лукавство Скотта. Кассовые сборы сопровождают любой качественный фильм, обращенный к массам. Современное общество страдает множеством фобий от клонирования стволовых клеток до ядерного оружия Ближнего востока. На этой ниве можно сделать сотню отличных фильмов, однако продюсеры продолжают ворошить прах времен, каждый раз находя в нем очередной популярный антиквариат.

Виды спекуляций

Старьевщики, назовем их так, обычно идут по проторенному пути, переснимая фильмы своих же соотечественников, это помогает избежать непонимание чужой культуры. К примеру, уже упомянутого Альфреда Хичкока в США переснимали десяток раз. В 2009 году копилка ремейков на его фильмы пополнится еще одной картиной. Продюсер и режиссер Майкл Бэй («Трансформеры», «Плохие парни 2») вместе с Мартином Кэмпбеллом («Казино Рояль», «Золотой глаз») уже снимают «Птиц». А режиссер Брэт Рэтнер, известный по фильмам «Час пик» и «Люди Икс: последняя битва», взялся за не менее прославленного мастера кино США – Джона Карпентера. В следующем году появится ремейк его фильма «Побег из Нью-Йорка».

Голливудские продюсеры иногда покупают права на переработку иностранного фильма. Примером может служить фильм Мартина Скорсезе «Отступники», взявший в 2006 году «Оскара» и «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм». При этом картина – переделка гонконгской «Двойной рокировки», снятой четырьмя годами ранее. К слову сказать, азиатский кинорынок последнее время импортировал немало идей американцам – достаточно вспомнить японские хорроры, которые валом хлынули после успеха ремейка «Звонок».

Редки, но все же отмечаются поиски интересных сюжетов и в России. Не пересняли, но дублировали на английский язык «Ночной дозор», а недавно голливудская студия Gold Circle Films, известная продакшном фильма «Белый шум», заплатила компании «Централ Партнершип» и заполучила возможность снять ремейк хоррора Павла Руминова «Мертвые дочери».

Чтобы как-то разнообразить поиски сюжетов продюсеры также иногда обращаются и к сериалам, перенося их в виде полного метра на большой экран. Прошлым летом с успехом прошел мультфильм «Симпсоны в кино», заработавший 468 млн. долларов, а этим летом кассу отрабатывал «Секс в большом городе» и «Секретные материалы: хочу верить».

В пользу ремейков говорит также и тенденция омоложения аудитории современного кино. Если у Вуди Аллена в «Энни Холл» (1977) почтительная очередь стояла за билетами на Бергмана, то сегодня ведущие студии ориентируются на подростков с их непритязательным вкусом. Потому ожидать от «Моби Дика», который заказали Бекмамбетову, чего-то кроме самонаводящихся гарпунов, думается, не стоит.

Александр ЗУБКОВ






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz