Вслед за “Квантом милосердия” ноябрьскую Россию ожидает другая громкая премьера – новый фильм Ридли Скотта “Совокупность лжи”. Оскароносный режиссер сплел хитроумную паутину из политических игр разного рода спецслужб, объединенных общей целью войны против мирового терроризма. Картина, с характерным для Ридли размахом, про честность в условиях, где даже себе верить невозможно.
Командуют парадом Леонардо ДиКаприо и “муза” Скотта Рассел Кроу (для Ридли и Рассела это уже четвертая совместная работа в кино). Герой Лео - Роджер Феррис - один из лучших агентов ЦРУ, работающий на Ближнем Востоке под руководством Эда Хоффмана (Кроу). Во время очередной операции в Ираке в руки ЦРУ попадают важные материалы о крупной террористической ячейке в Иордании. В надежде выйти на лидера организации, устроившей несколько громких взрывов в Европе, Феррис отправляется в Амман. Там, при поддержке иорданской ГРУ, службы разведки пытаются завербовать человека в стане террористов. И, несмотря на общую благую цель, каждое из агентств старается сохранить у себя на руках все козыри и максимум информации.
Отчасти в ущерб масштабности киноленты, Ридли Скотт решил показать службы разведки не мощной структурой с неистощимыми ресурсами, а неприметными одиночками, которые вершат судьбы миллионов. В таком ракурсе на первый план выходит актерский талант исполнителей, коим бог особенно баловал Лео. Не чуждый угрызений совести и несколько нервный образ очень подошел все еще юному актеру, чего нельзя сказать о Расселе. В попытке показать нормальную человеческую жизнь, за пределами службы, Кроу превратился в этакого дурачка с телефоном, поскольку работает он только дистанционно и частенько сверхурочно даже дома.
С художественной точки зрения фильм, как всегда у Скотта, практически идеален. Даже при съемках на равнинной местности режиссер добивается такого уровня детализации, что не удается все рассмотреть. Экшен сцены, коих правда немного, сняты живенько и со вкусом. Но в погоне за красотой эпизоды порой приобретают статус клише (вроде агентов спецслужб мужественно и красиво стоящих перед фарами своих авто, чтобы их силуэты красиво подсвечивались).
Впрочем вопросов к сценаристам накопилось значительно больше. Поступки и диалоги героев порой абсолютно непонятны и глупы. Эд Хоффман складывается ощущение вообще подался в ЦРУ потому, что набор остроумных комиков для цирка резко прекратился. То с какой легкостью он разбрасывается важными сведениями и людьми, при этом совершенно не заботясь об обеспечении безопасности своего агента, поражает. Сорвать операцию для него лишь предлог, чтобы поумничать и пошутить. Все основные сюжетные повороты в фильме обуславливались как раз тупостью Рассела Кроу, который либо убивал полезных людей, либо отдавал их в лапы террористам. Всякий раз, затем убеждая Лео, что невинных жертв в этом мире нет, а правый только он один.
Сконцентрируй Скотт фабулу картины часа в полтора, возможно и получился бы неплохой динамичный боевик, а так лишь очередная сильно затянутая история на тему Ближнего Востока. Практически все образы и сюжетные в фильме при ближайшем рассмотрении кажутся ляпами, как пятна краски на картинах. Герой ДиКаприо в течение фильма не вызывает ни грамма сочувствия или же сопереживания, даже наоборот то как поменялся герой настораживает. Если вначале он при виде араба на горизонте гордо заявлял: “если что меня убейте”. То в конце картины Лео уже ноет, что его могли убить злые террористы, и вообще он не ожидал обмана со стороны коллег по работе. Невнятная любовная линия, придуманная лишь для того, чтобы розовая пелена на глазах героя Лео повела его в нужное сценаристам русло, тоже не добавляет красок картине Ридли Скотта. Наконец стоило ли снимать ленту, финал которой известен даже самому несведущему в кино зрителю?
Вадим СВИРЕЛЬНИКОВ
|