Издательский бизнес ощутил влияние мирового финансового кризиса не меньше других. Газеты и журналы начинают затягивать пояса: рекламодатели пересматривают аренду рекламных полос на следующий год, редакции отказывается от услуг внештатных авторов, а отделы маркетинга – под вопросом массового сокращения.
С этими проблемами столкнулись и издания, пишущие о кино. На прошлой неделе был закрыт, пожалуй, самый популярный за последний год русскоязычный журнал о кинематографе Empire. Издание «Афиша», всегда щедро уделявшее внимание кино, начало резко сокращать штат авторов, а редакция журнала Total Film работает над последним номером.
Падение империи
Самой большой утратой для киноманов стало закрытие Empire. Российская версия знаменитого британского журнала ежемесячно освещала мировые и отечественные новости кино, публиковала рецензии, интервью и переводные тексты. В России Empire издавался с осени 2007 года. Главным редактором сперва был кинокритик «Афиши» Роман Волобуев, а весной его сменил Ким Белов.
Информация о том, что ИД Forward Media Group, принадлежащий Олегу Дерипаске, собирается избавиться от Empire, появилась в середине ноября. «Каковы причины? Проект, который стартовал всего год назад, не успел выйти на финансовые показатели, на которые мы рассчитывали. Поскольку такие журналы, как Empire или Car – а журнал Car разделил нашу участь – большая инвестиционная нагрузка на издательский дом, они остались за бортом», – рассказал Ким Белов в интервью Openspace. Возможно, если бы Empire был запущен в России хотя бы два года назад, подобной трагедии удалось бы избежать.
Афиша сокращений
Что касается журнала «Афиша», который входит в потанинский холдинг «Проф-медиа», то его перспективы чуть более оптимистичны. На сегодняшний день «Афиша» пока отделалась лишь сокращениями и урезанным бюджетом на маркетинг. «По отдельным подразделениям компании процент сокращенных сотрудников варьируется от 10% до 30%», - приводит слова главы ИД «Афиша» Ильи Осколкова-Ценципера Интерфакс.
Помимо прочего, это означает, что раздел «Кино» могут покинуть несколько авторов, в том числе и ключевых. Вчера, 24 ноября, тревожный пост был размещен в блоге одного из ведущих кинообозревателей «Афиши» Романа Волобуева. Не называя имен, кинокритик дал понять, что увольнения могут коснуться не только рядовых авторов, но и основных. Кроме Волобуева, из постоянных авторов раздела «Кино» стоит отметить Станислава Зельвенского и Марию Кувшинову.
Тотальное закрытие
Наконец, под молох финансового кризиса попала русскоязычная версия журнала Total Film. На прошлой неделе ИД Gameland принял решение прекратить выпуск журнала. Российская редакция Total Film в интервью Infox.ru сообщила, что заканчивает работать над выпуском последнего номера. Права на издание в России Total Film, как и Empire, были куплены за границей. Журнал издается в шести странах мира и является вторым по популярности (после Empire) журналом о кино в Великобритании.
Итак, пятерку российской кинопрессы покинули два журнала, и один рискует потерять ключевых авторов. Остальные издания, так или иначе связанные с кино, рассказывают о своем положении скромнее. В приложении «Коммерсантъ Weekend» рекламодатели снимают полосы. Авторам «Русского репортера», уделяющим пристальное внимание киноиндустрии, задерживают зарплату.
Проблемы русскоязычной прессы о кино полностью соответствуют общей ситуации на издательском рынке. Доход печатных СМИ напрямую зависит от количества рекламных страниц. Рекламная полоса в глянце может стоить от 100 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей. Объем рекламы в американской прессе уже уменьшился на 13%. Снижение прибыли наблюдается и у европейских изданий.
«Реальные снижения рекламных доходов еще впереди. Рекламный рынок устроен так, что бюджеты планируются на следующий год в конце текущего. Поэтому то, что мы видим сейчас – это рекламные бюджеты, которые были запланированы и оплачены еще до того, как в наш лексикон вошло выражение «финансовый кризис» - высказал мнение главный редактор журнала Forbes Максим Кашулинский в интервью Bfm.ru.