Главная

Персонажи
Расы
Существа
Организации
Планеты и места
События
Терминология
Техника
Оружие
Дроиды
Корабли
Транспорт

Все от А до Я
Все от A до Z

О проекте
Гостевая книга

Ссылки
Новости кино
Новости

    Он стал знаменитым сразу и очень рано, снявшись в культовом фильме «Я шагаю по Москве». Он осваивал премудрости жизни вдогонку за постижением актерского мастерства. Он спасался ленью и совершенствовался любовью, а в своих размышлениях о смысле жизни достиг философских высот. Евгений Стеблов разнолик, как его герои, но однозначен, как его вера в Любовь.
   
    Урок покореженного металла.

    - Если я правильно понял название вашего издания, то разговор пойдет о любви, что не может не радовать, потому что для меня любовь – это, пожалуй, самое важное в жизни. Это касается не только любви к женщине, а понятия любви в более глобальном, всепоглощающем смысле. В последнее время меня больше всего интересует самое главное воплощение этого понятия, это Бог – есть любовь! И такой религиозный процесс моего внутреннего существования занимает меня больше всего, остальное – вторично.

    - Как известно, к вере приходят потому, ЧТО… Что подвигло вас, занимаясь отнюдь не богоугодным ремеслом, обратить свои помыслы к духовной стороне жизни?

    - Это не вчера произошло и не в одночасье, это состояние сознания появилось постепенно, но отправной точкой стало одно трагическое событие, произошедшее более четверти века назад – я торопился на съемки в Прагу, должен был играть Трилецкого в картине Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», 350 километров по скоростной трассе… Ради этой роли бросил премьеру в театре. Почти приехали. Вдруг, удар, потом еще один… Помню, как меня вынимали из покореженной машины, повторяя: «Русский, русский…». Не знаю, называть ли чудом то, что я остался жив, наверное, да, но именно тогда, в больничной палате, проснувшись от наркоза после очередной операции я осознал, что для меня начинается совсем другая жизнь, словно Господь остановил меня: «Одумайся! Как ты живешь? Для чего?». Вернувшись домой, мы вместе с женой пошли в церковь и окрестились. Возможно, если бы это произошло в младенчестве, многих бед мне удалось бы избежать.
    Кукольных дел мастер.

    - Вы росли не в религиозной семье?

    - Детство мое прошло в обычной, интеллигентной семье, религия тогда была не в чести у государства, отец работал на «ящике», был очень увлеченным радиоэлектроником. К каждому празднику он собирал приемник, его торжественно включали, слушали, а через пару дней отец его разбирал. У нас первых в округе появился телевизор, тоже отцовской сборки, поэтому со мной старались дружить даже самые отъявленные хулиганы района. Мама была учительницей, позже директором школы. В детский сад я не ходил, поэтому до школы у меня была вполне вольная жизнь: летом в деревне, а зимой под присмотром бабушки и деда, и многочисленных добрых соседей нашей большой коммуналки. Дед был уникальным человеком, исключительно интеллигентным, никто от него грубого слова не слышал, он меня многому учил, любил повторять: «Мужчина должен владеть толковым делом, любимой женщиной и боксом». В теплую погоду водил меня на гулянье в Останкинский парк, катал на лодке по пруду возле Шереметьевского дворца, водил в музей. Тогда же я впервые увидел изнаночную сторону шереметьевского театра и был поражен до глубины души. Я и раньше бывал на представлениях, но как они делаются не представлял, а тут вдруг понял, что все сказочные персонажи, приключения которых заставляют меня смеяться или переживать на самом деле такие же люди, как и я. Тогда я и заболел лицедейством и не понимал своих сверстников, которые хотели стать шоферами, врачами, космонавтами. Я стал создавать свой кукольный театр: дед сделал мне ширму, бабушка помогала шить кукол. Я оказался весьма постоянным в своем увлечении, и «играл в куклы» практически до окончания школы. В общем-то всем было ясно, что «толковым делом» я заниматься не буду.

