В конце октября дочь Брюса Ли на пресс-конференции в Гонконге рассказала, что дом, который ранее принадлежал ее отцу, будет переоборудован в музей, посвященный жизни и творчеству Ли. Аналогичный музей будет открыт в США, в штате Вашингтон. Вместе с известным памятником в Гонконге и австралийской могилой, куда ежегодно стекаются десятки поклонников, имя Брюса Ли будет увековечено на 3 континентах.
Таким образом, Ли – чуть ли не единственный актер «невысокого» жанра, в честь которого открывают музеи и мемориалы. 35 фильмов Брюса Ли ощутимо изменили кинематограф, широко раздвинув границы жанра восточных единоборств, или, как его еще называют, Martial Arts Film. С именем Брюса Ли связана целая эпоха в кино 70-х и 80-х, которая стала водоразделом между вестерном и современным экшеном.
Китайские сенсеи
Появлению рукопашных сцен в кино мир обязан так называемому Азиатско-Тихоокеанскому региону. Но благодаря роли Китая в развитии этого жанра наиболее популярным единоборством стало ушу, оно же кун-фу, и его многочисленные разновидности. Одной из первых актрис, работавших в жанре восточных единоборств, была китаянка Чин Ци-анг. Свою первую роль она сыграла в возрасте 16 лет в фильме в 1925 года Dream of South China («Мечты о северном Китае»). Становление жанра файтинга в кино длилось вплоть до 60-х, когда фильмы подобного жанра заняли уже уверенную нишу среди остальных лент, что позволило первым не раз удостаиваться кассовых успехов и премий на «азиатском "Оскаре"» Golden Horse Film Awards.
Лучший из лучших
К 60-м годам 20-летний Брюс Ли успел сняться почти в двух десятках фильмах. В кино он попал не по собственному желанию: в раннем детстве он играл вместе со своим отцом, который был комиком кантонской китайской оперы. В тех фильмах Брюс был чаще всего появлялся в роли задиристого уличного поберушки.
Ребенок не обладал атлетичный телом, однако популярность кун-фу в те годы только подогревало желание школьника научиться боевому искусству. И вот, выиграв как-то конкурс по танцу ча-ча-ча, юный Брюс пришел к своему первому учителю, сказав примерно следующее: «Научите меня кун-фу, а я вас научу танцевать ча-ча-ча». Брюс оказался чрезвычайно способен. Он освоил основные движения за пару дней, хотя те требовали от новичков недельных усилий. С той поры Брюс практически никогда не прекращал тренировки. Он сумел развить феноменальную скорость движений, координацию и гибкость тела.
В 19 лет юноша отправляется в США, где получает образование и знакомится с будущей женой Линдой, первенец которой по имени Брэндон трагически погибнет на съемочной площадке фильма «Ворон». Несмотря на открывшиеся перспективы трудолюбивому китайцу, Брюс выбирает именно кино. В самом начале 60-х актер начинает сниматься в телесериалах, показывая высокий класс боевого искусства. Ему не было и 25 лет, когда у него, как, впрочем, и у жанра рукопашных единоборств, начали появляться многочисленные поклонники.
Однако до 70-х главных ролей в фильмах Брюсу не доставалось, что крайне огорчало его. Только в 1971 году, за два года до смерти, актер получает карт-бланш в фильме «Большой босс»: Брюс не только сыграл главную роль, но и поставил все боевые сцены. Следующие фильмы «Кулак ярости», «Возвращение дракона» и «Выход дракона» уверенно закрепили за Брюсом первое место в жанре рукопашных единоборств. По сути дела, он стал гуру кун-фу благодаря четырем фильмам, которые увековечили его имя не только в Китае, но и в США.
Дети Брюса Ли
Внезапная смерть Брюса Ли одновременно сокрушала, но и обнадеживала: с одной стороны мир потерял самого значимого актера в своем жанре, но с другой - монополия на рукопашные трюки была отменена. Жанр боевых искусств стал быстро наполнятся как в Гонконге, так и в США.
Одним из первых, кто занял трагически освободившуюся нишу, был Боло Енг. На сегодняшний день фильмография Боло уже перевалила за сотню. Его карьера началась в конце 60-х, когда гонконгские продюсеры буквально вытянули его на съемочную площадку из качалки. После двух десятков ролей Боло знакомится с Брюсом Ли, который предлагает ему сыграть в своем последнем фильме «Выход дракона». Однако в Голливуд он пробился только после роли «плохого парня» в фильме 1988 года «Кровавый спорт».
Влияние Брюса Ли сказалось и на карьере Джеки Чана. Второсортным фильмам, в которых он снимался под псевдонимом Чен Юэн Лун пришел конец в 1972 году, после выхода «Кулака ярости». Но в отличие от Брюса Ли, Джеки создал свой образ по другим лекалам. Его герои – часто комичные и ленивые добряки, которые применяют кун фу лишь по необходимости и только для самообороны. Это отчетливо видно в «Пьяном мастере», в котором актер сыграл одну из первых своих главных ролей. В Голливуд актер пробился только в 90-е, после фильма «Разборка в Бронксе», хотя роли на фабрике грез ему предлагали и ранее, но актер интересовался только положительными персонажами.
