Следователь Бан (Чин Вань Лау) залезает в чемодан и просит молодого коллегу столкнуть его с лестницы. После третьего пролета Бан понимает, кто убийца. Прозрение обеспечено глубоким вживанием в личность жертвы. Авангардные методы расследования Бана уже не удивляют его соратников, когда следователь выкидывает новый фокус. Провожая на пенсию начальника, полицейский отдел дарит тому собачку, а Бан от себя лично дарит собственное ухо, предварительно отрезав его на глазах у изумленной публики. В результате он отправляется на пенсию вместе с шефом, а в фильме гонконгского режиссера Джонни То начинают напряженный спор безумие и гениальность. Идеальной формой для конфликта становится ироничный детектив, уклоняющийся то в мистику, то в психологию.
Джонни То снял «Безумного следователя» в соавторстве с Ваем Ка-Фаем (они регулярно работают вместе с 1996 года). Фильм получил две престижные премии Asian Film Award и Hong Kong Film Awads, а в 2007 году принял участие в конкурсе Венецианского фестиваля. Создатели мастерски уместили в рамках одной картины два взгляда: на вещи и в глубь вещей. Сюжет строится на поисках убийцы пропавшего полицейского Вонга, который однажды вместе с напарником ввязался в погоню за ночным вором, но с задания не вернулся. Расследующий это дело молодой инспектор Хо (Энди Онь) обращается за помощью к Бану, а тот выдает неожиданный вердикт: выживший напарник Вонга совмещает в себе семь личностей, какая-то из которых и укокошила полицейского. Вместе с безумным следователем, зритель видит на месте подозреваемого то одного человека, то семерых: они синхронно насвистывают, выхватывают друг у друга пистолет и коротко комментируют происходящее: «Он нас видит!» - «Чушь».
Фильм подразумевает двойственность взгляда не только на преступника, но и на самого Бана. Мудрый детектив то и дело превращается в безумного Дон Кихота, который только вредит расследованию своими выходками. Хуже всех приходится его напарнику Хо, который мечется между двумя мирами и в результате теряет не только самообладание, но и надежду на повышение.
«Безумный следователь» на первый взгляд не предлагает зрителю никакой опоры в зыбком мире двойников и размножившихся субличностей. Образы героев и сюжетные построения могут сколько угодно варьироваться, так как точки отсчета не существует. Красивейшая финальная перестрелка в зеркальном подвале окончательно раскалывает героев на множество отражений, каждое из которых берет врага на прицел. В такой же смертельной схватке у Джонни То пребывают между собой различные точки зрения, альтернативные образы реальности. Объединяет их лишь нескрываемая режиссерская усмешка, очевидная в каждом кадре. Ироничная оценка происходящего - единственная объективность в «Безумном следователе». Через смех разрешается спор между обманчивой видимостью и не менее обманчивой сутью. И уже не страшно поверить, что безумец на самом деле проницателен, а вместо одиноких прохожих по улицам, посвистывая, бродят толпы их скрытых личностей.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|