Зритель должен быть готов к худшему - новый фильм о Бонде ему, скорее всего, не понравится. "Квант милосердия", продолжение "Казино Рояль", начисто лишен всех плюсов первого фильма: ясности сюжета, красивых видов, Евы Грин и даже обаяния Дэниела Крейга.
Сюжет такой - продолжая преследовать организацию, погубившую его возлюбленную Веспер и чуть не пристрелившую его начальницу М., Бонд выходит на француза-психопата по фамилии Грин (Матье Амальрик), который под видом защиты окружающей среды пытается устроить переворот в Боливии и монополизировать всю боливийскую воду.
Вместе с ним за возможным главой Боливии с кровной местью гоняется грозная юная боливийка со странным акцентом и обожженной спиной - та самая Ольга Куриленко, которую прокляли украинские коммунисты и которая умудрилась стать первой девушкой Бонда, с которой он не переспал. Можно считать, что ей повезло - девушки, которых 007, бегая между Австрией и Африкой, успевает затащить к себе в постель, очень быстро, как это раньше говорили, "перестают числиться в рядах живых".
Поэтому суперагент больше не позволяет себе чувств, превращаясь в killing machine без всякой склонности к помилованию. Сценарий путаный, монтаж сумасшедший (хотя кто сегодня после "Миссия невыполнима" может бояться монтажа), но есть одна неплохая погоня, гонки на катерах, совершенно шикарная сцена, когда Бонд отстреливается от врагов под финал "Тоски" Пуччини, идущей в австрийском городе Брегенц на огромной сцене под открытым небом в современной постановке Филипа Химельмана, где тоже все отстреливаются, и один намек на секс, когда Бонд целует голую спину Геммы Артертон и от которого любой человек с более-менее развитым воображением обязан просто на сцену полезть от восторга. И все же, это "не тот" Бонд. Прошлый был "тот", а здесь что-то не сработало.
Проблему Бонда очень хочется развернуть культорологически - как буквально за пять минут до бума на супергеройское кино в "Возвращении Супермена" все два с половиной часа решали вопрос, нужен ли миру Супермен, так сейчас хочется приходится решать вопрос, нужен ли миру Бонд. И если да - то какой Бонд ему нужен?
Суперагент работы Флемминга и Коннери, ставший героем холодной войны, весь состоял из маленьких слабостей своего создателя - несмотря на преданность британской короне, главным его занятием было хорошо выпить и правильно развлечься. Девушки, опять же, дальние страны. У Бонда-Крейга нет никаких слабостей. Нам как бы пытаются показать, что он мстит за мертвую возлюбленную, а он, не шелохнув бровью, уничтожает всех кругом, оставляя после себя мертвую пустыню.
Тут остается только выстроить красивую, даже слишком красивую метафору, что эта пустыня - отражение выжженной бондовской души, но ведь это не просто безысходно, но не оставляет никаких возможностей для развития.
Притом, что для Бонда, вроде бы, самое время. Холодная война на носу, кризис, международных проблем больше, чем когда-либо, и мировые лидеры, кажется, снова занесли палец над красной кнопкой. Только вот кто поверит, что от всего этого нас может спасти британская разведка. Да и сам Бонд не особо верит в это - как всегда, выскользнув из-под контроля мамочки М. ("Он обидел кого-то очень мне дорогого" - "Твою маму" - "Нет, но она так считает"), он мочит врагов на опережение не чтобы спасти мир, а просто потому что очень надо кого-нибудь замочить.
Режиссер Форстер говорит, что добра и зла нет ни в мире, ни в самом Бонде, и об этом фильм. Но и раньше ни одного героя бондианы нельзя назвать воплощением абсолютного добра. В "Кванте" агент 007 лишен гораздо более важного - абсолютного обаяния. Он не разговаривает, не шутит, почти не улябается, не западает на красоток и только высококачественно всех мочит. А чего еще ждать от героя, сердце которого умерло вместе с его возлюбленной? Что с ним может случиться? Уже ничего. Запущенную с самого начала "бондиана", кажется, уже требует новой перезагрузки.
Лиза БИРГЕР
|