    Сексуально озабоченный.

    - Такие артистичные мальчики не редко вызывают интерес девочек. Кем для вас были сверстницы – подружками или объектами мальчишеской влюбленности?

    - Я был очень влюбчивым, пристрастие к женщинам у меня проявилось очень рано, лет в двенадцать я мог довольно смело и изощренно фантазировать даже по поводу взрослой женщины. Бывало, едешь в автобусе через всю Москву с нотной папкой «на музыку» и разглядываешь какую-нибудь красивую попутчицу, пьянея от сладостных мук, а она об этом даже не догадывается. Тайком я перечитал истории «Декамерона», изучил репродукции картин Эрмитажа и Третьяковки, на которых были изображены полуобнаженные дамы. Я был… ну нельзя сказать, что озабоченным, но увлеченным этой стороной жизни. И первую любовь постиг тогда же, в двенадцать лет. Мы были соседями по даче. Она писала про меня в дневник – я подсмотрел это однажды украдкой, а я лихорадочно обдумывал, как ее поцеловать по дороге на ферму, куда нас каждый день посылали за молоком. Но никак не решался это сделать. Как-то мы решили искупаться в мелкой родниковой запруде, что была на пути. Я дрожал, хоть вода была теплой – это не от холода, просто я был сильно смущен. Желая меня согреть, она меня обняла, а я ее поцеловал… Наши робкие, детские ласки увидели колхозницы в поле и тут же донесли сплетни родителям – и нас разлучили, поспешили увезти в Москву. С этого момента я стал чаще заглядывать в зеркало, интересоваться собственной внешностью и довольно долго заблуждался на предмет своей неотразимости, пока, спустя годы, не увидел себя на экране…

    Лень, как средство от разврата.

    - Как получилось, что занимаясь куклами, вы вышли на большую сцену?

    - Об этом мечтает любой актер-кукольник. Но я, полный разных комплексов, не решался. Бабушка с маминой стороны была пианисткой, она попросила свою подругу юности, легендарную вахтанговскую Турандот Цецилию Львовну Мансурову меня послушать, та вынесла оптимистичный приговор: «Поступай, ты можешь, ты должен!». И я, вдохновленный ее напутствием, поступил в Щукинское училище, как по маслу, меня даже от каких-то туров освободили.

    - «Я шагаю по Москве» ваша первая кино роль?

    - По крайней мере с нее началась моя кино судьба, до этого фильма была пара эпизодов. Мне повезло, что я учился в «Щуке», а не во МХАТовской студии, там студентам сниматься категорически запрещали. У нас иногда разрешали. Я попал в разряд «иногда». А оказался я на картине по собственной инициативе – как большинство студентов, мы в первые свои каникулы блуждали по Мосфильму в поисках где бы подработать и заглядывали во все подряд комнаты. В одной из комнат оказалась киногруппа «Я шагаю по Москве», озадаченная поиском молодых актеров. На меня сначала едва взглянули, но видя мою жалостливую физиономию все-таки направили на кино пробы. Худсовет счел их весьма удачными, а мне мой экранный образ жутко не понравился – все-таки я думал о себе лучше, чем был на самом деле. Но я был счастлив, я мечтал о кино, о славе, мечтал заниматься любимым делом.

    - Фильм прошел очень заметно. Слава навалилась неожиданно?

