Сотни фанатов по всему миру наконец-то дождались выхода фильма «Сумерки», снятого по мотивам одноименной книги Стефани Мейер, которая 91 неделю возглавляла список бестселлеров, публикуемый в New York Times. «Сумерки» – первая часть саги-тетралогии о любви простой американской девушки и непростого на вид парня, оказывающегося вдобавок вампиром-филантропом. Продюсер фильма Грег Мурадян сделал ставку на этот фильм еще до того, как роман завоевал поклонников, а фактически – до того, как книга была опубликована. И, похоже, не прогадал: еще до выхода фильма в прокат прогнозы американского бокс-офиса прочили ему первое место и 51 миллион долларов за первый уикенд.
Семнадцатилетняя Белла Свон переезжает из Финикса, крупнейшего мегаполиса Аризоны, в крошечный городок Форкс (штат Вашингтон) с населением чуть более трех тысяч человек. Главная загадка городка – семейство Калленов: супруги Карлайл и Эсме и их приемные дети (по официальной версии) Розали, Эмметт, Эллис, Джаспер и Эдвард. Никто не знает, что за тайну они хранят, но все единогласно считают их странными. Впрочем, Каллены от этого ничуть не страдают – скорее, наоборот, такой расклад их устраивает, они и сами предпочитают держаться особняком. Странная реакция Эдварда Каллена на Беллу интригует и возмущает ее, не давая покоя. Но упрямство и нешуточная заинтересованность этим юношей раззадоривают любопытство Беллы, и она самостоятельно разгадывает его тайну. И как бы молодой вампир ни старался не допустить их сближения, его желание любить и оберегать девушку сильнее инстинкта охотника и кровопийцы.
Собственно, волнующая любовная линия и является основной зацепкой для зрителей и читателей. Это не история о бытии вампиров или противостоянии вурдалаков и простых смертных. Это история о сильном чувстве, с которым впервые столкнулись молодые люди, такие разные по сущности, но одинаково жаждущие быть вместе. Вампиризм в данном случае – своего рода метафора юношеского вожделения и чувства безысходности: «я хочу тебя, но не могу тобой обладать». А Белла и Эдвард – Ромео и Джульетта эпохи постмодернизма, в буквальном смысле из разных кланов, которые могли бы быть лютыми врагами, но «благородство» Калленов (ведь они приучили себя не питаться человеческой кровью) помогает влюбленным наслаждаться чувством вдвоем, а не страдать порознь.
Да и вампиры в данном случае весьма нетипичные по сравнению с теми образами, которые привычны для большинства. Они отражаются в зеркале, не боятся дневного света, а избегают его, чтобы не рассекретить себя перед обычными людьми. Они бессмертны, поэтому бессмысленно точить против них осиновый кол. Получились такие холеные вампиры, стильные, гламурные, никаких устрашающих клыков – исключительно ровные зубы, как у любого уважающего себя американца. А все потому, что Стефани Майер до создания своего бестселлера никогда не читала книг о вампирах и не смотрела фильмов о них. И решила придерживаться другой, своей собственной мифологии.
Среди жанров, к которым можно отнести фильм, заявлены и триллер, и фильмы ужасов. Если триллер и правда имеет место быть во второй половине фильма, то ужасами можно назвать лишь часть диалогов, наивных, но с претензией на искрометный юмор. Впрочем, «Сумерки» и не создавался как интеллектуальный арт-хаус, поэтому для романтической молодежной сказки качество весьма достойное. Конечно, перекладывать книгу на экран – задача не из легких. Во-первых, хронометраж не резиновый, поэтому какие-то события и перипетии сюжета в фильм не попали. Во-вторых, каждый читатель рисует в воображении свои образы и типажи, и нет гарантии, что кастинг-директор угодит всем подряд. Но, с другой стороны, оставить эту историю без экранизации было бы для поклонников «Сумерек» еще большим разочарованием.
Юлия СОХА
|