Так уж получилось, что в творчестве актер Александр Песков – человек беспокойный: он или настоящий герой, прошедший жестокую школу мужества, или коварный маньяк, выслеживающий жертву, стремительный и беспощадный, далекий от сантиментов и слабостей. Кто бы мог подумать, что вечерами этот мужчина смотрит на звезды и безнадежно ищет свой идеал женщины.
«Покататься бы» с девочкой…
- Саша, ты не боишься испортить себе имидж, признаваясь в сентиментальности?
- Я не думаю, что чувственность и мечтательность не свойственны представителям сильного пола, другое дело, что кто-то боится в этом признаться – но это скорее от духовной ограниченности. В отрочестве ведь каждый мечтает о романтических путешествиях, о чистой любви, о подвигах, наконец. Почему же с возрастом эти мечты превращаются в чушь бесполезную?
- О чем мечтал ты?
- Конечно, о любви… Не поверите, но первое эротическое ощущение я испытал где-то в год – я не могу сказать, с чем оно было связано, но точно помню, что я сидел в коляске. Меня сейчас вообще удивляет, насколько по-взрослому я относился к эротике в раннем детстве, может быть, я в прошлой жизни был великим ловеласом, и это осталось где-то в глубине подсознания. Помню, мне было года четыре, вся семья собралась у телевизора, смотрели соревнования девушек по фигурному катанию. На льду крутилась очередная спортсменка – коротенькая юбочка, спортивная фигурка… Вдруг я заявляю: «Эх, сейчас бы эту девочку сюда!». Вижу, родители от удивления и неловкости рты раскрыли, и я, чтобы оправдаться продолжаю: «Ну, в смысле, на коньках покататься». Танцующие женщины меня и сейчас очень возбуждают – это верх совершенства: пластика и нежность. Тогда же в четыре года меня постигла первая любовь: я стал торопиться в детский сад, бес конца приглаживал волосы и искал повод прикоснуться к своей избраннице. Чувство было безответным, и я бы, наверно, так и страдал до школы, если бы мы не переехали, и мама не перевела меня в другой детсад. Потом я пошел в школу, и сразу же меня угораздило влюбиться одновременно в двух девочек. Одна была моей одноклассницей, сидела за соседней партой, и мое желание быть поближе выражалось в том, что я каждый урок чуть-чуть пододвигал свой стол в ее сторону. В конце концов, учительница заметила, что проход между нашими партами стал слишком узким, и пересадила меня в другой конец класса. Как-то сразу интерес к однокласснице у меня пропал. Вторым предметом моего обожания была девочка на год старше – мы встречались после уроков…
- Ты носил ее портфель, угощал шоколадками и защищал от хулиганов, а вам вслед летело: «Тили-тили-тесто, жених и невеста»?
- В привычном смысле слова, я за ней не ухаживал, мы играли в одной компании, и мои сочувствующие друзья подстраивали нам ситуации, когда бы я мог ее невзначай приобнять или даже поцеловать. Но, видимо, и эта любовь не была взаимной, потому что дальше детских игр она не пошла. Но я мечтал, мечтал о более близких, красивых отношениях и наслаждался собственными мечтами. Я никогда не был борцом, не завоевывал девушек, не отбивал их у других. Поэтому большинство своих влюбленностей я пережил в мечтах: мысленно погулял с ней, мысленно поцеловал и даже переспал мысленно. В довольно раннем детстве меня преследовала одна греза – девушка: чистая и эфемерная, без каких-то конкретных черт лица. Я почти физически чувствовал тепло, исходящее от нее, нежность и заботу. С возрастом грезы становились более эротичными, колюче-мурашливыми. Эта девушка из мечты – мой идеал, который я ищу всю жизнь, она нежная, красивая, добрая, понимающая, искренняя… Но притягивают меня, почему-то, чаще порочные женщины – сексуальные и дерзкие стервы, я понимаю, что это только зов плоти, что наши отношения долго не протянутся, что наступит час, когда надо будет это чувство вырывать из себя с болью, но я все равно вязну в таких женщинах.
