Действие фильма разворачивается в подземном городе Эмбер, созданном как убежище для человечества, чтобы переждать и пережить тяжелые времена. Это город искусственных огней, а бог и идол обитателей – огромный генератор, снабжающий подземелье энергией и поддерживающий его существование.Но силы и возможности генератора не безграничны: он рассчитан только на 200 лет, по истечении которых Эмберу грозит на веки погрузиться во тьму.
Создатели города, безусловно, предусмотрели и способ эвакуации людей из-под земли по прошествии отпущенного времени. Подробная карта города и инструкция, описывающая, как его покинуть, заперты в железной шкатулке, которая автоматически должна открыться через 200 лет с момента основания Эмбера. Бесценная шкатулка доверена на хранение мэрам города, которые с течением времени сменяют друг друга на посту, не забывая передать преемнику заветный ящичек.
Но однажды цепочка обрывается, шкатулка убирается в дальний угол, и тайна Эмбера и выхода из него может никогда не дойти до адресатов. Минуют отведенные генератору два столетия, и он все чаще начинает барахлить и отключаться, пугая жителей, которые с каждым днем все больше опасаются, что город погрузится во тьму.
Ситуация усугубляется еще и тем, что нынешний мэр Эмбера (Билл Мюррей), в отличие от предшественников, не считает своим предназначением вести город к процветанию, миру, довольству. Его больше заботит собственное выживание, чем будущее вверенных его попечению граждан. Только пытливые умы и отважные сердца, которым не безразлична судьба эмберчан, в силах разгадать тайну и спасти город от вечной тьмы. Такими бесстрашными охотниками за истиной оказываются Лина Мэйфлит (Сорша Ронан), потомок одного из бывших мэров, и Дун Харроу, сын изобретателя, мечтающий работать с генератором.
В День предназначения, когда вчерашних школьников методом лотереи распределяют на работу, и Лина, и Дун огорчены доставшимися профессиями. Но Дун, вытянувший ремесло вестника, предлагает Лине поменяться – ведь ей досталась работа в Системе трубопроводов: это, конечно, не генератор, но близко к нему. А после того как волею случая Лина находит дома шкатулку, в которой поначалу не в силах разобраться, для юных героев начинаются настоящие приключения. Общими усилиями Лина и Дун пытаются разгадать секрет Эмбера и предназначение шкатулки.
В этом нелегком, но захватывающем занятии им помогает Лорис Харроу (Тим Роббинс), отец Дуна, который хранит тайну, связанную с тем временем, когда он еще мечтал о другой жизни. Не расставшись с этими мечтами окончательно, он побуждает сына задумываться о таких вещах, о которых другие жители города думать не хотят.
Джин Дюпро, автор книги «Город Эмбер», по мотивам которого снят фильм, говорит, что идея написать роман возникла у нее на основании того, что она наблюдала в реальной жизни. «Я росла в 50-е годы, и очень хорошо помню, как все боялись ядерной войны. Люди постоянно говорили об этом, строили бомбоубежища. Это на меня произвело большое впечатление. А потом стало любопытно: а что случится, если все общество вынуждено будет где-нибудь спрятаться, укрыться?» Так родился Эмбер: город, построенный, чтобы защитить человечество от неминуемой угрозы.
Показанный фэнтази-город сочетает в себе как черты антиутопического мира, в котором нет даже права самостоятельного выбора профессии, так и вполне реального – с его коррумпированностью и нечистоплотностью властьпредержащих. Билл Мюррей, который большинству известен своими комедийно-романтическими ролями («День сурка», «Охотники за привидениями»), а также драматическими образами немолодых мужчин, переживающих кризис и ощущающих душевную смуту («Трудности перевода», «Сломанные цветы»), в «Городе Эмбер» демонстрирует совершенно иной образ – не чистого на руку главу города. Но вместе с тем он не одномерный законченный негодяй, Мюррей привнес в характер мэра и человеческие качества. Получился харизматичный политик, который, правда, творит ужасные вещи. А сам фильм – прекрасный образчик семейного кино: сочетание удивительного актерского ансамбля, креативного дизайна и захватывающего сюжета привлечет зрителей всех возрастов.
Юлия СОХА
|