В идеале, в хорошем артхаусе существует только художник и его аудитория, минимум промоушена, коммерции и штампов. Самобытность против повсеместного гламура, этакий анти-Голливуд. Хорошее авторское кино – явление редкое. Так что, в случае с Вторым фестивалем современного кино "Завтра", проходившим в Москве с 17 по 20 октября, был большой риск «непопадания». Кажется, организаторы старались угодить и широкой публике, и фестивальной одновременно. Конечно, сесть на два стула им не удалось, отсюда – подчас противоположные мнения о фильмах, неожиданные решения жюри. Многие были уверены, что приз получит лента «Мой Виннипег» Гая Меддина, потому что он идеально вписывается в формат артхаусного кино, к тому же, эта ностальгическая монохромная картина про город детства очень неглупо снята, завораживает необычной контрастностью и сложными взаимоотношениями автора и города его детства. Но «Виннипег», увы, не отметили. Большую часть призов получило европейское кино о переживаниях пенсионного ворзаста, незадачливая, но крепко сшитая норвежская картина. «О’Хортен» (Реж. Бент Хамер) оказался по вкусу практически всем. Хамер получил приз жюри блоггеров, приз основного жюри за сюжет, а также большую зрительскую любовь (судя по отзывам и по количеству аплодисментов). Режиссер продемонстрировал, что могут быть не менее болезненные темы, чем любовные треугольники или семейные драмы. Он рассказал не без юмора о том, что бывает, когда становишься пенсионером. Старушке-Европе такие темы по нраву, в России они воспринимаются острее, ведь у нас, как известно, пенсия - это вроде как прощание с жизнью. Хамер показал, что существует жизнь после пенсии, и послал к черту старость, вобщем, зритель остался доволен неназойливым хеппи-эндом.
Приз за актерскую игру получили ребята из остросоциальной ленты «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики. Единственная российская картина из конкурсной программы повествует о буднях тинейджеров. Это история про дружбу, первую сигарету, водку в школьном туалете и про дискотеки до блевотины. «Законы джунглей» как они есть. Картина еще до выхода на экраны намозолила всем глаза. К примеру, на открытии феста расхаживали девицы в футболках с надписью : «Все умрут, а я останусь. Мама, иди на йух». Думаю, актерам Германики не пришлось особенно вживаться в роль, они играют самих себя - вот таких «кондовых» и трогательных одновременно. Я бы воспринимала этот приз скорее как аванс в счет молодости и будущих заслуг, не иначе.
«Изображение» получила македонская картина Теоны Митевской «Я из Титова Велеса». Режиссер говорит, что сняла фильм о гибели македонской нации, но все эти концепции кажутся лишним «довеском» к картине про внутренний ад одной неглупой девочки. И слава Богу, что героиня почти не говорит, и ничего не особенно декларирует. То есть, в этом случае действительно «лучше молчать, чем говорить», потому что «картинка» здесь оказалась важнее и изящнее, чем сюжет. Эти македонские режиссеры - художники по образованию, так что не удивительна их страсть к красивой статике.
Не стало сюрпризом, кто получит приз за звуковой ряд. Рисованный мультфильм «Идиоты и Ангелы» Билла Плимптона – это сплошной саундтрек. Фильм рассказывает про вышибалу с жуткой рожей, у которого вдруг вырастают крылья. Режиссер начинил картину музыкой Тома Уэйтса, Моби, и немного - православными песнопениями. Что же касается Гран-при и $50 тыс., то «Джонни Бешеный пес» Жан-Стефана Совера выигрывает своей тематикой и экзотичностью, но так же, как и большинство фильмов, является крепким «середнячком». На вручении награды режиссер завел долгую речь про либерийских парней, сыгравших в фильме, а Абель Феррара, вручавший приз, комментировал: «Ты говори, говори! Не стесняйся! Здесь длинные зимы, все равно делать нечего!» Вообще, безбашенный Феррара превратил церемонию закрытия в спектакль, пытаясь отобрать призовые деньги у растерянного Совера. Тот скромно улыбался, но Остапа (то есть Феррару) несло. Когда появился президент феста Иван Дыховичный, Феррара воскликнул: «Это я здесь президент! Как? И ты тоже? В этой стране слишком много президентов…».
Помимо внеконкурсных программ с хорошей подборкой мультфильмов Хаяо Миядзаки, фильмов на основе русской классики и ретроспективой одного из первых российских аниматров, Владислава Старевича, фестиваль еще и порадовал встречами с Мишелем Уэльбеком и Лео Караксом, а также с режиссером фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» Эндрю Домиником. Настоящим же событием «2morrow» стал, собственно, фильм закрытия «Токио» - трилогия Мишеля Гондри, Леоса Каракса и Чун Хобона. Фильм про город, как бы «сочинение на заданную тему», по структуре похож на «Париж, я люблю тебя», но здесь всего три новеллы. Его стоит посмотреть хотя бы ради второй истории, которая называется «Дерьмо». Это аллегория про все «дерьмо» человечества, скопившемся в одном маленьком уродце, Твари из коллектора.
У организаторов «2morrow» большие амбиции: заинтересовать широкую общественность альтернативным кино, сделать этакую «прививку» артхаусом - дело почти невыполнимое. При таких задачах сложно самому не ассимилировать в ширпотреб. Жюри в лице фотографа Антона Корбайна, Владимира Сорокина, чешской актрисы Анны Гейслеровой, режиссера Бориса Хлебникова и, конечно, Абеля Феррары, оказалось политкорректным, выбрав то, что скорее всего понравится большинству. При этом, как-то неожиданно для всех «за бортом» остались очень талантливо снятые картины.
Так или иначе, «Завтра» прежде всего - попытка, и в случае нынешнего феста, эта попытка, в целом, удалась. Сегодня профиль нового феста еще только начинает проявляться. Посмотрим, что будет «Завтра»….
На открытии смотра Иван Дыховичный отметил, что тревожная и нестабильная жизнь (подразумевая финансовый кризас) стимулирует художника на творчество. Если это так, то на следующем «2morrow», нас, наверное, завалят шедеврами.
Ольга ВОРОБЬЕВА
|