На московские экраны вышел новый фильм британского классика Кена Лоуча («Ветер, который качает вереск») «Это свободный мир». Режиссер, неоднократно обращавшийся к проблемам рабочих и иммигрантов, и на этот раз ставит острые социальные вопросы. Но социум не затмевает для Лоуча отдельного человека, с его личными стремлениями и противоречиями. Именно поэтому ему удается не погрязнуть в обличениях и зацепить внимание зрителя сюжетной интригой (в 2007 году фильм получил приз за сценарий на Венецианском кинофестивале).
Главная героиня Анжела (Кирстон Вэрэйнг) к своим тридцати трем успела родить ребенка в обход замужества, набрать многотысячный кредит и сменить десятки работ. Мало-помалу образовалась профессия: организовывать трудоустройство иммигрантов. После скандального увольнения Анжела решает открыть собственную контору вместе с подругой и трудоустраивать приезжих, что называется, «без кидалова». Жгучая блондинка на мотоцикле, она мечется по Лондону, стремясь ко всеобщей выгоде как можно лучше организовать процесс поставки рабочей силы. Незаметно приходится идти на сделки с совестью и законом, но остановиться уже нельзя. Энтузиазм не может оградить Анжелу от подвохов, которые сулит новый бизнес. Однажды ее все-таки кинут с деньгами, а доведенные до ручки рабочие восстанут и пустят в ход расчетливую жестокость. Анжела ответит им тем же.
Лоуч опускается на дно британского общества, чтобы проследить действующие там закономерности. Не слишком неожиданным оказывается вывод, что машина экономики в наш прогрессивный век по-прежнему функционирует на костях бесправных рабочих, причем в изменении ситуации не заинтересован никто. Кроме бесчисленных иммигрантов из Турции, Ирака, Польши и Украины. Но их, конечно, никто не спрашивает. В Англии они ищут работу – и находят ее, благодаря множеству рекрутинговых агентств, которые зарабатывают на их трудоустройстве. Но вот чего не находят приезжие – это денег, крыши над головой и хоть долю сочувственного внимания от своей новой страны.
Название «Это свободный мир» звучит, естественно, саркастически: речь идет о мире полной несвободы, где люди оказываются пленниками существующих законов выживания. При этом каждый из этих людей отнюдь не воспринимается как винтик в системе. Для режиссера не существует безликой массы иммигрантов, напротив, он создает объемные образы героев, знакомит зрителя с обстоятельствами и характерами. Между Анжелой и ее подопечными завязываются вполне человеческие отношения: с одним она проведет ночь, другого приютит вместе с семьей, пока им негде жить. Однако параллельно с этим набирает обороты давно запущенный механизм, где играют роль только деньги и физический труд. В этой ситуации все человеческое меркнет и вырождается. Лоуч бросает на ситуацию отстраненный и ясный взгляд. Без выкрикивания лозунгов и вынесения вердиктов, он как бы задает зрителям простой вопрос, собираются ли они и дальше оставаться только зрителями.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|