Мог ли в далеком 1985 году Дольф Лундгрен, сыгравший тогда русского боксера-убийцу Ивана Драго, представить, что более чем через 20 лет он приедет в Россию, чтобы снять «правдивый» фильм о русских? Смешно и сентиментально. Но во вторник, 14 октября, Дольф Лундгрен на неожиданной пресс-конференции в Екатеринбурге тем не менее заявил, что собирается снять фильм в России и о России, чтобы разрушить западные стереотипы о русских людях.
«Мы были в подразделении спецназначения, где командир получил награду. Он опустил ее в полный стакан с водкой, все выпил, поцеловал медаль и положил обратно в коробочку. Мне бы хотелось снять этот эпизод. Он проявил себя, как настоящий мужчина. Любой другой, выпив стакан водки, упал бы замертво», - отметил Лундгрен. Заявление актера выглядело совершенным откровением, в котором не было ни толики иронии, только изумление. Это далеко не частная ситуация. Сегодня мировой кинематограф меняет свое отношение к русским, и сложившиеся клише уже не работают.
История того, как Голливуд изображал русских, столь забавна, сколь и трогательна. Панический страх того, что в 50-е и в 60-е ядерный кулак Советов ударит по США был велик настолько, что антикоммунистическая пропаганда решила задействовать самое массовое искусство. В тот период снималось немало пропагандистских лент как художественных, так и документальных. Но в целом отношение Голливуда к России можно условно поделить на три периода.
1. Гордость и предубеждения
Этот период связан со стереотипами о русских, которыми жили американцы, лишь гадая, что происходит по ту сторону Железного занавеса. Но Холодная война прошла, а отголоски русофобии остались. В результате мировые фильмотеки хранят ленты «Вторжение в США», «Красный рассвет», «Красный скорпион», «Рокки 4». Кстати, роли вероломных русских в двух последних фильмах сыграл уже упомянутый швед Лундгрен, который у миллионов ассоциируется с боксером Драго.
Дольф Лундгрен – Иван Драго – «Рокки 4» - 1985
Действительно, роль русского кулачных дел мастера Лундгрену удалась. Непроницаемый нордический взгляд, косая сажень в плечах и двухметровый рост без пары сантиметров – все это смотрелось крайне угрожающе на фоне флага с серпом и молотом. Лаконичное драговское «йа тебья убью» надломило даже боевой дух Рокки, но в финале милосердие по-американски восторжествовало. Подобное метафорическое представление России позволило «Рокки 4» собрать самую рекордную сумму из всех классических пяти серий. Драго обеспечил создателям $127,8 млн.
Арнольд Шварцнеггер – Капитан Иван Данко – «Красная Жара» - 1988
К концу 80-х в связи с выбранной Горбачевым политикой между США и Советским Союзом наблюдается потепление отношений. Это сказалось и на Голливуде. В 1988 году Уолтер Хилл («Дикий Билл», «Герой-одиночка») снимает пышное зрелище «Красная жара». Арнольд Шварцнеггер в роли советского милиционера Ивана Данко в шинели и прочем обмундировании (которое представляет собой смесь образцов форм шести стран) бегает по русским подворотням, снятым в Венгрии, и с диким акцентом предъявляет направо и налево милицейский жетон с серпом и молотом. Джеймсу Белуши остается только раскрывать рот от такой экзотики. В целом мотив фильма «там за стеной тоже живут отличные парни» остался понятен. Помимо прочего, «Красная жара» стала первым фильмом, съемки которого позволили провести не только на территории Союза, а на самой Красной площади.
Спустя четыре года после роли Ивана Драго, Лундгрен сыграл лейтенанта Николая Раченко, который в меру своих интеллектуальных способностей проходит непростой путь от служения родине до ее отторжения, как ранее это сделал Брандо в «Апокалипсисе сегодня». Сам образ дикой России здесь отходит на второй план. Создателей, в том числе и американского лоббиста русского происхождения Джека Абрамова, на чьи деньги был снят фильм, интересовало то, что рядовой русский солдат все-таки способен отличить гуманизм от советской политпропаганды.
2. Все мы люди
В 90-х происходит окончательный перелом отношений Голливуда к России. Параллельно с волной эмиграции в США русские для американцев стали обыкновенными людьми с теми же проблемами долга и чувства. Русские научились любить и понимать, но загадочная русская душа все еще где-то за пределами понимания.