Вязну в пороке
- Вот и ты признаешься, что больше любишь стерв, чем же этот тип женщин так привлекателен?
- Стерва – это акула, щука, это хищница и потребительница, она пользуется твоей заботой, твоим вниманием, с удовольствием принимает подарки и услуги, но сама ничего не отдает. Она подсчитывает все свои ласки и требует от тебя расплату за каждую. На этапе завоевания такой женщины ты испытываешь азарт, ведь ты мужчина, сильный, для тебя нет недоступных вершин, и самая сложная из них, как медаль героя. За это время ты привыкаешь к своей стервозной избраннице, она становится родной и любимой, и чем больше ты потратил на нее усилий и средств, тем она тебе дороже. Когда же стерва, выжав тебя, как лимон, и материально и эмоционально, бросает, заприметив новую жертву, ты вместе с болью и обидой чувствуешь недостаток адреналина. Так что любовь к стервам – это своеобразный вид экстремального спорта, как автогонки или прыжки с парашютом. Я часто попадал на стерв, смешно то, что этих особ я вижу сразу, но каждый раз пытаюсь себя убедить, что это не так, что вот именно эта девушка окажется хорошей, что она только пытается себя вести, как стерва, чтобы понравиться… Но все повторяется снова.
- Чаще ты бросаешь таких женщин или они тебя?
- Я такую статистику не вел. Обычно, мне нужно очень много доказательств, чтобы убедить себя, что пора расстаться, я очень долго пытаюсь оправдать девушку, ищу веские причины, почему она со мной так поступает. Это все равно, что отодвигать смертный приговор, или день возврата долгов – тяни – не тяни, а страшный миг все равно наступит… Поэтому я не жду, когда бросят меня – ухожу сам. Я страшно мучаюсь, виню себя… Оттого, что я кому-то причиняю боль, мне больнее во сто крат. Не могу сказать, что я очень требователен к женщинам: если ты не умеешь готовить – я накормлю тебя, если не хочешь убираться – я сделаю это сам; бОльшую часть своей жизни я прожил один и прекрасно справляюсь со всеми домашними делами. Мне нужна искренность, умение меня выслушать, понять… Я хочу, чтобы моя избранница смотрела на меня искрящимися глазами, а не подсчитывала в своей красивой головке, сколько с меня можно содрать. Я ценю в женщине природную детскость, чтоб она сохранила в себе желание смотреть на небо, на звезды, любоваться природой и как-то транслировать свой восторг от увиденного, чтоб она была способна удивляться…
Романтика природной стихии
- А ты сохранил в себе способность удивлять женщину, совершать ради нее безумные поступки?..
- Что такое безумный поступок? Сейчас не те времена, чтобы, преодолев тысячу верст на коне, поубивав десяток стражников, рискуя жизнью, выкрасть любимую из замка. Для кого-то безумный поступок – подарить женщине дорогую шубу или белый Мерседес. Но если у тебя есть такие громадные деньги – то какое же это безумие, это меркантильность, искушение женщины тем, что ты можешь быть ей полезен… Если ты отказываешься от многих своих эгоистических качеств и полностью растворяешься в женщине, если ты вместо того, чтобы ехать на деловую встречу или даже на съемки, которые кормят тебя, как привязанный сидишь дома на пороге и вслушиваешься в шорохи за дверью – ждешь ее – это безумие… Помню, несколько лет назад в Москве бушевал ураган, летали, кружась в воздухе рекламные щиты, деревья буквально скручивало ветром, а ливень был такой, словно океан перевернулся. Все забились в свои дома и даже свет выключили, остерегаясь молнии. А мы с моей девушкой танцевали под дождем вальс, бесились и шлепали по лужам – такого ощущения счастья, неистовства, самоочищения и безумства я больше никогда не испытывал…
- А ты романтик!
