Когда выходишь из зала после просмотра фильма «Адмиралъ», не хочется разговаривать, не хочется обсуждать игру актеров, режиссуру, картинку, спецэффекты. Нет причин оправдывать кино или ругать. Хочется подольше сохранить в себе ощущение чего-то важного и чуждого повседневности, того, что сумели воплотить на экране создатели картины.
На первый взгляд, «Адмиралъ» - очередной раскрученный коммерческий проект. При ближайшем рассмотрении это, честно говоря, действительно хорошо раскрученный коммерческий проект. Но этому выгодному вложению продюсеров Джаника Файзиева и Анатолия Максимова очень повезло: фильм ко всему прочему рискует стать сенсацией киносезона.
Режиссер Андрей Кравчук снял кино о последних годах жизни и о легендарной любви Александра Васильевича Колчака, путешественника и исследователя, адмирала, командующего Черноморским флотом, белогвардейского главнокомандующего, Верховного правителя России в 1918-1919 гг., в общем, великого человека, о котором мало что известно - в советское время он был личностью очень непопулярной.
Константина Хабенского, Елизавету Боярскую и Сергея Безрукова, которых Кравчук пригласил на главные роли, зрители и критики уже однажды ждали с нетерпением в нашумевшем продолжении «Иронии судьбы». В тот раз ожидания не оправдались, и обещанного шедевра не получилось. Так, слабенькая пародия на фильм Рязанова. И перед выходом «Адмирала» отношение к этому же актерскому составу было весьма скептическим. Завораживало одно – у Хабенского наконец-то новый образ. Привычный свитер с вытянутыми рукавами и довольно нелепый вид сменился белым мундиром и серьезным выражением лица. Это заинтриговало и вызвало любопытство. Но больших успехов от российского кинематографа ожидать не приходилось, поэтому приглашенные на просмотр «Адмирала» журналисты сохраняли вид скептический и скучающий до последнего момента. То есть до начала картины. С первых кадров зал замер и безвозвратно погрузился в атмосферу начала 20 века.
И оказалось, что Андрей Кравчук наконец-то снял настоящее кино. Фильм, по уровню сравнимый с «Сибирским цирюльником», но лишенный михалковского пафоса, хочется называть картиной. То есть произведением искусства, чем-то цельным и законченным. Где, как сказал Хабенский об актерском составе, «привычные физиономии» главных героев преобразились до неузнаваемости, спецэффекты до того реалистичны, что вовсе незаметны, картинка по уровню не уступает лучшим голливудским фильмам. И где все это по-отдельности не имеет значения. Потому что по-настоящему важно, какие глубокие характеры показаны на экране, какие сильные чувства руководят героями и каким от всего этого веет естественным благородством.
Как от любого художественного произведения, от «Адмирала» не стоит ждать доскональной передачи исторических фактов. Он так же не может претендовать на роль учебника по истории, как «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, или, скажем, какой-нибудь фильм вроде «Перл-Харбора». При том, что Колчак все-таки остается Колчаком, многие хронологические детали упрощены и опущены. И это простительные недочеты, за счет которых появляется возможность создать образ благородного волевого человека, спокойствие и уверенность которого могут вызвать даже чувства, сродни трепету. «Мы не пытались воссоздать на экране исторический персонаж. Мы делали какой-то свой образ, - рассказал Константин Хабенский журналистам. – Мы отталкивались от тех фактов, исторических и биографических, которые были на самом деле. И еще от тех вещей, которые писали современники Колчака. Это, конечно, субъективные вещи, потому что каждый может написать то, как сегодня себя чувствует, как сегодня видит того или другого человека, то или другое обстоятельство».
Когда смотришь фильм «Адмиралъ», снова вспоминаешь, что самоотверженность в любви, свойственная некрасовским русским женщинам, это не миф. Такая любовь, какой показали ее Хабенский и Боярская, не требует лишних слов и объяснений. И часто в фильме глаза героев говорят больше, чем любые признания и прощания. На такое красноречивое молчание не способен ни один голливудский режиссер.
И можно сколько угодно обвинять создателей фильма в однобокой трактовке (сегодня, в «Адмирале», безусловно, мы на стороне белогвардейцев), в сходстве с «Титаником» (у Кравчука тоже есть корабль в натуральную величину), в исторических недочетах и погрешностях или в художественных изысках (и откуда под Иркутском проруби в форме креста?). И потом, чтобы удостовериться в дееспособности своих обвинений можно пересмотреть фильм. И не раз. И, наверное, все-таки с удовольствием.
И как справедливо заметил Константин Хабенский, «”Адмиралъ” – не просто очередной блокбастер. Он сможет не только поменять отношение людей к собственной истории, но и стать началом новой эпохи в кинематографе».
Светлана ГИЛЬДЮК
|