Создатели «Платона» изобразили все докризисные приметы столичной жизни: иллюминированную Москву, дорогие клубы, олигархов с пунктиками, девиц из Брянска, сходящих с ума от слова «кастинг» и, конечно, пачки чистогана. Однако к середине фильма от обилия штампов, которыми рисуется нутро Садового кольца, создается впечатление, что фильм снят по мотивам светской хроники пятилетней давности.
Главного героя, сводника, сутенера и обаятельного щеголя, зовут Платон (Павел Воля). Про его, должно быть, любопытную родословную фильм умалчивает, однако многократно показывает перемещения из клуба «икс» в клуб «игрек» с постоянно названивающим мобильником. Собственно, эти две составляющие (клуб и телефон) и наполняют существование Платона. По телефону он договаривается о встречах, а в клубах продает задорого, как бы сказал прототип героя Петр Листерман, «лохматое золото» под пошловатым девизом «продается только то, что хочет продаться». Отношения с любым человеком оцениваются не общими интересами, а взаимовыгодой. Хотя на этот счет у Платона есть патриотическое оправдание, что, дескать, он «наладил потоковое производство элиты для генофонда российского государства». В один день привычное существование сутенера ломает продавщица Люба (Елизавета Лотова) из магазина одежды. Начиная надоедать моралями про нравственность, девушка все же добивается своего. Загрустивший Платон на распутье – сомнительный, но доходный бизнес или моногамия напополам с семейной жизнью?
Киноиндустрию покорил еще один человек-оркестр. Надо отметить, что Павел Воля прекрасно вписывается в сегодняшнюю медийную реальность: дает интервью, ведет телепрограммы, записывает музыку, проводит корпоративы и гала-шоу. Только и оставалось, что сыграть в кино главную роль, да вступить в партию. Первая часть выполнена, и выполнена, стоит сказать, вполне удачно. Начинающий актер свободно чувствует себя в кадре, а ближе к финалу вполне себе сносно изображает скорбь утраты. Впрочем, игра Воли – единственный плюс в фильме.
Имея перед глазами опыт наших же режиссеров, снявших недавно аналогичные фильмы вроде «В движении» и «Глянца», Вартан Акопян тем не менее почему-то решил пойти своей дорогой, вплетя в фильм еще две совершенно лишние сюжетные линии. Романтические отношения охранника супермаркета (Александр Лымарев) с его девушкой и «дагестанские» мотивы не то чтобы мешают, но из-за них сценарий разваливается на отдельные эпизоды без видимой логической связи между оными. Из-за этого «Платон» - это набор миниатюр, причем лет как пять неактуальных и довольно клишированных. Такими сказками про баловней судьбы, удрученных любовью, мог порадовать разве что Дмитрий Астрахан в конце 90-х. Сегодня это смотрится – минимум наивно.
Изобразительные средства, увы, удивительно наивны. Москва в фильме – это череда бутиков и ресторанов. В целом, так оно и есть, однако создателям стоило проявить хоть какую-то фантазию. Что касается съемок в Лондоне, то они уж совсем напоминают фотографии туристов-любителей – в кадре то и дело мелькают рутмастеры на фоне Биг-Бена. Что ж, спасибо за продвижение сувенирной продукции.
Печально, что такую простую и уже рассказанную до этого историю про влюбленного циника скомпрометировал провальный сценарий с операторской работой. Хотя, повторюсь, без Воли фильма не было бы и вовсе, поскольку отснятый антураж глянцевой Москвы уже был перемусолен как Янковским, так и Кончаловским.
Александр ЗУБКОВ
|