- Наверное… просто мне удалось сохранить в себе детскую бесшабашность и искренность. Я ведь в детстве мечтал летать. У нас в Сызрани, где я родился, было вертолетное училище. Я замечал, что на курсантов в красивой форме с очень большим интересом смотрят девушки. Стать женой офицера в то время считалось престижным, поэтому мой выбор был вполне понятен: нравиться девушкам и рассекать небесные просторы. Вообще я был очень жадным до впечатлений, мне хотелось попробовать все, я учился в школе юных космонавтов, занимался очень многими видами спорта, освоил несколько музыкальных инструментов, ездил с агитбригадой по району…
- Как же так получилось, что ты небо променял на театральные подмостки?
- К нам в город привезли фильм «Три мушкетера», перед показом выступал Игорь Старыгин – пропустить такое я не мог. Послушал я его увлекательный рассказ об актерской жизни, о съемках и «заболел» кино. Видимо где-то это было предначертано, не зря же я так стремился взлететь к звездам. Профессии летчика и актера очень похожи: тот же романтизм, тот же адреналин, то же желание «оторваться от земли», настоящий полет души.
Постель и сцена не одно и тоже
- Только вот полет железной машины всегда спланирован, а каким будет результат творческого полета предсказать нельзя – у тебя есть свой способ завести зал?
- Самоотдача. Чем больше я в начале спектакля пошлю энергии в зал, тем больше получу назад. Так же в отношениях мужчины и женщины: когда мужчина любит, он жаждет ответной любви, и чем большей страстью, нежностью, заботой он одаривает свою избранницу, тем больше шансов у него «заразить» ее своим чувством. Я не верю в альтруистскую любовь, все-таки это чувство эгоистическое и каждый любящий рассчитывает на ответную реакцию, так же как и каждый актер ждет признания публики.
- Прежде чем оказаться в театре Пушкина, ты сменил несколько театральных подмостков, ты как та рыба, которая ищет, где глубже?..
- Я закончил Школу-студию МХАТ в тот год, когда во МХАТе произошел раскол. Вся молодежь ушла с Ефремовым, поэтому меня пригласили к Дорониной сразу на несколько главных ролей – здесь молодежью стал я. Потом я приступил к репетициям у Ефремова… В это время для меня начался период кино, и театральную работу пришлось оставить. Тогда я себя чувствовал пацаном, мог все бросить и уйти в никуда – я был уверен, что у меня еще много-много впереди. Я мог запросто позвонить к популярному режиссеру с просьбой посмотреть меня для его новой постановки…
- К Виктюку ты попал именно так?
- Я случайно попал на спектакль «Служанки» и был потрясен его красочностью и необычностью. Потом сходил на «М. Баттерфляй» и понял, что хочу поработать с этим режиссером. Мы были немного знакомы – Виктюк ставил у Дорониной один спектакль, в котором я был занят, и я решил о себе напомнить режиссеру. Как ни странно, но Роман Григорьевич меня хорошо помнил и практически сразу стал вводить меня в работу – сезон я играл в «Соломее» и в «М. Баттерфляй». А потом мне предложили очень омерзительного персонажа, я репетировал месяц, но так и не смог побороть отвращение к нему, и отказался. Это, видимо, обидело Виктюка, и я остался без работы.
- А не стали ли причиной разрыва ваши личные отношения? Ходят слухи, что с Виктюком работают долго только его любовники…
- Когда я шел к нему, мне было абсолютно до фонаря, какой он сексуальной ориентации, я шел только работать, и условия «спать» мне не ставились. Виктюк достаточно умный человек, чтобы не предлагать близкие отношения тому, кто их заведомо не приемлет. Я не знаю, видел ли он во мне сексуальный объект, но по мне то сразу заметно, что я совсем «из другого пансионата». Люди просто здороваются за руку, и становится ясно, какие отношения они друг к другу допускают.
Роковые совпадения
- Спектакль «М. Баттерфляй» закончился трагедией для двух актрис, суеверный страх тебя посещал?
