В кинотеатре «Формула Кино Европа» с 8 по 12 октября прошел фестиваль «Новые образы Америки». Уже в третий раз Амфест представляет в России шедевры и просто знаковые картины независимого американского кино – как современного, так и старого. При том, что весь мир, кажется, оккупирован американским кинематографом, на деле до зрителей в разных странах доходит лишь ряд голливудских блокбастеров, по которым адекватное представление об американском кино составить невозможно. Организаторы Амфеста решили эту ситуацию исправить. И успешно работают над этим, устраивая в рамках фестиваля достаточно громкие премьеры и проводя любопытные ретроспективы.
В этом году на фестивале состоялось три гала-премьеры. Открылся Амфест показом нового фильма Нила ЛаБута «Добро пожаловать в Лэйквью» - триллером про плохих соседей и расизм, с элементами сюрреализма и при участии актера Сэмюэля Л. Джексона.
Еще одна премьера фестиваля – «Красный пояс» Дэвида Мамета. Этот знаменитый голливудский сценарист, в частности написавший сценарии к «Плутовству» Левинсона и «Ронину» Франкенхаймера, снял картину про мастера джиу-джитсу, которому приходится применять свое умение в схватках с уличными бандитами.
Пожалуй, самый большой сюрприз гостям фестиваля готовил фильм закрытия: почти за три недели до официального релиза зрителям показали «Подмену» Клинта Иствуда с Анджелиной Джоли и Джоном Малковичем. Сюжет фильма, даром что основан на реальных событиях, носит характер кафкианского абсурда: у женщины похищают сына, доблестная полиция Лос-Анджелеса находит и возвращает ребенка – правда, не того. Когда мать отказывается признать в найденном мальчике своего сына, полицейские сначала ее порицают, а потом просто запирают в сумасшедший дом. Впрочем, Клинт Иствуд рассказывает эту впечатляющую историю в своей обычной манере: морализирует и нещадно критикует органы правопорядка. Градус критики снижает лишь тот факт, что в фильме описаны события примерно вековой давности.
«ИндиВид»
Собственно независимое кино, которому посвящен Амфест, традиционно представлено в программе «ИндиВид». В этом году подавляющее большинство фильмов здесь принадлежало к новому направлению авторского кино Америки: так называемому mumblecore («бормотание», «бубнеж»). Этот жанр предполагает низкий бюджет, минимум действия и много трепа разной степени бестолковости. Предполагается, что в подобных картинах находит отражение образ жизни некоторой прослойки американской молодежи – примерно той, к которой принадлежат режиссеры.
На Амфесте показали по два фильма классиков mumblecore Эндрю Бужальски («Смешно, ха ха» и «Взаимопонимание») и Джо Сванберга («Ржунимагу» и «Ханна берет высоту»), а также «В поисках полночного поцелуя» Алекса Холдриджа и картину про кидалта «Маменькин мужчина» Азазеля Джекобса. Одним из испытаний Амфеста стала лента «Эмпайр II» - ответ режиссера Эмоса По Энди Уорхолу с его «Эмпайр». По в течение года снимал легендарную высотку из окна своей квартиры, а затем укомплектовал получившийся материал в трехчасовой фильм.
Фестивальная программа «Классика Голливуда» охватила работы легендарных голливудских сценаристов с еврейско-русскими корнями. Это Бен Хект («Его девушка Пятница»), Робин Рискин («Это случилось однажды ночью») и Абрахам Полонски («Сила зла»). Представлял фильмы куратор программы, американский кинокритик Дэвид Кипен – автор теории, согласно которой ключевая роль в создании фильма принадлежит сценаристу. Вторая часть программы «Классика Голливуда» представляла собой ретроспективу современного сценариста Майкла Толкина. Главным событием здесь стал «Игрок» Роберта Олтмена, помимо этого показали две картины, которые снял сам Толкин: «Новое время» и «Экстаз».
Картина независимого американского кино была бы неполной без документальных фильмов. Последние вошли в программу «Экран.Док», состоявшую из ретроспективы Росса Макэлви и работ независимых документалистов. Макэлви сегодня по праву считается одним из лучших мастеров документального кино в США. Он рассказывает от первого лица увлекательные и трогательные истории, в основном посвященные родному Югу. На Амфесте показали его «Марш Шермана», где режиссер в поисках любви скитается по маршруту генерала Шермана, который тот прошел со своими солдатами в Гражданскую войну. В 1987 году фильм завоевал главный приз фестиваля «Сандэнс». Среди других картин Макэлви на фестивале были «Шарлин», «Неопределенное время» и «Яркие листья».
Работы независимых документалистов, представленные на Амфесте, отнюдь не померкли от соседства с лентами Макэлви. Документальный фильм Амира Бар-Лева «Мой малыш смог бы это нарисовать» посвящен Марле Олмстэд - четырехлетней девочке из пригорода Нью-Йорка, чьи картины приравнивали к шедеврам мировой живописи и покупали за тысячи долларов. Дочь стоматолога и менеджера, она внезапно оказалась в центре мирового внимания и уже не могла иначе наслаждаться размазыванием красок по полотну, чем под объективом кинокамеры. Но вот проблема: перед камерой девочка упорно забывала о своих талантах и норовила изобразить милый дошкольный примитив вроде солнца с лучиками. Сначала ее называли гением, а потом поставили под сомнение авторство ее работ, в результате чего семья Марлы пережила тяжелые времена всеобщего отторжения. Режиссер Бар-Лев не столько восстанавливает справедливость (перед его камерой Марла все так же рисует солнышко и плюет на абстракцию), сколько придает истории о маленькой художнице звонкое и местами драматичное звучание.
Редкой пронзительностью отличается еще один участник программы: «Услышь - здесь и сейчас». Документалистка Ирен Тэйлор Бродски сняла этот фильм о своих родителях, которые всю жизнь были глухими, а на старости лет решили – даже не вернуть, так как его не было – а впервые обрести слух. Они прошли специальную операцию по вживлению имплантата и действительно начали слышать, но тут же столкнулись с новой проблемой: на них обрушился невероятный шум, из которого они еще не умели вычленять отдельные звуки, тем более – их осмысливать. Мама режиссера, которая вместе с Ирен Тейлор приехала представлять фильм в Москву, на экране часто плачет: постоянный гул доводит ее до ручки. Автор и герои картины исподволь не перестают задаваться вопросом: стоило ли прерывать молчание мира и менять его на неразборчивый гвалт? Однозначного ответа, конечно, нет. Но факт остается фактом: мало какому документалисту удавалось заснять такое выражение лица, какое появляется у человека, который впервые услышал.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|