Есть такая профессия – снимать кино о пролетариате. Британский режиссер Кен Лоуч не позволял увлекать себя высоким материям, а настойчиво и внимательно исследовал жизнь маленького человека. Его герои – это работяги с городских окраин, труженики заводов, которым уготована не завидная доля. Мужчины уже не сопротивляются, а вот женщина еще готова переломить свою судьбу.
«Это свободный мир» - в российском кинопрокате с 20 ноября.
По мнению самого режиссера, этот фильм снят не для того, чтобы заставить общество в очередной раз возмутиться эксплуатацией мигрантов. Главное, что героини картины в каком-то смысле ведут себя ровно так, как требует от них общество. Мир, ориентированный на соревновательность, на культ предпринимательства, на рынок, устроен таким образом, что ты должен непременно надуть своего ближнего.
Оригинальное название
It's a Free World
Сюжет
Не избалованная судьбой Энджи после увольнения с должности секретарши решает организовать собственный бизнес – биржу труда для эмигрантов. Нет никаких сомнений, что девушка делает доброе дело – она рассекает по городу на мотоцикле, вербуя нелегалов, которым за определенную сумму обещает найти работу. Эмигранты с радостью соглашаются, но затем сталкиваются с нарушающим все законы рабочим графиком и бесконечной отсрочкой зарплат.
Детали
Фильм удостоился ряда престижных наград на фестивале в Венеции 2007 года:
«Золотые Озеллы» – приз за лучший сценарий;
приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям (особое упоминание);
премия Европейского университета по правам человека.
Схожие фильмы
«Импорт / Экспорт» Ульриха Зайдля – миграция человека в поисках смысла жизни как средства к существованию в свободном мире достигла апогея.
Съемки
Следуя своему обычному методу, Кен Лоуч во время всего времени съемок скрывал от актрисы ключевые элементы интриги, давая их иногда в момент снятия сцены.
Кн Лоуч: Мы решили, что история будет проходить в Лондоне, потому что именно там бьется сердце британской столицы. Рассматриваемая проблема находится в центре экономической системы, и самое интересное то, с каким лицемерием ее обычно трактуют. С одной стороны, говорят, что экономика не смогла бы выжить без низовых, подпольных рабочих. А с другой стороны, правые требуют их выдворения ради блага страны. Это абсолютное лицемерие.
Найджел Уиллоби, главный оператор: Снимать надо было в естественных декорациях, со слабым и намеренно незаметным светом. Ничто не должно было мешать истории или актерам. Так что нужно было в каждом плане использовать минимум света. Меня этому многому научило: как обращаться с пленкой, какова ее толерантность при низких уровнях освещения. У Кена Лоача очень своеобразная манера снимать. Он предпочитает длинный фокус, что я тоже очень ценю, поскольку при этом убираются все ненужности. Так ты находишься в середине действия.
Фергюс Клегг, художник-постановщик: Когда мы решили, что действие будет проходить в Ист-Энде, рабочем районе Лондона, мы начали изучать различные места в этой зоне. Нам хотелось создать впечатление, что создаваемое нами место действительно существует и живет, со своими улицами и магазинами. Мы попросили обеих актрис принести фотографии своих жилищ, чтобы они чувствовал себя как дома в декорациях. Кирстон и Джульет принесли из дома свои вещи, которые мы разместили в их «кино-квартире».
|