- Я знаю, что судьба каждому предрешена сверху, поэтому нет смысла бояться: что должно случиться все равно произойдет. Единственное, я бы не стал ложиться в гроб и опускаться в могилу – это неприятно. Есть произведения, которые играть не безопасно. Здесь важно именно играть, а не проживать события, как бы наблюдать за происходящим через толстое стекло, чтобы не разбудить плохую энергию. Я начал репетировать «Пиковую даму». Однажды, уже собираясь домой, я проходил комнату художников и обратил внимание, что на столе лежат три карты «3», «7», «Туз», а рядом табличка с надписью «Не играй с судьбой». В эту ночь я сажусь за руль, немного выпивши, и очень сильно разбиваю машину. Я не знаю, то ли я, репетируя, стал притягивать к себе плохие события, то ли происходящее в жизни как-то отожествлял с ролью…
- Нетрезвый водитель независимо от Пиковой дамы рискует. А на сцену приходилось выходить навеселе?
- Я ставил такой эксперимент, думал, что это поможет открыть второе дыхание, другое мироощущение. Алкоголь действительно меняет восприятие пространства, но видимо я с дозой ошибся, вместе с раскрепощенностью «включились тормоза»: то тело опаздывало, то текст в голове застревал.
Экзамен в институте брака
- Многие актеры говорят, что нельзя на сцене играть любовь, если ты не влюблен в партнершу. У тебя случались «служебные романы»?
- Нужно не актрису любить, а игру, в которую ты с ней играешь – не надо путать процесс переживания и представления. Если я буду переживать все, что происходит с моими персонажами, я в психушку попаду – я просто представляю, что могло бы с ними произойти в заданной ситуации. А «служебные романы» со мной происходили обычно во время съемок – новые женщины, новые знакомства, неизбежны и более близкие отношения. Правда, когда заканчиваются съемки, прерываются и отношения – они изначально предполагаются, как мимолетные.
- Ты не любишь женщин-актрис?
- Нет, я просто не умею их готовить, ха! Мне все равно, относится женщина к миру искусств или нет. Моя первая жена была актрисой – мы поженились по настоянию моих друзей, которым не давало покоя то, что я до тридцати лет сохранил свободу, и прожили два года. Вторая жена была очень далека от моей профессии – и наш брак просуществовал всего пять месяцев. Важно не с кем жить, а как, главное в отношениях взаимопонимание, а не профессия. Мне совершенно без разницы, чем она зарабатывает на жизнь…
- Даже проституцией?
- Этого я не говорил. Есть моральные нормы и законы природы – торговля телом выходит за пределы и того и другого.
- Почему второй брак так быстро развалился, приземленная жена не поняла творческую натуру?
- Все вообще произошло как-то странно. Мы познакомились в метро – я и раньше знакомился в транспорте, иногда ко мне подходили девушки, потому что узнавали, просились на спектакль, высказывались по поводу моих работ. Такие знакомства обычно не перерастают в романы, потому что мне не совсем ясно, видит ли она во мне просто мужчину, или популярного актера, с которого можно что-то получить – многие считают актерскую жизнь шикарной и беззаботной. На этот раз моя знакомая сделала вид, что меня не узнала – завязался очень событийный роман: близкие отношения, знакомство с мамой, переезд невесты ко мне, Марш Мендельсона… я даже ничего сообразить не успел, а меня уже поздравляют с тем, что я скоро стану папой. Я человек доверчивый, добрые слова за чистую монету принимал, каждую прихоть жены с радостью выполнял. А она этим пользовалась и стала жать из меня деньги. Однажды вечером возвращаюсь домой – жены нет, собрала свои вещи, кое-что из моих прихватила и уехала к маме, а мне оставила записку, что подает на развод. Я так и не понял – за что, почему? У меня родилась дочь, которую я так и не видел и которой исправно плачу алименты – жена с тещей не поленились получить справку, что я являюсь отцом и обойти всех моих работодателей, чтобы собрать информацию о моих доходах.
- После такого брака ты долго будешь шарахаться от ЗАГСов.
- Ужаса перед семейными узами я и сейчас не испытываю, я не считаю брак чем-то безвозвратным, что если туда попал, назад хода нет. В нашей стране институт брака извращен, и никто не защищен от обмана.
- Как ты относишься к тому, что женщины частенько прикидываются беременными, чтобы выйти замуж?