    - Меня стали узнавать, и это было непривычно, меня это смешило и приходилось делать над собой невероятные усилия, чтобы нелепыми смешками не обидеть окружающих. Потом привык и реагировал на повышенное внимание автоматически. Мне повезло, что мои первые роли стали классическими, что не скажешь о последующих – их у меня около пятидесяти, но все удачны. Я был сильно закомплексованным молодым человеком и не верил в собственный успех, хоть и был на седьмом небе от счастья. Своей славой в полной мере я не попользовался, я очень стеснялся женщин, был ужасно влюбчивый, но не решительный. Может быть это меня и спасло, а еще лень, которая задерживала на диване с книжкой, вместо того, чтобы отпускать на посики приключений. А иначе я бы стал бабником, поистаскался бы, а это грех. Меня грех не захватывает, я могу заглянуть туда из-за любопытства, но не увлекусь. Кстати, бабники – они же не умеют любить по-настоящему. Бабнику необходимо постоянно менять объект страсти потому, что он не видит в одной единственной женщине всего разнообразия ощущений, которые можно получить, развивая отношения. Мужчина, который любит смолоду и до старости, он познает женщину на разных этапах, видит, как меняется ее отношение к нему, проходят периоды любопытства, страсти, недовольства и даже бунта – это сложно, но это важно преодолеть вместе. А бабник похож на второгодника: флирт, постель, и все сначала, у такого мужчины просто недоразвитая, бедная сексуальная фантазия, он способен воспринимать женщину только анатомически.

    - Да, но почему-то мужчины любят изображать из себя этаких Гуру в области секса, и богатый опыт в завоевании женщин считают скорее достоинством, чем недостатком.

    - В мужской компании все любят потрепаться на эту тему, но я скажу вам честно, никто это хвастовство всерьез не воспринимает, потому, что тот, кто много говорит, на самом деле герой лишь на словах, а кто на самом деле понимает в женщинах – болтать не станет. По молодости кажется, что только опытный мужчина может быть интересен женщине, поэтому юноши и стремятся поскорее набрать эту технологическую оснащенность и очень боятся не соответствовать. Женщины этого страха лишены, потому что от них в сексе ничего не требуется. Но когда тебя посещает любовь, а не банальная случка, то ты – так было со мной – начинаешь сожалеть о приобретенном ранее опыте. Я очень жалел, что, встретив любовь, уже не могу познать сначала весь опыт отношений между мужчиной и женщиной, я упустил драгоценные ощущения, которые можно получить только в любви. В любви никогда не может быть разврата, потому, что все, происходящее между влюбленными идет от сердца, а разврат, это то, чем любовники занимаются от ума или любопытства. Любовь – это совершенно чистое! Я, конечно, не имею в виду гомосексуальные отношения, я в них ничего не понимаю…

    - И слава Богу - за это вас можно простить!

    - Я их ни в коем случае не осуждаю – они в Библии осуждены, я могу им только сочувствовать, потому что среди них встречаются по-человечески неплохие люди. Кстати, я один из первых в советском кино сыграл представителя секс меньшинств. Вспомните моего героя, Канина, из картины Никиты Михалкова «Раба любви» - это несчастный человек, не понятый не творчески, ни по-человечески.

    По стопам предков

    - Говорят, съемки в этом фильме здорово вас сдружили с Никитой Михалковым?

    - Нет, тогда мы скорее товариществовали, чем дружили. Дружба возникла на картине «Перекличка» - тяжелые, ночные съемки эпизодов танкового боя, мы не подозревали, что рискуем жизнью, заставляя стрелять давно списанный танк. Совсем пацаны, успевали попутно оказывать знаки внимания местным, белорусским девушкам, а они, скороспелые, умудрялись пролезть не только в гостиничные номера, но и устроить засаду прямо в танке.

    - Традиционная ситуация киноэкспедиций: «Через год в каждой избенке, народилось по мальчонке»?

