Белый парень Крис (Патрик Уилсон) со своей темнокожей женой Лизой (Керри Вашингтон) переезжают в новенький дом на юге Калифорнии и натыкаются здесь на неприятное соседство в лице полицейского Эйбла Тернера (Сэмюэль Л. Джексон). Отец-одиночка, он воспитывает детей в чрезмерной строгости и считает себя хранителем порядка не только в семье, но и на улицах городка. Со стен его дома прямо в окна молодоженам светят прожектора, а сам хозяин бродит по улицам с ночными обходами, подмечая брошенные Крисом бычки и неаккуратно припаркованную машину. Как ни старается пара наладить отношения с неудобным соседом, все попытки наталкиваются на нерушимую стену. Под маской консерватизма и морали за ней обнаруживаются расистские заморочки и скверный характер самодура-полицейского, который нетерпимо относится к смешанным бракам. В своем стремлении выдавить приезжих из города, он не собирается ограничивать себя рамками закона. Его дети знают лучше других: Эйбл готов позволить себе любой произвол, обосновав его лаконичной формулой: «закон – это я».
Режиссер Нил ЛаБут приглашает зрителя погрузиться в омут калифорнийского городка, с его чистыми улочками, соседскими дрязгами и тихим сумасшествием. Отвертеться от его гостеприимства так же непросто, как от приглашения проследовать в участок, которое герой Сэмюэля Л. Джексона для убедительности сопровождает ударом прикладом под ребра. Методы ЛаБута не столь агрессивны, но вполне действенны. С первых же минут он создает атмосферу приближающейся катастрофы: по телевизору сообщают о бушующих неподалеку пожарах. Напряжение возникает еще до того, как зритель успевает познакомиться с героями и вникнуть в их конфликт. Страсти нагнетаются многозначительными паузами, в воздухе висит недоговоренность, накладывая отпечаток на все повороты сюжета. Семейные ссоры, соседскую и расовую неприязнь окружает ореол загадки, в то время как в кадре с приближением пожаров становится все более дымно. Находка ЛаБута с задымлением не только пространства фильма, но и сознания зрителя, в Америке сработала на ура: в первую неделю проката «Лэйквью» выбился в лидеры, отработав большую часть 20-миллионного бюджета.
Два года назад покусившись на область таинственного в ремейке «Плетеного человека», в новом фильме ЛаБут продолжает осваивать эту благодатную почву. Сам сюжет с супружеской парой, которая становится жертвой абсурда с улыбающейся физиономией соседа, отсылает к Михаэлю Ханеке с его «Забавными играми» и «Скрытым» и фильмам Доминика Молла. Многообещающий крен «Лэйквью» в сторону жутковатого бреда увенчивается кадрами, где по шоссе на холм сам начинает подниматься лес (впрочем, без видимой связи с «Макбетом» Шекспира). За этим последует дуэль через живую изгородь, разделившую соседские участки: грабли против бензопилы. Расквитавшись таким образом с темой абсурда, ЛаБут меняет орудия соседкой борьбы с газонокосилок и поливальных шлангов на пистолеты и дает прогреметь финальным выстрелам. Напрасно Сэмюэль Л. Джексон усердно работал над созданием неоднозначного образа, напрасно камера зависала перед цветниками и бассейнами, намекая на скрытую угрозу мирного быта. В итоге все сводится к агрессивному характеру черного полицейского-расиста и амбициям белого работника супермаркета, который в процессе разборок с соседом дозрел до того, чтобы завести ребенка. Под завесой дыма калифорнийских пожаров шаблонный психологический триллер превращается в оплот независимого американского кино. Единственное, что дает право на жизнь такой метаморфозе – игра Сэмюэля Л. Джексона, который независимо от жанровых перипетий отлично делает свою работу.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|