- Так поступают только глупые женщины, они думают, что из-за такого пустяка мужчина начнет переделывать свою привычную жизнь, да и ее жизнь заодно. У меня была одна такая особа, сказала, что беременна. Ну, беременна, очень рад за тебя, и что дальше, ты транслируй, что ты от меня хочешь: дом строить, дерево сажать, жениться… Я, что ли, за тебя должен решать? Ты думала, я тебе тут же предложу замужество? А ты со мной это обсудила заранее, или сама позволила себе быть беременной – тогда это твое решение и твоя проблема. Потом, правда оказалось, что она мне лгала…
Хищник о своих жертвах
- Или нашла другого претендента в отцы… Кстати, как ты относишься к прошлым «подвигам» своих подруг, ревнуешь?
- Я понимаю, что женщина никогда не бывает свободной, либо у нее кто-то есть, либо она у кого-то – ревновать к этому глупо. Если на момент нашего знакомства у девушки есть другой, я даю ей время решить, с кем она хочет остаться. Я предпочитаю сразу прекратить такие отношения, чем быть «вторым стулом под ее попой». Вообще, я очень ревнивый! Это сильно осложняет мне жизнь, потому что даже если возникает малейший повод для ревности, я живописую такие картины, которые не приснились бы даже Отелло. Естественно, моя подозрительность тут же отражается на отношениях, которые обрастают претензиями, как снежный ком, который, в конце концов, давит нас обоих.
- Ты способен ударить женщину?
- Не буду лукавить, да, способен. Я понимаю, что это не характеризует меня, как сильного мужчину, но если меня спровоцировать, я могу сорваться.
- Поиск идеальной женщины неминуемо связан с расставаниями. Как ты переживаешь очередную несостоявшуюся надежду?
- Когда в отношениях нет понимания и гармонии, это жутко выматывает, тогда расставание – это освобождение. Первое время я сам не свой, пытаюсь полностью уходить в работу. Где-то через месяц старые отношения перегорают, и я готов к новым. В это время я очень люблю помечтать, что вот-вот, скоро познакомлюсь с новой девушкой, что она будет лучше прежних – этот период самый лучший для творчества, потому что я свободен от собственных эмоций и питаюсь эмоциями моих героев. Но очень скоро наступает пустота: прошлое ушло, будущее еще не маячит на горизонте, и я пускаюсь на поиски очередной любви. Сейчас я прибываю именно в этом состоянии: хищник вышел на охоту – это шутка!
- Мужчины любят делить женщин на красивых и умных. Кто больше нравится тебе?
- Это все равно, что делить женщин на блондинок и брюнеток, на стройных и полненьких – чушь! Меня обескураживает, когда взрослый мужчина, занимающий определенное положение в обществе заявляет: «Я люблю только длинноногих блондинок с бюстом номер пять». Кого он себе выбирает: спутницу жизни или резиновую куклу для секса и демонстрации друзьям? Я не верю, что красивая женщина может быть глупой, если Бог дал ей прекрасную внешность, то наверняка наделил и умом. У нее может быть недостаток образования, но природный ум уж точно есть. Я встречал хороших и плохих женщин, но все они были умными.
- В жанре эстрадной пародии работает твой тезка Александр Песков. Казусные истории из-за этого происходили?
- Когда Александр появился на эстраде, я работал в театре Дорониной. Я стал замечать, что вахтер как-то странно на меня смотрит, а потом и вовсе стал меня поздравлять с «таким блестящим успехом». Я подумал, может, дедушка мою премьеру увидел. Озарение пришло, когда вечером по телевизору я увидел выступление своего тезки. Как же я тогда смеялся! А чуть позже мне приходит письмо от родственников с Дальнего Востока. У них в городе развесили афиши: Выступает Александр Песков». Родственники, зная, что я артист, купили билеты и пошли на концерт. Ну а так как места им достались на галерке, они весь концерт тщетно пытались «меня» разглядеть и очень удивлялись, что это я вдруг поменял театр на эстраду. После спектакля они послали «мне» букет цветов с записочкой. Вот, наверное, Александр Песков удивился, что у него на Дальнем Востоке появилась родня. Так что при случае надо познакомиться с «родственничком».
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|