В прокат выходит фильм участник 7-го международного кинофестиваля Трайбека, который был учрежден после терактов 11 сентября. Режиссером и сценаристом картины выступил драматург Дэвид Мамет (“Почтальон всегда звонит дважды”, “Ронин”, “Плутовство”).
В центре истории мастер джиу-джитсу Майк Терри, который содержит почти убыточную школу самообороны. И которого в свою очередь содержит жена Сандра, не гнушаясь этим фактом его завсегда попрекнуть. Ученик Майка - полицейский Джо, у которого крепок кулак, но слабовата самооценка. В этот же клубок добавлены второстепенные персонажи - издерганная адвокат Лаура и пьяница-кинозвезда Чед.
Собственно с Лауры (Эмили Мортимер) и начинает закручиваться сюжет картины. Она вбегает в зал Майка и случайно разбивает витрину школы. Наш благородный герой теперь пытается найти денег на кусок стекла, при этом, отказываясь от дурно пахнущих боев и не пытаясь попросить в долг. Кажется, это довольно странный способ обогатиться, хоть бы лотерейный билет купил что ли. Но, однажды вступившись в баре за кинозвезду, тот в свою очередь предлагает ему работу. Надо отметить при этом, не обременяя, Майка контрактом и зарплатой. Неприятности и дальше начинают преследовать героя, собираясь в снежный ком неправильной формы. Недостающие куски в этом коме он добавляет, беря на себя ответственность за чужие беды и недостатки.
Дэвид Мамет в своем творении отдает дань самурайским боевикам, поклонником коих является. Поэтому главная философия фильма так благородна и мужественна. “Безвыходных положений не бывает” – раз за разом повторяет главный персонаж, зомбируя взглядом адресата. Мысль похвальная, но то, как автор загоняет бойца в патовую ситуацию, не может не резать глаз. Слишком многое происходит в фильме нарочито, надуманно.
Пригласить Мортимер с очень живым лицом лишь затем, чтобы она выстрелила в витрину ход странный. А то, как выстрел произошел еще более странно. На незнакомку сзади набрасывается коп Джо и с применением удушающего приема, пытается снять с бедной женщины плащ. А после он еще благородно не станет на нее заявлять в полицию из-за выстрела. Согласитесь, эпизод с какой-то своей, сильно женской логикой.
Фигура Джо вообще выглядит сверхаляповато. Сильный мужик, дослужившийся до черного пояса в вышеозначенной школе, не может, подрабатывая вышибалой в баре, вышибить деньги из работодателя. Благородство, знаете ли, не позволяет, кормить семью ведь “вторично”. В России есть памятник самому честному милиционеру, который никогда не брал взяток и даже свою жену штрафовал. Мамет вполне мог бы поставить такой же бравому копу, ну нерукотворный хотя бы.
Эх, поспешил в своей предвыборной гонке Маккейн обращаться к водопроводчику Джо. Вот кого ему надо было ставить в пример идеального американца, глядишь, и не проиграл бы Обаме.
Однако если взглянуть на картину в целом, то получилось неплохо. Есть начало, середина и конец. Есть сквозная философия и цель – красный пояс (высший отличительный знак мастера джиу-джитсу). Есть весьма впечатляющий актерский состав, при небольшом бюджете. Что еще нужно, чтобы фильм понравился и окупился?
Вадим СВИРЕЛЬНИКОВ
|