    - Скованный, как тяжкими путами своими комплексами, в отношениях с девушками я ограничивался юношеским романтизмом и в своих действиях сильно отставал от собственных фантазий. Да еще администратор картины настороженно твердил, мол внешность местных девушек обманчива: на вид двадцать, а на самом деле шестнадцать, чтоб не угодить в историю с несовершеннолетней. А с Никитой мы часто спорили, даже ругались, но в конце концов, крепко сдружились. Нас связывает не только творчество. Однажды я поехал в город Рыбинск, где когда-то жил мой прадед – действительный статский советник, генерал, директор мужской гимназии. И вот, что выяснилось: на противоположном берегу Волги находится усадьба Михайловка, где «родовое гнездо» Михалковых. И двоюродный прадед Никиты Михалкова Сергей Владимирович был предводителем дворянства в Рыбинске. А мой дед был депутатом. В музее мне показали фотографию, где снят великий князь Владимир Александрович, брат Александра Третьего, во время посещения Ярославля и Рыбинска, и вокруг него стоит человек десять первых лиц региона. И среди них – Михалков и Стеблов. Вот как! Не удивительно, что судьбы их потомков тоже пересеклись.

    Репетиция первого сексуального опыта.

    - Дружба экранная шагнула в реальную жизнь. Подобные метаморфозы с любовью происходили?

    - Вы говорите о романах с партнершами? Для меня совершенно невозможно смешивать любовь сценическую, экранную и то, что происходит в жизни. На сцене я люблю образ, который создает актриса, даже не я люблю, а тот герой, которого я создаю – мы оба фантазируем и наши фантазии сверяем. Чтобы играть любовные коллизии надо быть с партнершей в хороших дружеских отношениях, нужно чувство локтя, взаимопонимание, похожие взгляды на ситуацию, сходное чувство юмора, но никак не сексуальные симпатии. Влюбленность в актрису мешает играть любовные сцены, потому что ты неадекватен, ты не контролируешь себя, ты не требователен к партнерше… А если между вами завтра «пробежит черная кошка»? Тогда будет погублен весь опыт, наработанный на репетициях. Нет, я бы точно не согласился играть вместе с любимой женщиной, да и полюбить коллегу скорее всего не сумел бы, не смог бы перешагнуть через однажды определенные отношения. Так было с Ритой Тереховой, удивительной, соблазнительной, многими желанной женщиной – когда я пришел в театр Моссовета, Рита взяла меня под опеку, но предупредила, что у нас будут только дружеские отношения, такими они остались и по сей день.

    - Что уж, ради искусства актер должен жертвовать собственными чувствами: ненавидеть нельзя, любить не рекомендуется? Откуда же вы тогда знаете как эти самые эмоции изображать, если себе не позволяете их испытывать?

    - Ну что вы – жизненный опыт необходим, но не с партнершами. Кстати, у меня была и обратная ситуация, когда опыт, приобретаемый моим героем по сюжету, я использовал в жизни. Вторым моим фильмом был «До свидания, мальчики», мне было 19 лет, я был юн и неопытен, но меня угораздило влюбиться однокурсницу: все отрывки к экзаменам мы готовили вместе, я провожал ее домой - не только я, другие ребята тоже, один из них, кстати, позже все-таки стал ее мужем. А мне достался лишь один поцелуй, и то не в жизни, а на сцене. Но этот поцелуй для меня дорогого стоил – меня аж горячий озноб прошиб. Потом я начал сниматься в фильме «До свидания, мальчики», где есть любовь и нежность, расставание и робкие любовные отношения – это был первый фильм, в котором присутствовали сцены интимной близости. А у меня в то время такого опыта не было, я действовал, согласуясь с собственной интуицией, впитывал, как губка все советы, которые мне давали наши женщины из киногруппы понимая, что и в жизни они будут не лишними. Мне говорили: «Ты должен быть чистым, но не инфантильным, мужественным, но не грубым», - и я не спал ночами, ломал голову, как это соединить воедино. Эту работу я посвятил моей возлюбленной. Съемки проходили в Евпатории, с марта и до лета, домой мне удалось вырваться всего раз – на Первомай. И в этот день – вот совпадение, она пригласила меня к себе домой, мы пили кофе, слушали пластинку ее отца, а потом она подарила мне свою фотографию, с надписью: «Милому, чУдному Жене Стеблову от…». Эта фотография улетела со мной в Евпаторию, и каждый раз, когда надо было говорить в кадре слова любви, образ девушки с фотографии возникал у меня перед глазами.