Шон Коннери – капитан Марко Рэмиус – «Охота за "Красным Октябрем"» - 1990
В этом фильме Шон Коннери играет многогранную роль советского офицера Марко Рэмиуса. Суть фильма в том, что капитаном «Красного октября» овладевают сложные чувства, разрывающие его напополам между родиной и свободолюбивой натурой. Надо отметить, что до Коннери, пожалуй, никто так богато в контексте эмоциональной палитры не изображал русского, несмотря на то, что фильм был экранизацией одноименного антисоветского романа Тома Клэнси 1984 года.
Джуд Лоу – снайпер Василий Зайцев – «Враг у ворот» - 2001
Подобные фильмы «Красному октябрю» появлялись и позже. К примеру, в 2001 году выходит военная драма «Враг у ворот», рассказывающая об одном эпизоде Сталинградской битвы. Джуд Лоу играет в фильме опытного снайпера, который прославился не столько благодаря меткому глазу, сколько за военную интуицию, спасающую его жизнь ежедневно.
Харрисон Форд – капитан Алексей Востриков – «К-19: Оставляющая вдов» - 2002
Годом позже выходит еще один военный фильм про подводную лодку «АПЛ К-19». В фильме продолжается линия героизма русских людей, который уже совершенно не связан с выполнением приказов родины. Помимо того, что картина относительно правдоподобно описывает реальные события начала 60-х, она также весьма удачно демонстрирует мужество и героизм команды «К-19» во главе с Харрисоном Фордом.
3. А на гражданке…
В конце 90-х намечается еще одна тенденция. Она связана прежде всего с тем, что русские, как понял Голливуд, могут прекрасно существовать и в мирное время. В этом случае первое место заняла та самая непостижимая русская натура, проявляющая себя с диким юмором отнюдь не на военных фронтах.
Питер Стормар – Лев Андропов – «Армагеддон» - 1998
Легендарный для США фильм прославился и у нас. Но не гипертрофированным гражданством Брюса Уиллиса, сыгравшего практически святого представителя американского общества, а благодаря прекрасному камео Питера Стормара. В фильме актер сыграл русского космонавта Льва Андропова, который в ушанке и телогрейке починил космический корабль американцев парой ударов монтировкой. И добавил напоследок: «Если будут проблемы, зовите Льва». Тем не менее некоторые русские объединения подали в суд за оскорбление нации, но иски удовлетворены не были.
Раде Сербеджия – Борис Бритва – «Большой Куш» - 2000
В этом фильме Гай Ричи прошелся не только по русскому достоянию. В безумных сюжетных перипетиях Ричи до гомерического гогота изобразил евреев и цыган. Но главным экзотическим достоянием стал русский мафиози Борис Бритва. Со здоровенным пистолетом Desert Eagle он казался исконным русским богатырем Ильей Муромцем без лошади. Однако в финале он, нашпигованный пулями, все же погибает, но очень по-русски и неохотно.
В этом году Коэны не обошлось без русских. Героиня Фрэнсис МакДорманд решила одна пойти на политический сговор с русским посольством, предложив им мемуары бывшего сотрудника ЦРУ. Обтянутые черными пиджаками русские в изображении Коэнов далеко не изверги с пыточными камерами. Скорее – загадочные молчуны себе на уме, которые в итоге посылают чокнутую МакДорманд куда подальше.
Наконец, после Перестройки и ускоренного накопления капитала со всеми вытекающими русский человек позволил себе выйти в свет. Одетый haute couture он принимает участие в международном бизнесе, обращаясь с ним жестко, но умело. Прибавив к этому предыдущие тенденции, Голливуд понял, что клише прошлого к русским уже не подходят.
Это угадывается в недавнем фильме Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт». В нем актер Вигго Мортенсен сыграл русского вора в законе Николая, который разрулил все проблемы по совести. Вообще же Кроненберг ставил целью снять фильм о том, как живут русские в Лондоне. Но в итоге получилась история о криминальном авторитете, вездесущности ФСБ и житейской мудрости, вместо морали. Что, в принципе, довольно метко и едко характеризует нашу страну.
В результате за Николая Вигго Мортенсен удостоился премии американского журнала Russia! за лучшее изображение русского персонажа в голливудских фильмах. Раскаявшийся бандит Николай – получился «трогательным и достоверным», пишет журнал. Среди других претендентов на премию были Николь Кидман за ее роль Нади в фильме «Именинница», Джон Малкович в «Шулерах» и Кейт Бланшетт в картине «Человек, который плакал».
Возвращаясь к началу, остается добавить, что интерес Голливуда к России растет год от года. Можно даже говорить о некой программе по обмену. Предоставив Фабрике звезд Бекмамбетова, который после «Особо опасен!» принялся за экранизацию «Моби Дика», Америка послала нам Лундграна, а следом и Марка Дакаскоса. Еще один киногерой 80-х займется тем же – постарается снять правдивый фильм о России.