С 13 ноября в прокат выходит новый фильм Юрия Грымова «Чужие». «Ты сыта и не опасна», гласит его слоган. Наверное, режиссер просто постеснялся написать то, что думал. «Америка маст дай» - вот это было бы правильно. Российский (а пожалуй, что и советский) кинематограф еще не знал таких антиамериканских картин.
Действие «Чужих» (в англоязычном варианте Strangers) происходит в некой абстрактной восточной стране, где идет некий военный конфликт. Как объясняют друг другу сами герои, «тут три силы намешано: наши, американцы и арабы». Страна – явно не бывшая республика СССР. Что там делают наши – не до конца понятно, нам лишь показывают, как они выполняют функции дорожной полиции и разминируют минные поля.
Американцы представлены группой врачей, которые пытаются пробраться к аборигенам, дабы вакцинировать их детей. На российском блок-посте их «Лэндкрузеры» останавливают с двумя аргументами: «там мясорубка» и «знаем мы, с кем вы туда договариваться едете». Моментально остервенев, главный американец произносит краткий спич в духе «вы, тоталитарные русские, у себя в Сибири заботитесь только о своих собственных детях», разворачивает джипы и гонит их к месту назначения через пустыню, прямо через минное поле. Они доберутся до арабской деревни и сделают то, за чем приехали. Но за полтора часа экранного времени лица пяти благородных врачей на глазах превратятся в «свиные рылы», как у Гоголя.
Эти пятеро – символы, архетипы нынешней Америки. Главный американец сыплет штампами – но это не свидетельство слабости сценаристов. Это такой прием, как при шарже. В сюжете и диалогах Грымов нашел место для всех визуальных и вербальных раздражителей, любого из которых обычно бывает достаточно, чтобы спровоцировать интернет-перепалку. И взял на роль главной жертвы очень органичного, очень русского, душераздирающего Виктора Бычкова. Хотя его образ и утрирован не меньше, чем все остальные.
Как бы то ни было, тошнотворная, противоестественная подлость нарастает на экране, как снежный ком, ты понимаешь, что тебя умело подвели к такому ощущению, но ничего не можешь с собой поделать.
Повторюсь, таких антиамериканских фильмов у нас не было даже в холодную войну. И в первую очередь потому, что у Грымова все густо замешано на основе основ – на сексе. Зритель даже не умом, а подкоркой понимает, что герои «Чужих» ведут себя неправильно как биологический вид. Нельзя бесконечно врать и себе и другим, нельзя не признавать законов природы.
В Голливуде, как известно, тема фантастических «чужих» любого рода, а также борьбы с ними очень популярна. Грымов перевел тематику на реальный уровень. Он не пытается отмазаться от обвинений в ксенофобии, он показывает чужих – ксеноморфов, и причины ксенофобии становятся ясны без слов.
«Чужие» - преднамеренно или случайно – появились в прокате в самый подходящий для своего идеологического посыла момент. Словно на поле боя в одной конкретной кавказской республике вовремя подтянули тяжелое вооружение. А еще любопытно, что один из самых известных рекламных режиссеров будто танком проехался по той глянцевой почве, которая его кормила. И он точно достиг цели – от первой же тридцатидвухзубой улыбки на плакате, которую я увидел, выйдя из кинозала, меня замутило.