    - Кажется с вами на курсе училась Марианна Вертинская, уж не о ней ли вы мечтали, милуясь в кадре с другой?

    - Увольте меня от ответа, это было так давно…И проблемы той роли мне давно кажутся смешными. Сейчас мне скажите, что надо играть любовь, я отвечу: «Включайте мотор», - мне не надо готовиться, я готов к импровизациям…

    С одной женой не соскучишься.

    - Вам не скучно оттого, что в любви все пройдено, все познано, не дрожат больше коленки не потеют ладони и нет страха показаться не состоятельным в сексе?

    - Так это же хорошо, что нет страха… пока. А если серьезно, какая может быть скука, если я столько лет женат на одной женщине!? Это уже не любовь а нечто бОльшее, это общая жизнь. Мне довелось иметь отношение к отделению кардиохирургии и наблюдать отношения супругов: когда оба сильно немолоды, когда один из них немощен – но как же бережно и трепетно они друг к другу относятся, а ведь за плечами у многих по 30-40 лет супружеских отношений. С годами понимаешь, что вот эта бережность гораздо важнее технического секса, потому что секс – это всего лишь одна из сторон любви, а секс без любви – это физкультура. Мне не скучно, потому что я познаЮ женщину, а для того, чтобы ее познать, достаточно прожить в браке с одной возлюбленной, нет необходимости дегустировать многих – тогда ты в них точно запутаешься и не познаешь ничего.

    - Чтобы встретить «Единственную» многие готовы идти на край света, в каком поднебесье вы отыскали свою супругу?

    - Далеко идти не пришлось, я же говорил, что я ленив - мамаша приятеля пригласила в гости на именины, уговорила: «Приходи просто так, без подарков, будут все свои и племянница подруги – очень милая девушка, познакомишься». К тому времени я уже устал от холостяцкой суеты и морально был готов к браку, поэтому дал себе слово подобных шансов не упускать. В гости пришел с опозданием и сразу выделил среди присутствующих одну невероятно красивую девушку, про себя подумал: «Не по зубам», - но вдруг поймал ее взгляд. В общем, в разгар застолья мы оказались вдвоем в соседней комнате и проговорили часа два, говорили обо всем, правда я от возбуждения не запомнил ничего, даже ее имени… То, с чего мы начали разговор – Любовь – это самое важное, именно от любви рождаются дети, а вовсе не от секса, и наш сын - плод любви. Душа вселяется в будущего ребенка в момент любовного озарения, и те, кто умел пережить это озарение – отмеченные Богом, а те, кто изменяют, обманывают – они наказывают себя, а не свои обманутые половины.

    - Но дамские журналы нам, женщинам, советуют: если хочешь сохранить брак, терпи – мужчина по природе полигамен, и его измены неизбежны.

    - Это чушь, я не знаю, кем это мнение навязывается… Мне 57 лет, слава Богу, я уже повидал разные отношения между людьми. В основном, к счастью, люди живут без измен. Я уверен, все это больше болтовня, похвальба. Измена - это ведь ломка прежде всего для того, кто изменил, он знает о своем грехе и мучается, поедом себя ест. И я вас уверяю, что его грех его же и накажет, рано или поздно. Я хорошо запомнил трагедию моего дедушки – чтобы жениться на моей бабушке, он бросил семью, оставил пятерых детей. Его женой стала подруга его старшей дочери, молодая, красивая. Бывшая жена хотела плеснуть сопернице в лицо кислотой, но старшая дочь заступилась, она очень любила своего отца. Я не могу осуждать деда, не будь той ситуации, не было бы и моего отца, а значит, и меня, но я помню, как страдал дедушка, знаю, как он всю жизнь помогал первой семье, он был несчастен. Дед умер раньше своей первой жены, она пришла на похороны и только у гроба смогла его простить. Так что Ад – это не мифическое место в жарком климате, это то, что мы устраиваем в собственной душе. За все приходится платить – как правило те актрисы, которые в молодости здорово погуливали, очень нелегко устраивают свою личную жизнь, и если им удается вступить в брак, то они становятся такими жуткими ханжами, гораздо бОльшими, чем их скромные приятельницы. Нормальная женщина, у которой прочная семья может легко говорить на любые темы, даже двусмысленные, она с иронией относится к совершенно разным ситуациям, а эти…