Аналогичный путь прошел и менее известный актер Само Хун. Его карьера началась с фильма с участием Брюса Ли «Выход дракона», и в дальнейшем Хун также предпочитал исполнять роли исключительно положительных героев. Несмотря на грузное телосложение (при росте 168 см он весит почти 100 кг), Хун является признанным мастером кун-фу. Ныне актер и режиссер по совместительству является одной из самых влиятельных фигур в гонконгском кинематографе – на его счету более 170 разных проектов.
В 70-х начал карьеру ровесник предыдущих актеров Чоу Юн-Фат. Актер без актерского образования долгое время снимался в сериалах, пока не получил роль в боевике Джона Ву «Право на жизнь». Следующие фильмы «Светлое будущее 2», «Наемный убийца» и «Круто сваренные» подтвердили успех тандема Ву-Фат. Последние годы свое владение кун-фу Чоу демонстрирует в США, его последние работы – фильмы «Пуленепробиваемый монах» и «Пираты Карибского моря: На краю света».
Что касается свежей крови, то сегодня молодое крыло азиатского кун-фу в кино представляет Джет Ли. В кино он попал в 18 лет, когда на соревнованиях его заметили гонконгские продюсеры, пообещавшие сделать из него второго Брюса Ли. Первая и сразу главная роль Джету досталась в фильме 1982 года «Храм Шаолиня». Внешние данные и боевые навыки проложили ему удачный путь. Уже в 1998 году он играет отрицательного героя в «Смертельном оружие 4». Примерно тогда же актер (чье настоящее имя Ли Ляньцзе) взял себе легковыговариваемое для западного человека имя «Джет», то есть «реактивный».
Доморощенное кун-фу
В 70-х культура рукопашных единоборств в кино адаптируется и в США, где, помимо азиатских мастеров, начинают появляться и доморощенные. Особым шиком считалось, если актер проходил боевое крещение в Китае, но бывали и исключения.
Такой стала карьера Дэвида Кэррадайна. Один из самых пожилых актеров жанра (в декабре ему исполнится 72 года), до прихода в кино не имел никакого представления о единоборствах. Известность пришла к актеру во время съемок сериала «Кун-фу», главную роль в котором изначально должен был играть пресловутый Брюс Ли. В дальнейшем он исполнил злодея в фильме «Одинокий волк Маккуэйд» (главная роль у Чака Норриса), а в 2003 сыграл еще одного антагониста у Тарантино в «Убить Билла 2».
Кстати, о Чаке Норрисе. Несмотря на то, что лучшие годы его кинокарьеры пришлись на 80-е, ценители жанра файтинга прекрасно помнят актера по роли Кольта в фильме Брюса Ли «Возвращение дракона». С тех пор Норрис редко играл отрицательных персонажей. С культурой восточных единоборств он познакомился в юности, когда служил в армии. От нечего делать Норрис записался в группу таэквондо, и через три года уже был обладателем черного пояса.
Настоящим мастером боевых искусств является и Стивен Сигал. В свои 15 лет он подростком лупил на улицах кого ни попадя. Однако все поменяла встреча с мастером айкидо, из-за которого Сигал через два года переезжает в Японию, чтобы продолжить тренировки. В кино актер приходит только в 36 лет. Но частично биографический дебют «Над законом» с множеством сцен нового тогда для США айкидо с лихвой наверстывает упущенное. Следующие фильмы, щедрые на тематику насилия, «Смерти вопреки», «Помеченный смертью», «За гранью смерти» и т.д., хоть и обогащают жанр, но заметно извращают заложенные основы.
В отличие от Сигала, Жан-Клод Ван Дамм свое детство провел у балетного станка, после чего решил сменить трико на кимоно. В кино он дебютировал в Голливуде в 1984 году. Уже через десять лет, после фильмов «Кикбоксер», «Двойной удар», «Универсальный солдат» о Ван Даме говорили как об актере лихого файтинга. Его мастерское владение ногами и неизменный показ классического «шпагата» отличал актера от прочих экранных героев.
Наконец, последним западным представителем прошлого века в жанре восточных единоборств можно считать Марка Дакаскоса. Особенность его биографии заключается в том, что в детстве он был буквально окружен сенсеями – отец Марка, его родная мать, мачеха, плюс его первые учителя ежедневно на собственном примере показывали, на что способно кун-фу. В 17 лет он едет за боевой мудростью в Тайвань, а в 20 с небольшим начинает сниматься в кино. Наибольший успех Дакаскосу принес фильм «Плачущий убийца», хотя в общей сложности актер успел надрать задницу негодяям более в полусотне фильмов.