    - Легко предположить, кто из актрис, с кем нам приходилось общаться, провел бурную молодость!

    - Клевета, даже в мыслях – это тоже грех.

    По соседству с рынком тел.

    - Хорошо, будем считать скрытных собеседниц просто очень застенчивыми. И от разговора о возвышенном спустимся к вам под окно – вы живете на самом злачном участке Тверской улицы, напротив «Националя». Сейчас гостиницу разобрали, но ведь совсем недавно ее парадный вход был центром столичной проституции. «Соседки» не тревожат?

    - Кроме жалости, эти девочки у меня никаких эмоций не вызывают. Лет в шесть в мальчишеской компании было очень увлекательно разговаривать про публичный дом, где-то там, за границей, эти похабные истории возбуждали фантазии. Став взрослым, я столкнулся с этим сначала за границей, потом здесь… Несчастные создания, грубо устроенные внутри, стоят в мороз в тоненьких колготочках, в коротеньких юбочках. Я не хочу их обидеть, но они ведут такое животное существование, ну ей Богу, в этом нет никакой игры, веселости, даже разврата никакого нет… У нас с сыном был смешной случай – Сергей заехал за мной после спектакля, когда он еще жил с ними, часто подвозил меня, уставшего, по вечерам. Мы сели в машину, он завел стартер и вдруг из-за окна выскакивает девица – тогда частенько устраивали облавы, и проститутки прятались по дворам, так вот за нашей машиной отсиживались несколько девочек. Они с мольбой во взоре, мол, не отъезжайте, нас менты увидят! И мы сделали вид, что у нас там что-то не заводится, посидели в машине, подождали, пока милиционеры уйдут, потом сами уехали.

    - Почему, на ваш взгляд, мужчины пользуются проститутками?

    - Мужчины тоже бывают разные, одного это удовлетворяет, другому все равно, а третий и куклами из «секс-шопа» пользуется, а мне это абсолютно не интересно, честно говорю, я ни на одной даже взглядом ни разу не остановился – я вижу в этом грубость и убогость

    - Грехи, как вы говорите, к вам не прилипают: проститутки вам не интересны, производственные романы тоже, а как вы относитесь к другой мужской забаве – алкоголю?

    - Была очень поучительная и «отучительная» история. Во время съемок картины «До свидания, мальчики» в Евпатории мы отмечали день рождения Коли Досталя, выпили на троих три бутылки коньяка. Из ресторана в гостиницу мы ползли по-пластунски полторы остановки по трамвайным путям. Хорошо, что на следующий день отменили съемки из-за погоды, а иначе нам было бы очень тяжело. После этого я коньяк видеть не мог много лет. К счастью, увлеченность горячительными напитками меня не посетила, говорю «к счастью» потому, что уж очень многих замечательных художников эта увлеченность, эта страсть сгубила, невзирая на молодость и талант. Жалко себя тратить на пустое, жалко тем более теперь, когда пришел к главному, когда понял, что я маленькая частичка одного большого мира, мира, который защищает и учит меня, мира, имя которому Бог!

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА






Обновления

Корпоративный сектор (6.4.3)
Аммууд (6.4.3)
Этти IV (6.4.3)
Майтус VII (6.4.3)

(С) Русская Энциклопедия "Звездных Войн", 2001–2009
(С) Пётр Зайцев, дизайн
(С) Пётр Тюленев, перевод
Hosted by uCoz